УДК 34

Проблемы правового регулирования гражданско-правового статуса несовершеннолетних

Андреев Руслан Викторович – аспирант Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики.

Аннотация: Статья посвящена исследованию отдельных проблем правового регулирования гражданско-правового статуса несовершеннолетних. Акцентировано внимание на вопросе о возрасте возникновения предпринимательской правоспособности несовершеннолетних граждан. Сделан вывод о том, что чтобы избежать лишних недоразумений, в регистрационном свидетельстве необходимо указывать, что индивидуальный предприниматель является несовершеннолетним. Такую же информацию должна содержать печать несовершеннолетнего предпринимателя.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственная регистрация, экономическая деятельность, возраст, налоговая ответственность, несовершеннолетний индивидуальный предприниматель.

В настоящее время мы имеем дело с пробелом законодателя, оставившем без ответа вопрос о возрасте возникновения предпринимательской правоспособности несовершеннолетних граждан и вопрос характере (общем или специальном) предпринимательской правоспособности физических лиц.

Законодательство прямо не отвечает на вопрос о возрасте, по достижении которого возможна государственная регистрация ребенка в качестве индивидуального предпринимателя, о характере предпринимательской правоспособности гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. В доктрине по данным вопросам существуют разногласия. Данные разногласия не являются далекими от жизни дискуссиями, как это может показаться на первый взгляд. Любые споры между учеными-юристами имеют важное инструментальное значение, ибо задачи правовой науки всегда носят прикладной, сугубо практический характер. В конечном итоге они сводятся к спорам о власти (компетенции) либо к спорам о деньгах (собственности), которые ведут между собой различные политические либо хозяйственно-экономические группировки, чьи интересы сознательно или невольно отстаивают специалисты в области правовой науки[1]

Вопрос о возрасте, по достижении которого у несовершеннолетнего возникает признаваемая государством возможность (право) требовать государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, - это вопрос о возрасте подростка, к сделкам которого мы готовы применить правила о регулировании предпринимательской деятельности.

Сторонники признания несовершеннолетних от 14 до 16 лет способными к осуществлению предпринимательской деятельности говорят о необходимости снижения возраста наступления уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере экономической деятельности с 16 до 14 лет. Кроме того, необходимо сказать, что, в соответствии с п. 2 ст. 107 НК РФ[2], физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности по достижении возраста шестнадцати лет.

Следуя логике специалистов, полагающих возможным признание за несовершеннолетними, достигшими 14 лет, права на регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, необходимо признать граждан в возрасте от 14 до 16 лет субъектами, способными нести ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Среди работников органов, осуществляющих государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, распространена точка зрения, согласно которой вполне правомерна регистрация детей в возрасте от 14 до 16 лет в качестве индивидуальных предпринимателей. Так, например, Московская регистрационная палата полагала возможным регистрировать в качестве предпринимателей граждан, достигших 14 лет, с согласия законных представителей (приказ от 10.11.1998 № 231). Таким образом, если мы признаем, что несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 16 лет вправе регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, то мы должны признать их в качестве субъектов, способных нести ответственность за совершение уголовных и налоговых правонарушений в области предпринимательской деятельности.

Одной из реальных опасностей предоставления несовершеннолетним гражданам права регистрироваться в качестве предпринимателей является возможное использование заинтересованными лицами этого статуса детей для понуждения или подстрекательства их к совершению наказуемых деяний - правонарушений или преступлений экономического характера. В данном случае сами организаторы этих деяний остаются «в тени», а ребенок во многих случаях не подлежит ответственности в силу возраста. В результате «в накладе» остается, прежде всего, бюджет, но так же и сам несовершеннолетний, первый опыт предпринимательства которого сразу же начинается с неправомерных путей, что в дальнейшем может оказать влияние на его жизненные установки и повредить его репутации в сфере бизнеса[4]

В КоАП РФ[5] имеются главы, содержащие специальные составы административных проступков, совершение которых доступно только предпринимателям или должностным лицам. В соответствии с п. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

И налоговая, и уголовная, и административная ответственность имеют строго личный характер. Нельзя быть наказанным за действия другого лица.

Родители, иные законные представители не могут нести административной, уголовной, налоговой, т.е. предусмотренной Налоговым кодексом, ответственности за совершение правонарушений подростком-предпринимателем, не достигшим возраста 16 лет. Поэтому позиция работников налоговых органов, полагающих возможной государственную регистрацию несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет направлена, с одной стороны, на снижение возраста уголовной, административной, налоговой ответственности для детей, не достигших шестандцатилетия. С другой стороны, данная позиция позволяет взрослым совершать предпринимательские сделки от имени и за спиной несовершеннолетнего «предпринимателя», которого невозможно привлечь к ответственности за налоговые и иные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности. Такая позиция позволяет скрываться за спиной несовершеннолетнего лицам, фактически занимающимся предпринимательством. Данная позиция позволяет фактическим, незарегистрированным предпринимателям надеяться, что дела, возбуждаемые органами, обладающими соответствующей компетенцией, по фактам совершения налоговых и прочих правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, будут прекращаться в связи с не достижением лицами, привлекаемыми к ответственности, возраста 16 лет. Подлинным же правонарушителям, скрывающимся за несовершеннолетним «предпринимателем», правоприменительные органы не смогут уделить должного внимания. Наконец, как уже говорилось в предыдущей части настоящей статьи, по общему правилу граждане, не достигшие возраста 16 лет, не обладают трудовой правоспособностью, они не вправе заключать трудовые договоры в качестве работников. Если мы признаем возможность регистрации граждан, не достигших возраста 16 лет, в качестве субъектов предпринимательской деятельности, следовательно, мы признаем возможность привлечения данных граждан к исполнению договоров подряда и возмездного оказания услуг. И тогда несовершеннолетние работники, зарегистрированные как самостоятельные предприниматели, будут лишены тех немногих гарантий, что предусмотрены трудовым законодательством. Работодатели получат легальную возможность «скрывать» фактически существующие трудовые отношения за обычными обязательствами, возникающими из предпринимательских договоров об оказании услуг, подряда, поручения и пр.

Таким образом, ученые[6] и практикующие юристы, оправдывающие и обосновывающие регистрацию подростков, не достигших возраста 16 лет, в качестве субъектов индивидуального предпринимательства, оправдывают и обосновывают, подводят теоретическую и практическую базу для замены трудовых отношений между предпринимателями (коммерческими организациями, гражданами) и несовершеннолетними работниками, гражданско-правовыми отношениями, обязательствами, исполняемыми «коммерсантами» и «бизнесменами», в процессе своей обычной, повседневной предпринимательской деятельности.

Объективно, правоведы, отстаивающие критикуемую точку зрения, способствуют возможности скрываться за спиной детей подлинным предпринимателям, которые зачастую совершают уголовные, административные и налоговые правонарушения[7]. Если подобное явление получит повсеместное массовое распространение, и, следовательно, приобретет значительную степень общественной опасности, государство будет вынуждено признать граждан, достигших четырнадцатилетия, субъектами ответственности за совершение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Их защитники будут вынуждены убеждать правоохранительные органы, доказывать суду, что за спиной несовершеннолетних «бизнесменов» скрываются иные лица, мошенники. Взрослые лица, соглашающиеся на роль номинальных директоров и т.п. по нужде или легкомыслию, как правило, осознают, на что идут, отдают себе отчет в возможных негативных последствиях, которые могут наступить для них вследствие исполнения роли номинального директора, и требуют соответствующего вознаграждения. Едва ли можно ожидать от подростков подобной предусмотрительности[8]. Итак, до тех пор, пока законодатель не снизил возраст наступления уголовной и налоговой ответственности за совершение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, до тех пор, пока законодатель отграничивает возраст наступления частичной (неполной) гражданской и трудовой правоспособности, нельзя соглашаться с позицией, согласно которой граждане, способные выступать в качестве субъектов предпринимательской деятельности, имеют право по достижении возраста 14 лет регистрироваться в качестве субъектов индивидуального предпринимательства.

На практике не всегда легко определить, на чьи средства приобретено имущество, ставшее объектом сделки. Гражданское законодательство должно содержать презумпцию, в соответствии с которой имущество, ставшее объектом сделки, заключенной несовершеннолетним индивидуальным предпринимателем, должно считаться приобретенным на его личные доходы (зарплату, стипендию, доходы от предпринимательской деятельности), если сумма такой сделки не превышает их значительно.

Чтобы избежать лишних недоразумений, в регистрационном свидетельстве необходимо указывать, что индивидуальный предприниматель является несовершеннолетним. Такую же информацию должна содержать печать несовершеннолетнего предпринимателя.

На основании изложенного предлагается:

Статью 22.2 федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[10] дополнить п. 5 следующего содержания:

«5. В случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним, этот факт указывается в документе, подтверждающем государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Такую же информацию должна содержать печать несовершеннолетнего индивидуального предпринимателя».

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое регулирование гражданско-правового статуса несовершеннолетнего в настоящее время окончательно не сформировано и имеет пробелы. Указанное обстоятельство требует принятия мер по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

Список литературы

  1. Прокопьева Н. Особенности заключения договоров инвестирования и купли-продажи жилых помещений с участием несовершеннолетних /Н. Прокопьева // Российская юстиция. - 2021. - № 2. - С. 29.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. - Ст. 3824.
  3. Осипова С.В. Сделкоспособность несовершеннолетних в гражданском праве России. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. /С.В. Осипова. – Волгоград, 2007. – С. 11.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. заон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
  5. Глазков А.А. Особенности законодательного регулирования права ребенка на жилое помещение // Актуальные проблемы борьбы с преступностью на современном этапе развития общества: Сборник научных статей. - Воронеж: МОУ ВЭПИ, 2001. - С. 64.
  6. Дикарев И.С. Принцип повышенной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних /И.С. Дикарев // Российская юстиция. - 2017. - № 5. - С. 82.
  7. Зайцева Т.И. Нотариальная практика: ответы на вопросы / Федеральная нотариальная палата /Т.И. Зайцева. - М.: Волтерс Клувер, 2017. - С. 123.
  8. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : федер. закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3431.
  9. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 19.04.2023).
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301.

Интересная статья? Поделись ей с другими: