УДК 347.77

Пресечение незаконного оборота объектов интеллектуальной собственности

Семенов Даниил Александрович – аспирант Казанского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации.

Аннотация: В статье рассматривается тема пресечения незаконного оборота объектов интеллектуальной собственности. Внимание читателя акцентируется на российском рынке контрафактной продукции, а также на опасности поддельной продукции, механизмах борьбы с данным явлением. В статье сформулированы предложения по снижению доли контрафактной продукции на российском рынке.

Ключевые слова: объекты интеллектуальной собственности, контрафактная продукция, товарный знак, бренд, средство индивидуализации.

Тема пресечения ввоза контрафактной продукции является крайне актуальной, поскольку контрафактные товары наносят огромный экономический ущерб странам и компаниям. Контрафактная продукция не только не приносит налоговых поступлений в федеральный бюджет, но и ведет к потере доходов производителей оригинальных товаров и снижению их конкурентоспособности на рынке. Кроме того, контрафактный товар часто не отвечает требованиям безопасности и качества, что может привести к негативным последствиям для здоровья потребителей. В связи с этим, пресечение ввоза контрафактной продукции является важной задачей для государства и бизнеса.

Наша страна имеет сухопутную границу с Китаем и связана по морю с Турцией, источниками значительного количества контрафактной продукции. Из данных стран ввозится огромное количество товаров, что усложняет и без того непростой процесс выявления контрафактной продукции. Ситуация осложняется высоким уровнем лояльности населения к контрафактной продукции.

Для борьбы с подделкой средств индивидуализации существует Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, в который внесена информация о брендах и товарных знаках, что позволяет выявлять факт фальсификации объекта интеллектуальной собственности в ходе таможенного оформления и таможенного контроля.

В случае выявления признаков контрафакта, выпуск может быть приостановлен на срок до 10 рабочих дней в соответствии со статьей 124 ТК ЕАЭС. Информация о ввозе товара с признаками фальсификации передается правообладателю товарного знака, который подтверждает или опровергает факт незаконного использования объекта интеллектуальной собственности. В случае выявления нарушений, товары изымаются, лицо, незаконно ввозившее товар, может быть оштрафовано [1]. Кроме того, компания, товарный знак которой был использован незаконно, имеет право подать в суд, обвинив владельца контрафакта в нарушении исключительного права на объект интеллектуальной собственности, которое охраняется положениями Гражданского кодекса РФ.

В настоящее время в нашей стране наиболее часто подделывают товарные знаки одежды и обуви, на 2 месте по количеству фальсификаций – кондитерские изделия и продукты питания, а на 3 – косметика и парфюмерия (по данным статистики ФТС России). Также на российском рынке представлен контрафакт бытовой техники и фармацевтической продукции [3].

В последние годы на российском рынке контрафактной продукции можно выявить тенденцию к смещению производства нелегальной продукции с сегмента люксовых и премиальных брендов на товары широкого потребления. Контрафактная продукция реализуется в небольших магазинах, на розничных рынках и через Интернет. Различные кризисы способствуют росту спроса на контрафактные товары, так как снижается покупательная способность населения и потребители стараются сэкономить за счет покупки поддельной продукции [2].

По данным компании Brandmonitor, объем торговли контрафактом в РФ в 2021 году составляет от 4 до 6,5 трлн руб. В 2021 году годовой оборот одежды и обуви люксовых брендов достиг 273 млрд руб., превысив легальный сегмент рынка (248 млрд руб.). Но при этом компании-производители люксовых брендов не получают особого ущерба из-за высокой доли контрафактной продукции, так как имеют устойчивую долю постоянных покупателей с высоким уровнем достатка, которые не будут покупать поддельную продукцию, независимо от экономической ситуации и других составляющих конъюнктуры рынка.

На рис. 1 представлена информация о способах сбыта контрафактной продукции в России в различных категориях, по данным на 2021 год [4].

1

Рисунок 1. Сравнительный анализ способов сбыта контрафактной продукции, 2021 г., %

Информация, представленная на рис. 1, свидетельствует о том, что наибольшая доля контрафактной продукции реализуется в рамках офлайн-торговли, то есть на рынках, в небольших магазинах и даже в торговых центрах. Наибольшая доля торгового оборота в сегменте офлайн-торговли у детских игрушек. На наш взгляд, это связано со спецификой товара. Контрафактные детские игрушки ориентированы в большей степени на незапланированные покупки. Что касается детских игрушек, которые приобретаются через Интернет, то чаще всего покупка является осознанной. Детские игрушки приобретаются в сегменте онлайн-торговли в качестве подарка на день рождения или какой-либо другой праздник, поэтому потребители выбирают, как правило, более дорогие оригинальные товары.

Из вышесказанного также следует, что люди покупают нелицензионную продукцию, понимая, что на ее производство не было получено разрешение правообладателя. В нашей стране имеет место проблема лояльности населения к контрафактной продукции. На наш взгляд, необходима социальная реклама и проведение занятий в школах с участием представителей Федеральной таможенной службы Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, на которых должностные лица объясняли бы школьникам, что интеллектуальная собственность так же, как и любая другая собственность человека должна быть неприкосновенной. Её создание, как и производства товаров и услуг, является результатом труда большого количества людей, который должен быть оплачен.

В заключении статьи можно сделать вывод, что защита прав на объекты интеллектуальной собственности является важным аспектом правоохранительной деятельности таможенных органов и государства в целом. Незаконный оборот контрафактных товаров является серьезной угрозой для правообладателей, экономики страны и потребителей. Разработка и применение эффективных мер и механизмов борьбы с контрафактной продукцией необходима для защиты интересов потребителей и правообладателей. Однако, для успешного решения данной проблемы необходимо проведение различных комплексных мероприятий, включая воспитательную и профилактическую работу с населением, особенно с представителями подрастающего поколения, с целью формирования уважительного отношения к правам на объекты интеллектуальной собственности.

Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения 10.05.2023). - Текст : электронный.
  2. Жилина И.Ю. Контрафакт на российском рынке и методы защиты от его распространения / И.Ю. Жилина // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2, Экономика: Реферативный журнал. - 2020.- № 1. - С. 179.
  3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. - URL: https://customs.gov.ru. (дата обращения 12.05.2023) - Текст : электронный.
  4. Официальный сайт компании BrandMonitor. - URL: https://media.brandmonitor.ru. (дата обращения 12.05.2023) - Текст: электронный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: