УДК 347.462.6

Роль уполномоченных по защите прав предпринимателей в решении проблем малого бизнеса в России

Петухов Станислав Павлович – аспирант Новосибирского государственного университета экономики и управления.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы взаимодействия уполномоченного по защите прав предпринимателей, раскрывается его роль и значение, в частности в плане проведения различных проверок государственными органами, определены возможности проведения проверок и особенности взаимодействия малого бизнеса и уполномоченного при решении вопросов связанных с проведёнными проверками. Рассмотрены основные аспекты реализации принципа юридической достаточности. А также, как предприниматели могут фиксировать количество и сроки проведения проверок посредством ведения соответствующего журнала проверок.

Ключевые слова: уполномоченный по защите прав предпринимателей, малый бизнес, правовая защита, федеральный закон.

Малый бизнес является неотъемлемой частью экономической системы России, внося значительный вклад в развитие страны. Однако, предприниматели сталкиваются с множеством проблем, которые ограничивают их возможности и препятствуют развитию малого бизнеса.

В целях содействия развитию малому бизнесу был образован институт бизнес-омбудсмена в РФ в виде уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, становление которого было ознаменовано Указом Президента РФ от 22.06.2012 № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» и региональных уполномоченных, правовой статус которых впервые закреплен в Федеральном законе от 07.05.2013 № 78-Ф3 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». [1]

Роль и значение уполномоченных по защите прав предпринимателей заключается в создании среды, способствующей снижению количества неправомерных действий (бездействий) со стороны государственных органов местного самоуправления.

Малый бизнес в России сталкивается с рядом сложностей, которые затрудняют его развитие и функционирование. Некоторые из наиболее актуальных проблем включают в себя высокую налоговую нагрузку, нестабильность законодательства, коррупцию, ограниченный доступ к финансированию, а также ограничения в области процедур лицензирования, большое количество проверок деятельности со стороны разных контрольно-надзорных органов. Все эти факторы создают неблагоприятную среду для предпринимательской деятельности и мешают развитию малых предприятий.

Уполномоченные по защите прав предпринимателей играют важную роль в решении проблем малого бизнеса в России. Они представляют интересы предпринимателей перед государственными органами и оказывают помощь в защите их прав. Уполномоченные имеют право на получение информации о деятельности предприятий, а также могут проверять действия органов государственной власти и обращаться в суд для защиты интересов предпринимателей. [3]

Рассмотрим более подробно особенности взаимодействия предпринимателей и уполномоченного по вопросам проведения проверок контрольно-надзорными органами.

Проверки малого бизнеса – важный аспект деятельности государственного регулирования препирательства.

В России отсутствует строгое законодательное ограничение на количество проверок в год для малого бизнеса. Однако существует принцип юридической достаточности, который предписывает, чтобы проверки проводились только в случаях реальной необходимости и соблюдения пропорциональности.

Принцип юридической достаточности проверок реализуется через соблюдение определенных принципов и норм, которые ограничивают проведение проверок только в случаях реальной необходимости и соблюдения пропорциональности. Основные аспекты реализации принципа:

  1. Обоснование необходимости проверки. Государственные органы должны обосновать необходимость проведения проверки на основе конкретных фактов или информации, указывающих на возможные нарушения или риски в предпринимательской деятельности. Это может включать сведения о предполагаемых нарушениях законодательства, жалобы от клиентов или другие обоснованные основания.
  2. Пропорциональность проверки. Проверка должна быть пропорциональной по отношению к предполагаемым нарушениям или рискам. Это означает, что органы проводят только те проверки, которые необходимы для достижения целей проверки и не превышают разумных рамок. Пропорциональность может быть определена на основе срока проверки, объема запрашиваемой информации и других факторов.
  3. Планирование и координация проверок. Государственные органы могут разрабатывать планы проверок, которые учитывают потребности различных отраслей бизнеса и распределяют ресурсы таким образом, чтобы минимизировать негативные воздействия на предпринимателей. Координация проверок может также помочь избежать непропорционального дублирования проверок и избыточной нагрузки на предпринимателей.
  4. Правовая защита предпринимателей. Предпринимателям должны быть обеспечены механизмы правовой защиты, чтобы они могли обжаловать неправомерные или незаконные действия государственных органов. Это может включать возможность представления жалобы, апелляций или обращений к уполномоченным по защите прав предпринимателей или судебным органам.

Реализация принципа юридической достаточности проверок требует совместных усилий государственных органов, предпринимателей и других заинтересованных сторон, а также соблюдения принципов законности, справедливости и пропорциональности при проведении проверок.

В настоящее время в России существуют некоторые ограничения на проведение проверок малого бизнеса.

Так частота проверок в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проверки должны проводиться с соблюдением принципа юридической достаточности и исходить из принципа минимизации вмешательства в предпринимательскую деятельность. Это означает, что проверки должны проводиться только при реальной необходимости и не должны быть чрезмерно частыми. [2]

Государственные органы обязаны разрабатывать годовые планы проверок, включая планы проверок малого бизнеса. Это позволяет предварительно определить предприятия, подлежащие проверке, и установить рациональное распределение ресурсов, снижая произвол и неоправданное увеличение числа проверок. [4]

Планы проверок предприятий, разрабатываемые государственными органами, должны быть доступны на их официальных веб-сайтах или порталах. К официальным ресурсам для размещения планов проверок можно отнести:

  • официальные сайты государственных органов;
  • портал государственных услуг;
  • уполномоченный по защите прав предпринимателей.

Важно отметить, что доступ к планам проверок может быть ограничен и требовать определенных процедур. Часто планы проверок публикуются на определенный срок и могут быть подвержены изменениям. Рекомендуется обращаться к официальным ресурсам и обновлять информацию регулярно для получения актуальной информации о планах проверок.

Обеспечение прозрачности процесса проверок и обязанность уведомлять предпринимателей о проведении проверки, ее целях, правилах и процедурах, позволяет предпринимателям быть готовыми к проверке и защитить свои права и интересы.

В соответствии с действующим законодательством проверки должны проводиться в разумные сроки. В случае, если проверка продлевается без достаточного обоснования, предприниматели имеют право обратиться за защитой своих прав.

Малый бизнес может взаимодействовать с уполномоченным по правам малого бизнеса для сокращения различных проверок, следуя некоторым рекомендациям. 

  1. Поиск информации. Предприниматели могут обратиться к уполномоченному для получения информации о правилах и процедурах проверок, а также о своих правах и обязанностях в отношении проверок. Уполномоченный может предоставить пояснения и консультации, которые помогут предпринимателям лучше понять, какие проверки могут быть проведены и какие ограничения существуют.
  2. Представление жалоб и обращений. В случае неправомерных или чрезмерных проверок, представители малого бизнеса имеют право обжаловать такие действия и обратиться к уполномоченному с жалобой или обращением. Уполномоченный имеет полномочия рассмотреть жалобы и защищать права предпринимателей в отношении проверок.

Сами предприниматели также могут фиксировать количество и сроки проведения проверок посредством ведения соответствующего журнала проверок. Журнал проведения проверок является важным инструментом для фиксации фактов проведения проверок и хранения соответствующей информации. Журнал как инструмент контроля должен быть правильно оформлен и содержать следующие данные:

  1. Заголовок и идентификационные данные предприятия, ведущего журнал, в частности: наименование, официальные реквизиты, адрес и т.п. Журнал должен быть сброшюрован, пронумерован и сшит.
  2. В журнале необходимо фиксировать даты проведения и сроки проверок (с указанием точной даты начала и окончания проверки).
  3. Журнал должен содержать описание проверки: Для каждой проведенной проверки необходимо указать название государственного органа, проводившего проверку, а также основание и правовую основу, на которой она была проведена (например, ссылка на закон или нормативный акт), фамилии, имена и должности представителей контрольных органов, проводивших проверку, также необходимо описать ее характер и цель.
  4. В журнале следует описать основные этапы проведенной проверки, указать какие виды документов были запрошены или проверены, какие процессы или объекты были осмотрены и т.д. При необходимости можно включить подробности и конкретные факты, связанные с проведенной проверкой.
  5. Все записи в журнале проведения проверок должны быть четкими, разборчивыми и содержать полную информацию. Каждая запись должна быть подписана представителями государственного органа и вашей компании, которые присутствовали на проверке.
  6. Журнал проведения проверок должен храниться в безопасном месте и быть доступен для последующего использования в случае необходимости. Рекомендуется сохранять его в течение срока, в соответствии с требованиями законодательства.

Важно отметить, что государственные органы несут ответственность за неправомерные действия при проведении проверок. В случае выявления нарушений со стороны государственных органов, предприниматели имеют право обжаловать эти действия и требовать возмещения причиненного ущерба.

Немаловажно, что усиление ответственности за неправомерные проверки и вмешательство в предпринимательскую деятельность может быть реализовано бизнес-омбудсменами через внесение изменений в законодательство и установление соответствующих мер и санкций.

Усиление мер ответственности возможно через реализацию следующих механизмов:

  1. Штрафы и финансовые санкции. Существует возможность на законодательном уровне предусматривать установление значительных штрафов и санкций для государственных органов и их представителей, которые злоупотребляют своими полномочиями и совершают неправомерные проверки или вмешательство в предпринимательскую деятельность. Эти штрафы должны быть достаточно значимыми, чтобы создать дисциплинирующий эффект и предотвратить нарушения.
  2. Дисциплинарные меры в отношении должностных лиц: в случае неправомерных действий должностные лица, занимающиеся проверками или вмешательством в предпринимательскую деятельность, могут подвергаться дисциплинарным мерам. Это может включать выговор, отстранение от должности, штрафные санкции или даже увольнение в случаях особой тяжести нарушений.
  3. Усиление контроля и независимой оценки: может быть предложено усилить контроль над деятельностью государственных органов и их представителей, осуществляющих проверки и вмешательство в предпринимательскую сферу. Это может быть достигнуто через введение независимых механизмов оценки и мониторинга, которые будут проверять законность и обоснованность действий государственных органов.

Таким образом, взаимодействие малого бизнеса с уполномоченным может способствовать более эффективной работе органов государственного контроля и сокращению неправомерных или излишних проверок, а также повысить уровень защиты прав и интересов предпринимателей.

Список литературы

  1. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: Федер. закон от 7 мая 2013 г.№ 78-ФЗ : принят Гос. Думой 26 апр. 2013 г. : одобрен Советом Федерации 27 апр. 2013 г. : [ред. от 29 декабря 2022 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145997/ (дата обращения: 16.06.2023)
  2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федер. закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ : принят Гос. Думой 19 дек. 2008 г. : одобрен Советом Федерации 22 дек. 2008 г. : [ред. от 4 ноября 2022 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения: 16.06.2023)
  3. Абакумова, Е. Б. Государственно-правовая защита прав прдеприниматлей в публичных правоотношениях / Е. Б. Абакумова // Russian Journal of Economics and Law. – 2023. – С. 829–840. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-pravovaya-zaschita-prav-predprinimateley-v-publichnyh-pravootnosheniyah/viewer (дата обращения: 16.06.2023).
  4. Коломоец, Е. Е. К вопросу о механизмах взаимодействия прокуратуры и уполномоченного по защите прав предпринимателей / Е. Е. Коломоец, Е. Н. Лоторев // Пробелы в российском законодательстве. – 2017. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-mehanizmah-vzaimodeystviya-prokuratury-i-upolnomochennogo-po-zaschite-prav-predprinimateley/viewer (дата обращения: 16.06.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: