УДК 34

Методы правового регулирования современных технологий

Бамбаева Баина Станиславовна – аспирант Российский университет дружбы народов.

АннотацияНаучная публикация посвящена важнейшей проблеме использования современных информационных технологий для обеспечения юридической значимости правовой информации, а также технологическим системам управления информацией, и их правовому регулированию.

Методом декомпозиции открытых источников анализируются пути совершенствования правовой деятельности. Рассмотрены возможности оптимизации правовых процессов с помощью современных информационных систем.

Результаты исследования могут быть использованы для подготовки государственных и ведомственных документов, регулирующих отношения, связанные с применением новых информационных технологий, в том числе в электронной форме. В России в настоящее время разработано множество нормативных актов, регулирующие деятельность государственных органов в сфере применения информационных технологий. Однако как разработка, так и применение в государственном управлении новых информационных инструментов требует чётких методических и практических определений, а также стандартизации всего комплекса процедур, связанных с использованием информационных технологий в государственном аппарате.

В статье автор поднимает вопрос о современном этапе развития различных сфер общественных отношений в государстве. Новые процессы цифровизации в различных сферах жизни общества – достаточно дорогое и сложное экономико-правовое явление, которое необходимо интегрировать в существующую систему права. Процесс цифровизации общества в наши дни не является исключением.

Ключевые слова: цифровые активы, цифровые правоотношения, отрасль права, гражданское право, цифровизация, цифровые финансовые активы, наука, технологическая революция, экономика, право, безопасность, межотраслевые институты права, научные исследования.

Введение

Методы правового регулирования современных технологий являются очень важным элементом стратегии социально-экономического развития страны. Развитие общественных отношений в Интернете, а также оборот цифровых объектов и предметов, которые используются исключительно в цифровой среде, указывают на существующие гражданско-правовые правоотношения с особой спецификой в рамках правового поля. Характерная взаимосвязь однородности цифровых правоотношений и гражданско- правовых правоотношений бесспорна, но существующие предпосылки развития феномена «цифровизация» внутри общества дают основания полагать, что с точки зрения экономики и права они самостоятельно формируют среду однородных цифровых правоотношений новой отрасли – цифрового права. На базе устоявшихся структурных экономико-правовых межотраслевых институтов в науке юриспруденции и экономики образуются новые межотраслевые институты. Процессы формирования, развития и ведения пользовательской деятельности в цифровой среде (сети Интернет) обусловливают потребность в формировании подробного теоретического представления о феномене нашего времени «цифровизации».

Материалы и методы

В исследовании был использован аксиологический подход, а также общенаучные методы исследования. Путем изучения открытых источников была проведена декомпозиция данных, а также сделаны соответствующие выводы по заданной тематике.

Литературный обзор

Актуальность новых подходов к правовой цифровизации состоит в том, что она выступает как необходимая составляющая модернизации современной экономики и общества, перехода к инновационной экономике. Основополагающий инструмент модернизации страны, к которой также относится правовая цифровизация, – это построение правового государства, способного эффективно защитить права граждан и эффективно развиваться в условиях рыночной экономики. Острой остаётся необходимость совершенствования законодательства об инновационной и интеллектуальной деятельности, технического регулирования, правового регулирования трансграничного информационного обмена».

В настоящее время объем российского рынка аппаратных информационных и программных средств ИТ, а соответственно и стоимость конечного продукта (продукта конечного потребления), существенно ограничены в связи с устареванием базовой технологии производства компьютеров. Во второй половине прошлого века завершилась разработка и внедрение на серийные производства процессоров архитектуры x86, процессоров DEC Alpha, микроархитектуры NULL, микроэлектронных структур памяти ЭПВМ, системных плат и микропроцессоров. Результатом этих разработок стали процессоры различных архитектур, множества рабочих станций, программного обеспечения, серверов и других устройств.

Строительство новых производств, необходимых для разработки, выпуска и модернизации оборудования, обеспечивающего построение глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, а также ее правовое обеспечение имеет большое значение для поддержания уровня конкурентоспособности соответствующих отраслей и роста производительности труда. Поэтому создание и развитие соответствующих производств является одной из важнейших задач на современном этапе государственной экономической и социальной политики России.

Закономерно, что, хотя все требования, предъявляемые рынком к уровню собственной инновационной активности и к технологиям и аппаратным средствам, должны быть учтены, российские производители персональных компьютеров должны дополнительно развивать рынок информационных услуг, которые имеют большое значение не только для обеспечения потребностей населения, но и для развития экономики страны.

На сегодняшний день российский рынок средств вычислительной техники, а именно персональных компьютеров, остается слаборазвитым, составляя лишь около 3-6% от соответствующего мирового рынка. В то же время мировой рынок средств компьютерной техники (в частности, персональных компьютеров и программного обеспечения) за счет наиболее динамично развивающихся мировых производителей (США, Китай) в 2008 г. достиг его пика, составив 783,1 млрд. долл.

Также не менее важной является проблема внедрения систем искусственного интеллекта в систему права. Подобные технологии открывают новые перспективы развития правового государства

Органы государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и институты гражданского общества должны активнее участвовать в разработке и реализации стратегий в области информационных технологий, направленных на повышение эффективности обеспечения конкурентной среды, защиту прав и свобод граждан, их интеллектуальных прав, обеспечение конкурентоспособности и безопасности информационных и коммуникационных технологий, развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

Исследование тех проблем, которые возникают при осуществлении государственной деятельности, в том числе в области обеспечения кибербезопасности, защиты интеллектуальной собственности, выявило следующее. Внедрение систем искусственного интеллекта и организация электронного документооборота в государстве, коммерческих и государственных организациях не привело к разрешению актуальных проблем, связанных с нарушением прав интеллектуальной собственности. Необходимо внедрение современных технологий эффективного использования знаний, опыта, правовой и этической культуры в сфере информационной безопасности, прав человека, ответственности и возможностей самореализации для граждан и общества.

В ходе исследования выявлены проблемы эффективного использования искусственного интеллекта. Сложившаяся правовая система России требует принятия и реализации комплексных мер, направленных, в первую очередь, на совершенствование законодательства об интеллектуальной собственности с учётом опыта правовой системы других стран, необходимости учёта зарубежного опыта и международных соглашений в данной сфере. Отмечается необходимость развития системы государственно-частного партнёрства, в которой государство является инвестором, а должно выступать гарантом рисков, связанных со свободным и конкурентным рынком.

Важными направлениями развития искусственного интеллекта выступают участие государства в развитии искусственного интеллекта, использование их в госуправлении, коммерции, массовой коммуникации, образовании, культурном и образовательном процессе. Отмечается также необходимость совершенствования системы правоприменения, внедрения в правоприменительную практику нормативных правовых актов на уровне государства, муниципальных образований и субъектов РФ.

Достижение заявленных целей невозможно без повышения эффективности управления информационными ресурсами, создания условий для эффективного использования новых информационных технологий в государственном и муниципальном секторах, обеспечения свободного и эффективного информационного обмена в части интеграции национальной сети с сетями зарубежных стран. В связи с этим требуется проведение информационной политики и формирование правового пространства, способного обеспечить участие в процессах информационного комплаенса.

Деятельность межведомственных правовых комиссий, занимающихся данным вопросом направлена на создание оптимальных условий для взаимодействия с ведущими иностранными и отечественными производителями приборов, систем и услуг в сфере обработки информации, системной интеграции, эксплуатации информационно-телекоммуникационных и информационно-вычислительных сетей государственного и муниципального уровня. Одним из вариантов для создания таких условия является Государственная информационная система «Информационное общество».

Государственная информационная система «Информационное общество» включает в себя значительный комплекс государственных информационных ресурсов: от федерально, находящихся в пределах Российской Федерации, до региональных систем обработки информации.

Комиссия осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.

В рамках работы Комиссии разработан ряд нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование подобных систем.

Так, в Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2031 года и на период действия планов мероприятий («дорожных карт») «Повышение эффективности бюджетных расходов на государственную информационную систему «Информация о деятельности органов государственной власти», включены мероприятия по созданию государственной информационной системы по управлению государственными и муниципальными закупками (ГИС «АПП»).

Результаты

Одним из основных показателей эффективности деятельности комиссии, формируемой Правительством России, является реализация положений Указа Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике».

Заявка на разработку проекта Стратегии государственной экономической политики Российской Федерации в области информационных технологий и плана мероприятий («Дорожная карта») «Развитие отрасли информационных технологий» утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2012 г., №1582-р.

Обсуждение

В 2022 г. за счет средств федерального бюджета в рамках ФЦП «Электронная Россия» была создана инфраструктура государственной информационной безопасности в соответствии с международным стандартом обеспечения безопасности информации (ISO/IEC 27001).

В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. №596 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» отмечается, что «в целях повышения эффективности национальных информационных систем необходимо создание единой общероссийской государственной информационной сети на основе современных технологий связи, использования многопроцессорной аппаратуры, интеграции государственных информационных систем в целях обеспечения международных стандартов в области информационной безопасности, формирования единого сегмента информационных ресурсов, интегрированного в национальную информационную сеть».

Список литературы

  1. Ершов М. В. О некоторых проблемах цифровизации // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2019. – No 6. – С. 144–151.
  2. Карцхия А. А. Цифровые права и правоприменение // Мониторинг правоприменения. – 2019. – No 2 (31). – С. 43–46.
  3. Никонов В. А. Социальная вредность «мертвых» правовых норм и их ревизия в процессе мониторинга нормативных правовых актов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2011. – No 2 (15). – С.145–149.
  4. Тумаков А. В., Терехов М. Г. Создание финансовых пирамид с использованием цифровых активов // Вестник экономической безопасности. – 2020. – No 3. – С. 91–94.
  5. Ушакова Е. В., Ткаченко Д. Г. Цифровое право и цифровая экономика – дуэт во внешнеэкономической деятельности // Государственная служба и кадры. – 2020. – No 1. – С. 44–46.

Интересная статья? Поделись ей с другими: