УДК 34

Административные регламенты в правоохранительных органах: проблемы применения

Скрынникова Анастасия Сергеевна – студент Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции.

Казаева Дарья Евгеньевна – студент Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции.

Аннотация: Статья посвящена общим понятиям и значению административных регламентов. Был проведен анализ проблем правоприменения административных регламентов в федеральных органах власти. Рассмотрена роль административных регламентов, регулирующих деятельность служащих государственных и муниципальных органов. Был сделан вывод о том, что введение критериев деятельности муниципальных и государственных служащих предотвращает преступления коррупционной направленности.

Ключевые слова: регламент, административный регламент, исполнительные органы, полномочия органов власти.

В обеспечении эффективности государственного управления введение административных регламентов стало важным шагом. В ходе административной реформы остро осозналась необходимость усиления законодательного регулирования административных процедур - порядка осуществления действий органами исполнительной власти в целях реализации своей компетенции. 

С помощью административных регламентов регулируется деятельность служащих исполнительных органов. Именно размытость полномочий государственных и муниципальных служащих обеспечивает формирование благодатной почвы для процветания коррупции.

Можно сказать, что одной из проблем применения административных регламентов правоохранительных органов в Российской Федерации является проявление коррупционной составляющей в деятельности органов государственной власти, что осложняет становление прогрессивной экономики, социальной политики и всего правового общества в целом. Одним из негативных проявлений комментируемого явления то, что проникая в структуру государственной власти федерального уровня, коррупция не только негативно сказывается на эффективности государственного управления, но также подрывает доверие населения к органам власти, благодаря чему ставятся под сомнение принципы законности, справедливости. Проявляется это в первую очередь в том, что у должностных лиц государственных органов власти появляются дискреционные полномочия, позволяющие им действовать в рамках личного усмотрения.

Подтверждением вышеуказанному служат имеющиеся проблемы в процессе противодействия коррупции в России. Так, Международная организация по борьбе с коррупцией в рамках анализа «индекса восприятия коррупции» за 2021 год указывает, что Россия имеет 29 баллов из 100 возможных восприятия, в 2020 году этот показатель составлял 30 баллов. В результате, по индексу восприятия коррупции, Российская Федерация находится на 136 месте из 180, что в свою очередь указывает на достаточно высокий коррупционный уровень [2, с. 347].

Таким образом, административные регламенты призваны установить стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг служащими, тем самым обеспечить законность и эффективность принимаемых решений и действий, обеспечить их прозрачность. Административные регламенты призваны предотвратить произвол административного усмотрения и ввести правовые критерии деятельности государственных и муниципальных служащих.

Именно качество, последующая эффективность и достижение поставленных целей административных регламентов, определяет эффективность работы самого органа исполнительной власти.

Несомненно, на сегодняшний день применение административных регламентов в различных сферах жизнедеятельности целесообразно и необходимо, но детальное рассмотрении вопроса выявляет еще некоторые проблемы. К ним относятся превышение полномочий, бездействие органов местного самоуправления в части принятия административных регламентов, в том числе несоблюдение требований к структуре и содержанию административных регламентов, нарушение порядка подчиненности правовых актов, нарушение отдельных положений уже принятых административных регламентов сотрудниками правоохранительных органов, а также требований для регулирования отдельных административных процедур.

Указанные проблемы можно решить своевременным реагированием государственных органов, проведением соответствующих ревизий, проверок.

Таким образом, решение указанных проблем должно быть осуществлено на федеральном уровне посредством детализации отдельных требований к административным регламента.

Важным условием гармоничного развития института административных регламентов является закрепление единого статуса административного регламента предоставления государственных услуг и административную регламента исполнения государственных функций, установление комплекса требований к видам регламентов и определение места административных регламентов в системе нормативных актов Российской Федерации.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»// Собрание законодательства Российской Федерации.– –№ 31. –Ст. 4179.
  2. Беляева Г. С., Нинциева Т. М., Якимова И. Н. Сущность административных регламентов как актов управления // Право и государство: теория и практика. – – № 5 (185). – С. 167.
  3. Горбунова Коршунова, И. В. Административный регламент как основной способ закрепления административной процедуры: проблемы юридической регламентации административно-процедурных отношений / И. В. Горбунова Коршунова // Право и законность: вопросы теории и практики : Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции, Абакан, 23–24 апреля 2021 года. – Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2021. – С. 8-9.
  4. Косырев А. П. Роль административных регламентов в регулировании административных процедур / А. П. Косырев // Актуальные проблемы становления и развития правовой системы Российской Федерации : Сборник материалов, Сыктывкар, 01–02 апреля 2021 года. – Сыктывкар: Издательство СГУ им. Питирима Сорокина», 2021. – С. 98-102.
  5. Поляк, О. Ю. Проблемы применения административных регламентов при осуществлении государственного контроля и надзора / О. Ю. Поляк // Наука и образование в эпоху перемен: перспективы развития, новые парадигмы : Материалы X Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 15 июля 2022 года. Том Часть 1. – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Манускрипт», 2022. – С. 323-325.

Интересная статья? Поделись ей с другими: