УДК 347.462.6

Взаимодействие уполномоченных по защите прав предпринимателей и малого бизнеса в период эпидемии коронавируса

Петухов Станислав Павлович – аспирант Новосибирского государственного университета экономики и управления.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы взаимодействия уполномоченного по защите прав предпринимателей и малого бизнеса в период эпидемии коронавируса. С какими трудностями столкнулся малый бизнес в России и какие были введены различные ограничения и меры для борьбы с распространением вируса. Рассмотрены различные принятые государственные меры поддержки и защиты предпринимателей. Определены отрасли, получившие новое развитие, как они продвинулись и проявили рост. А также, какую роль бизнес-омбудсмены могут сыграть в поддержке малого бизнеса после эпидемии коронавируса.

Ключевые слова: уполномоченный по защите прав предпринимателей, малый бизнес, эпидемия коронавируса, финансовые трудности.

Уполномоченные по защите прав предпринимателей (официально называемые также комиссары или омбудсмены по правам предпринимателей) – это государственные или негосударственные органы, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей. Они обычно создаются с целью обеспечить справедливость в бизнес-среде, защитить предпринимателей от неправомерных действий государственных органов или других предпринимателей и способствовать развитию предпринимательства.

В начале эпидемии коронавируса малый бизнес в России столкнулся с рядом проблем и неопределенностей.

Во-первых, Правительство России ввело ограничения на работу предприятий в различных отраслях, таких как розничная торговля, рестораны, развлечения и туризм. Многие малые предприятия были вынуждены закрыться или сократить свою деятельность. Возникла неопределенность по поводу того, как долго будут действовать эти ограничения и какие будут последствия для бизнеса. Введение режима самоизоляции, карантина и ограничения отдельных видов деятельности привело к временному, а затем к полному закрытию предприятий. По данным опубликованного доклада уполномоченного по защите прав предпринимателей о влиянии пандемии коронавируса на бизнес всего кризис затронул около 4,17 млн компаний и индивидуальных предпринимателей (при их общем числе порядка 6,05 млн), или 67 % от общего числа предприятий в стране. [1]

Во-вторых, вследствие ограничений на перемещение и страха перед инфекцией потребители стали осторожнее и в первые месяцы существенно сократили свои расходы. Это привело к снижению спроса на товары и услуги, что негативно сказалось на малых предпринимателях. В соответствии с ранее названным докладом 55,6 % компаний отметили сокращение спроса на 50 % и более. [1] Большинство компаний не сократили своих сотрудников, но вынуждены были понизить фонд оплаты труда.

В-третьих, многие малые предприятия столкнулись с финансовыми трудностями, так как выручка сократилась или прекратилась полностью. Были затруднения с выплатой зарплат сотрудникам (52,4 %), оплатой аренды и другими текущими расходами, 42,8 % компаний столкнули с финансовыми трудностями при уплате налога на имущество. [1]

В начале эпидемии было отсутствовала ясность относительно мер поддержки, которые будут предоставлены малому бизнесу. Впоследствии был принят ряд государственных мер, таких как отсрочка платежей по налогам и взносам, предоставление кредитов и субсидий, однако, в начале эпидемии у большинства возникло полное ощущение беспомощности перед лицом совершенно новой, ранее не возникавшей ситуации.

В целях поддержки период эпидемии коронавируса Правительство РФ предприняло ряд шагов для поддержки малого бизнеса. В том числе:

  1. Финансовая помощь. Были разработаны программы финансовой поддержки, включая предоставление субсидий, займов под низкий процент, гарантий и других форм финансовой помощи. Это позволило предпринимателям получить доступ к дополнительным финансовым ресурсам для сохранения бизнеса.
  2. Отсрочка налоговых платежей. Была предоставлена возможность для отсрочки или рассрочки уплаты налоговых платежей для предприятий, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, что снизило финансовую нагрузку на предприятия в период сниженных доходов. [2] Так были введены отсрочки на 6 месяцев по оплате налога на прибыль, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога, уплачиваемых за 2019 год, на три месяца – для налога на доходы физических лиц. Введены отсрочки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и ряд других. Указанным постановлением также было предусмотрено увеличение сроков по подаче налоговой отчетности.
  3. Упрощение административных процедур. Были введены меры по упрощению процедур регистрации бизнеса, получения разрешений и лицензий, а также сокращение бюрократической нагрузки на малые предприятия. Немаловажным стал временный запрет на проведение плановых проверок
  4. Субсидии на заработную плату. В соответствии с Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 422 предприятиям малого и среднего бизнеса предоставлялись субсидии в виде беспроцентных кредитов для оплаты заработной платы сотрудникам при условии сохранения их среднесписочной численности и соответствия ряду других условий. [3]
  5. Арендные льготы. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 439 на срок до 01.10.2020 г. были введены рекомендации по снижению и предоставлению отсрочки по арендным платежам для отдельных категорий предпринимателей, арендующих помещения в государственных и муниципальных объектах. [4]
  6. Органами государственной власти, а также безнес-омбудсменами были организованы образовательные программы, тренинги и консультации для предпринимателей по адаптации к новым условиям и развитию бизнеса в период эпидемии.

Эпидемия коронавируса привела к изменению рыночной ситуации и представила новые вызовы для малого бизнеса. Некоторые отрасли, такие как онлайн-торговля, доставка еды и технологические решения, смогли адаптироваться и даже расшириться в этот период, в то время как другие отрасли, такие как туризм и гостиничное дело, пострадали сильнее.

Во время и после эпидемии особенно продвинулись:

  • технологические компании. Сфера информационных технологий и цифровых услуг испытала значительный рост в период пандемии. Работа из дома, онлайн-обучение, удаленные коммуникации и развлечения стали востребованными, что способствовало увеличению спроса на технологические компании, социальные сети, видеоконференц-платформы и другие связанные услуги.
  • электронная коммерция. Онлайн-торговля и интернет-магазины получили значительный рост в период пандемии. С ограничениями на традиционные розничные магазины и изменением потребительского поведения, потребители стали предпочитать покупки онлайн. Это привело к увеличению спроса на услуги электронной коммерции и доставки товаров.
  • здравоохранение и фармацевтическая промышленность. Сфера здравоохранения и фармацевтики сыграла ключевую роль в период пандемии. Вакцины, медицинское оборудование, лекарства и услуги, связанные с диагностикой и лечением COVID-19, были в центре внимания и испытали значительный рост.
  • логистика и доставка. С ростом онлайн-торговли возросла и потребность в логистических и доставочных услугах. Компании, занимающиеся логистикой и доставкой, включая курьерские службы и компании по доставке еды, получили большой спрос и развивались в период пандемии.
  • компании, предоставляющие удаленные услуги. Различные компании, предоставляющие удаленные услуги, такие как удаленная работа, образование, развлечения и фитнес, также испытали рост. Это включает платформы для онлайн-обучения, вебинаров, видеоигр, потокового видео и других удаленных услуг.

Эпидемия коронавируса радикально изменила мир и несмотря на большое количество негативных эффектов, открыла для бизнеса и для потребителей новые возможности и горизонты.

Немаловажную роль в расширении этих возможностей сыграли и бизнес-омбудсмены, в частности уполномоченные:

  • оказывали помощь предпринимателям, предоставляя им актуальную информацию о принятых мерах поддержки, изменениях в законодательстве, финансовых инструментах и других вопросах, связанных с эпидемией;
  • выступали в качестве посредников при разрешении споров между предпринимателями и государственными органами, например, в случае отказа в предоставлении финансовой поддержки или при проблемах с выполнением требований карантина;
  • следили за действиями государственных органов, чтобы предотвращать неправомерные действия или злоупотребления властью в отношении предпринимателей. Они также контролировали соблюдение законодательства в сфере бизнеса и предпринимательской деятельности.
  • действовали от имени предпринимателей, представляя их интересы перед государственными органами, органами власти и другими структурами. Они могли выступать с рекомендациями по улучшению условий для предпринимательства и вносить предложения по внесению изменений в законодательство.
  • проводили консультации с предпринимателями, прослушивали их мнения и предложения, а также предоставляли возможность для обратной связи, чтобы лучше понять проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели в условиях эпидемии.

В настоящее время бизнес-омбудсмены продолжают отслеживать ситуацию и проводить мониторинг воздействия послепандемической экономики на малый бизнес, что позволяет им оценить текущие проблемы и потребности предприятий, вносить законодательные инициативы, консультировать предпринимателей по проблемным вопросам и оказывать помощь в различных аспектах их деятельности. [5]

Список литературы

  1. Приложение к Докладу уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей 2020: Сovid-19: последствия для бизнеса и экономики // Уполномоченный при президенте Российской Федерации : офиц. сайт – 2020. – URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2020/7.pdf (дата обращения 21.06.2023).
  2. О мерах по обеспечению Устойчивого развития экономики: постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 409 : [ред. От 16.05.2020 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации.
  3. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году субъектам малого и среднего предпринимательства на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости: постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 422 // Собрание законодательства Российской Федерации.
  4. Об установлении требований к условиям и срока отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества: постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 439 // Собрание законодательства Российской Федерации.
  5. Халиль Д.Д. Законодательные инициативы уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей в связи с пандемией коронавируса / Д.Д. Халиль // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». – 2020. – №3. – С. 590-594 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonodatelnye-initsiativy-upolnomochennogo-pri-prezidente-rf-po-zaschite-prav-predprinimateley-v-svyazi-s-pandemiey-koronavirusa/viewer (дата обращения: 21.06.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: