УДК 34

Анализ поводов и оснований для возбуждения дела об административном правонарушении

Кифяк Владислав Юрьевич – студент магистратуры заочной формы обучения Крымского филиала Российского государственного университета правосудия.

Научный руководитель Волков Вячеслав Юрьевич – кандидат юридических наук, доцент кафедры Административного и финансового права Крымского филиала Российского государственного университета правосудия.

Аннотация: В последнее время четко прослеживается тенденция расширения законодателем круга деяний, признаваемых административными правонарушениями, возрастания репрессивной составляющей административных наказаний, которым ежегодно подвергаются десятки миллионов физических и юридических лиц, что актуализирует проблемы законности, обоснованности и эффективности применения законодательства об административных правонарушениях. В связи с этим, особенное внимание исследователей привлекают вопросы, связанные с законностью и обоснованностью возбуждения дел об административных правонарушениях. Несмотря на важность и значимость существующего механизма привлечения к административной ответственности, сегодня все еще существуют некоторые дефекты правового регулирования как производства по делам об административных правонарушениях в целом, так и отдельных его стадий. Наибольший интерес исследователей обоснованно привлекают вопросы, связанные с сущностью, содержанием и правовым регулированием возбуждения дела об административном правонарушении. Цель настоящего исследования - проанализировать поводы и основания возбуждения дел об административных правонарушениях.

Ключевые слова: возбуждение дела об административном правонарушении, административная ответственность, законодатель, поводы и основания, КоАП РФ.

Многие ученые-юристы считают, что «возбуждение дела об административном правонарушении является ключевой, базовой стадией производства, создающей предпосылки для законного и обоснованного применения законодательства об административной ответственности» [3, с. 9]. Специалист по административному праву Бахрах Д. Н. уточняет, что «возбуждение дела об административном правонарушении является лишь одним из этапов первой стадии производства. Оно предшествует установлению фактических обстоятельств, процессуальному оформлению результатов расследования и направлению материалов для рассмотрения по подведомственности, что в совокупности и составляет содержание первой стадии производства по делу об административном правонарушении» [2, с. 5]. Как только составлен протокол, что совершено нарушение административного характера, либо прокурором вынесено постановление о начале административного процесса, дело считают возбуж­денным.

Однако, как следует из главы 28 КоАП РФ, чтобы возбудить дело административного характера, недостаточно решения прокурора о начале соответствующего процесса. Несмотря на эти нормы закона, отдельные авторы именно так понимают основания заведения дела административного характера, рассматривая его как первую часть начальной стадии административного процесса [4, с. 58]. На самом деле, чтобы возбудить дело (или принять решение об отказе в его возбуждении), сначала надо установить и оформить документально все обстоятельства, которые могут послужить основанием для такого решения. Оформление выполняется при помощи определенных законодательно процессуальных действий, к которым относятся составление протоколов, вынесение соответствующих определений, вынесение прокурорского постановления, досмотры, изъятия, освидетельствования, опросы. В сочетании всех перечисленных действий и заключается первоначальная фаза административного процесса.

В административном праве определены четкие основания начала и окончания фазы заведения дела. Она начинается, когда уполномоченное должностное лицо получает информацию, отражающую все признаки того, что произошло нарушение административных норм. Как повод для начала дела рассматриваются сведения не из каждого источника, а только из тех, которые упоминаются в ст. 28.1 КоАП РФ. Эта статья накладывает на уполномоченного сотрудника обязанность производить требуемые процессуальные действия, определяющие, надо ли заводить административное дело. Другим поводом к заведению такого дела считаются мероприятия, совершаемые с целью установления хода событий, создания доказательного базиса, фиксации нарушения и уточнения его степени. Законодательно определен внушительный свод поводов, которые позволяют завести дело административного характера [7, с. 75]. Все они отражены в ст. 28.1 КоАП РФ:

«1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  2. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  3. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27и статьей 14.52 настоящего Кодекса);
  4. фиксация административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (в части административных правонарушений, предусмотренных частями 3.1- 4 статьи 8.2 настоящего Кодекса), в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
  5. подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица» [1].

Если сравнивать с Уголовным кодексом, в КоАП не имеется указаний прямого характера, определяющих основания заведения административного дела. Что касается уголовных дел, то основанием их возбуждения признают наличие исчерпывающих сведений, которые указывают на проявления и признаки совершенного преступления (часть вторая ст. 140 УПК РФ). Рассматриваемая же статья 28.1 КоАП не применяет понятие «основание» и определяет, что дело заводится, если наличествует хотя бы один из перечня поводов, перечисленных в статье, а также достаточно веские данные, которые указывают на произошедшее нарушение административной юрисдикции [1]. Такие достаточные данные отдельные специалисты в сфере административного права считают как раз основанием заведения дела [5. с. 477]. Главное значение в первоначальной фазе административного возбуждения производства отводится оперативным мероприятиям органов правопорядка, которые должны выяснить место и точное время произошедшего, детализировать общую картину нарушения, установить личность человека, нарушившего административный кодекс. Для начального процессуального этапа возбуждения дела характерно производство ряда действий и мер, которые призваны уточнить степень проступка, долю виновности привлекаемого лица и все обстоятельства, сопровождающие совершение правонарушения. При этом важно определить условия и мотивацию нарушения, которые определяют меру ответственности перед законом.

Отдельные юристы подвергают критике нынешнюю редакцию КоАП РФ, предлагая изменить статью 28.1. К примеру, Кисин В. Р. пишет, что «некоторые из указанных формулировок представляются юридически некорректными и даже ошибочными. Так, в качестве повода к возбуждению дела признается фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или в области благоустройства территории работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами (п. 4 ч. 1 ст. 28.1). Очевидно, что указанные технические средства фиксируют не административное правонарушение (которое содержит признаки, указанные в ст. 2.1 и предусмотренные соответствующей статьей Особенной части КоАП РФ), а нарушение тех или иных правил дорожного движения (благоустройства территории). Если же признать, что технические средства фиксируют административное правонарушение, то ничто не мешает «поручить» им вынесение постановления о назначении административного наказания. В действительности факт административного правонарушения фиксирует, т.е. устанавливает уполномоченное должностное лицо, рассматривающее материалы (фото- и киносъемки, видеозаписи) о нарушении соответствующих правил, которые были получены с использованием специальных технических средств» [4, с. 59]. Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что, если внести необходимые изменения в пункт 4 части 1 ст. 28.1 КоАП РФ, то юридически формулировки данного нормативного акта будут выглядеть более адекватно.

В заключение нужно указать, что заведение дела административной юрисдикции – это только начальный этап административного процесса и мы должны отделять его основания от поводов. Среди поводов можно назвать: факт случившегося нарушения административного порядка, который обнаружил уполномоченный сотрудник; соответствующие доказательные материалы от органов правопорядка, иных госорганов, органов самоуправления на местах либо общественных организаций; уведомления или заявления юриди­ческих лиц и граждан; извещения и сообщения в СМИ. Основание же заведения дела появляется, когда имеются исчерпывающие данные, которые четко указывают на проявления признаков нарушения закона. Административное дело считают возбуж­денным со времени выхода прокурорского постановления о начале процесса по административному нарушению либо составления протокола, подтверждающего совершенный проступок.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.02.2023).
  2. Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. – М., 2000. С. 541.
  3. Дорохин В. В. Административное право: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. Ч. 2. С. 260-261; Дорохин В. В. Понятие и содержание производства по делам об административных правонарушениях // Научный портал МВД России. 2011. № 3. - С. 9.
  4. Кисин Валерий Романович, Попугаев Юрий Ильич. Поводы и основание возбуждения дела об административном правонарушении: состояние и оптимизация правового регулирования // Научный портал МВД России. 2014. №3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povody-i-osnovanie-vozbuzhdeniya-dela-ob-administrativnom-pravonarushenii-sostoyanie-i-optimizatsiya-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 02.01.2023).
  5. Кононова П. И. Административное право России: Учебник / Под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш. Килясханова. 4-е изд. – М.: ЮНИТА-ДАНА: Закон и право, 2009. С. 477.
  6. Каплунов Андрей Иванович. О стадии возбуждения производства по дисциплинарному делу по факту совершения сотрудником органов внутренних дел административного правонарушения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. №1 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-stadii-vozbuzhdeniya-proizvodstva-po-distsiplinarnomu-delu-po-faktu-soversheniya-sotrudnikom-organov-vnutrennih-del (дата обращения: 22.02.2023).
  7. Логин П. А. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении // Вестник науки. 2022. №4 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stadiya-vozbuzhdeniya-dela-ob-administrativnom-pravonarushenii (дата обращения: 20.02.2023).
  8. Шевченко О. А. К вопросу о начальной стадии производства по делам об административных правонарушениях // Труды Академии управления МВД России. 2011. №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-nachalnoy-stadii-proizvodstva-po-delam-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah (дата обращения: 21.02.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: