УДК 347.462.6
Роль уполномоченных по защите прав предпринимателей в решении проблем малого бизнеса в России
Петухов Станислав Павлович – аспирант Новосибирского государственного университета экономики и управления.
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы взаимодействия уполномоченного по защите прав предпринимателей, раскрывается его роль и значение, в частности в плане проведения различных проверок государственными органами, определены возможности проведения проверок и особенности взаимодействия малого бизнеса и уполномоченного при решении вопросов связанных с проведёнными проверками. Рассмотрены основные аспекты реализации принципа юридической достаточности. А также, как предприниматели могут фиксировать количество и сроки проведения проверок посредством ведения соответствующего журнала проверок.
Ключевые слова: уполномоченный по защите прав предпринимателей, малый бизнес, правовая защита, федеральный закон.
Малый бизнес является неотъемлемой частью экономической системы России, внося значительный вклад в развитие страны. Однако, предприниматели сталкиваются с множеством проблем, которые ограничивают их возможности и препятствуют развитию малого бизнеса.
В целях содействия развитию малому бизнесу был образован институт бизнес-омбудсмена в РФ в виде уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, становление которого было ознаменовано Указом Президента РФ от 22.06.2012 № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» и региональных уполномоченных, правовой статус которых впервые закреплен в Федеральном законе от 07.05.2013 № 78-Ф3 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». [1]
Роль и значение уполномоченных по защите прав предпринимателей заключается в создании среды, способствующей снижению количества неправомерных действий (бездействий) со стороны государственных органов местного самоуправления.
Малый бизнес в России сталкивается с рядом сложностей, которые затрудняют его развитие и функционирование. Некоторые из наиболее актуальных проблем включают в себя высокую налоговую нагрузку, нестабильность законодательства, коррупцию, ограниченный доступ к финансированию, а также ограничения в области процедур лицензирования, большое количество проверок деятельности со стороны разных контрольно-надзорных органов. Все эти факторы создают неблагоприятную среду для предпринимательской деятельности и мешают развитию малых предприятий.
Уполномоченные по защите прав предпринимателей играют важную роль в решении проблем малого бизнеса в России. Они представляют интересы предпринимателей перед государственными органами и оказывают помощь в защите их прав. Уполномоченные имеют право на получение информации о деятельности предприятий, а также могут проверять действия органов государственной власти и обращаться в суд для защиты интересов предпринимателей. [3]
Рассмотрим более подробно особенности взаимодействия предпринимателей и уполномоченного по вопросам проведения проверок контрольно-надзорными органами.
Проверки малого бизнеса – важный аспект деятельности государственного регулирования препирательства.
В России отсутствует строгое законодательное ограничение на количество проверок в год для малого бизнеса. Однако существует принцип юридической достаточности, который предписывает, чтобы проверки проводились только в случаях реальной необходимости и соблюдения пропорциональности.
Принцип юридической достаточности проверок реализуется через соблюдение определенных принципов и норм, которые ограничивают проведение проверок только в случаях реальной необходимости и соблюдения пропорциональности. Основные аспекты реализации принципа:
- Обоснование необходимости проверки. Государственные органы должны обосновать необходимость проведения проверки на основе конкретных фактов или информации, указывающих на возможные нарушения или риски в предпринимательской деятельности. Это может включать сведения о предполагаемых нарушениях законодательства, жалобы от клиентов или другие обоснованные основания.
- Пропорциональность проверки. Проверка должна быть пропорциональной по отношению к предполагаемым нарушениям или рискам. Это означает, что органы проводят только те проверки, которые необходимы для достижения целей проверки и не превышают разумных рамок. Пропорциональность может быть определена на основе срока проверки, объема запрашиваемой информации и других факторов.
- Планирование и координация проверок. Государственные органы могут разрабатывать планы проверок, которые учитывают потребности различных отраслей бизнеса и распределяют ресурсы таким образом, чтобы минимизировать негативные воздействия на предпринимателей. Координация проверок может также помочь избежать непропорционального дублирования проверок и избыточной нагрузки на предпринимателей.
- Правовая защита предпринимателей. Предпринимателям должны быть обеспечены механизмы правовой защиты, чтобы они могли обжаловать неправомерные или незаконные действия государственных органов. Это может включать возможность представления жалобы, апелляций или обращений к уполномоченным по защите прав предпринимателей или судебным органам.
Реализация принципа юридической достаточности проверок требует совместных усилий государственных органов, предпринимателей и других заинтересованных сторон, а также соблюдения принципов законности, справедливости и пропорциональности при проведении проверок.
В настоящее время в России существуют некоторые ограничения на проведение проверок малого бизнеса.
Так частота проверок в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проверки должны проводиться с соблюдением принципа юридической достаточности и исходить из принципа минимизации вмешательства в предпринимательскую деятельность. Это означает, что проверки должны проводиться только при реальной необходимости и не должны быть чрезмерно частыми. [2]
Государственные органы обязаны разрабатывать годовые планы проверок, включая планы проверок малого бизнеса. Это позволяет предварительно определить предприятия, подлежащие проверке, и установить рациональное распределение ресурсов, снижая произвол и неоправданное увеличение числа проверок. [4]
Планы проверок предприятий, разрабатываемые государственными органами, должны быть доступны на их официальных веб-сайтах или порталах. К официальным ресурсам для размещения планов проверок можно отнести:
- официальные сайты государственных органов;
- портал государственных услуг;
- уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Важно отметить, что доступ к планам проверок может быть ограничен и требовать определенных процедур. Часто планы проверок публикуются на определенный срок и могут быть подвержены изменениям. Рекомендуется обращаться к официальным ресурсам и обновлять информацию регулярно для получения актуальной информации о планах проверок.
Обеспечение прозрачности процесса проверок и обязанность уведомлять предпринимателей о проведении проверки, ее целях, правилах и процедурах, позволяет предпринимателям быть готовыми к проверке и защитить свои права и интересы.
В соответствии с действующим законодательством проверки должны проводиться в разумные сроки. В случае, если проверка продлевается без достаточного обоснования, предприниматели имеют право обратиться за защитой своих прав.
Малый бизнес может взаимодействовать с уполномоченным по правам малого бизнеса для сокращения различных проверок, следуя некоторым рекомендациям.
- Поиск информации. Предприниматели могут обратиться к уполномоченному для получения информации о правилах и процедурах проверок, а также о своих правах и обязанностях в отношении проверок. Уполномоченный может предоставить пояснения и консультации, которые помогут предпринимателям лучше понять, какие проверки могут быть проведены и какие ограничения существуют.
- Представление жалоб и обращений. В случае неправомерных или чрезмерных проверок, представители малого бизнеса имеют право обжаловать такие действия и обратиться к уполномоченному с жалобой или обращением. Уполномоченный имеет полномочия рассмотреть жалобы и защищать права предпринимателей в отношении проверок.
Сами предприниматели также могут фиксировать количество и сроки проведения проверок посредством ведения соответствующего журнала проверок. Журнал проведения проверок является важным инструментом для фиксации фактов проведения проверок и хранения соответствующей информации. Журнал как инструмент контроля должен быть правильно оформлен и содержать следующие данные:
- Заголовок и идентификационные данные предприятия, ведущего журнал, в частности: наименование, официальные реквизиты, адрес и т.п. Журнал должен быть сброшюрован, пронумерован и сшит.
- В журнале необходимо фиксировать даты проведения и сроки проверок (с указанием точной даты начала и окончания проверки).
- Журнал должен содержать описание проверки: Для каждой проведенной проверки необходимо указать название государственного органа, проводившего проверку, а также основание и правовую основу, на которой она была проведена (например, ссылка на закон или нормативный акт), фамилии, имена и должности представителей контрольных органов, проводивших проверку, также необходимо описать ее характер и цель.
- В журнале следует описать основные этапы проведенной проверки, указать какие виды документов были запрошены или проверены, какие процессы или объекты были осмотрены и т.д. При необходимости можно включить подробности и конкретные факты, связанные с проведенной проверкой.
- Все записи в журнале проведения проверок должны быть четкими, разборчивыми и содержать полную информацию. Каждая запись должна быть подписана представителями государственного органа и вашей компании, которые присутствовали на проверке.
- Журнал проведения проверок должен храниться в безопасном месте и быть доступен для последующего использования в случае необходимости. Рекомендуется сохранять его в течение срока, в соответствии с требованиями законодательства.
Важно отметить, что государственные органы несут ответственность за неправомерные действия при проведении проверок. В случае выявления нарушений со стороны государственных органов, предприниматели имеют право обжаловать эти действия и требовать возмещения причиненного ущерба.
Немаловажно, что усиление ответственности за неправомерные проверки и вмешательство в предпринимательскую деятельность может быть реализовано бизнес-омбудсменами через внесение изменений в законодательство и установление соответствующих мер и санкций.
Усиление мер ответственности возможно через реализацию следующих механизмов:
- Штрафы и финансовые санкции. Существует возможность на законодательном уровне предусматривать установление значительных штрафов и санкций для государственных органов и их представителей, которые злоупотребляют своими полномочиями и совершают неправомерные проверки или вмешательство в предпринимательскую деятельность. Эти штрафы должны быть достаточно значимыми, чтобы создать дисциплинирующий эффект и предотвратить нарушения.
- Дисциплинарные меры в отношении должностных лиц: в случае неправомерных действий должностные лица, занимающиеся проверками или вмешательством в предпринимательскую деятельность, могут подвергаться дисциплинарным мерам. Это может включать выговор, отстранение от должности, штрафные санкции или даже увольнение в случаях особой тяжести нарушений.
- Усиление контроля и независимой оценки: может быть предложено усилить контроль над деятельностью государственных органов и их представителей, осуществляющих проверки и вмешательство в предпринимательскую сферу. Это может быть достигнуто через введение независимых механизмов оценки и мониторинга, которые будут проверять законность и обоснованность действий государственных органов.
Таким образом, взаимодействие малого бизнеса с уполномоченным может способствовать более эффективной работе органов государственного контроля и сокращению неправомерных или излишних проверок, а также повысить уровень защиты прав и интересов предпринимателей.
Список литературы
- Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: Федер. закон от 7 мая 2013 г.№ 78-ФЗ : принят Гос. Думой 26 апр. 2013 г. : одобрен Советом Федерации 27 апр. 2013 г. : [ред. от 29 декабря 2022 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_145997/ (дата обращения: 16.06.2023)
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федер. закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ : принят Гос. Думой 19 дек. 2008 г. : одобрен Советом Федерации 22 дек. 2008 г. : [ред. от 4 ноября 2022 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/ (дата обращения: 16.06.2023)
- Абакумова, Е. Б. Государственно-правовая защита прав прдеприниматлей в публичных правоотношениях / Е. Б. Абакумова // Russian Journal of Economics and Law. – 2023. – С. 829–840. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-pravovaya-zaschita-prav-predprinimateley-v-publichnyh-pravootnosheniyah/viewer (дата обращения: 16.06.2023).
- Коломоец, Е. Е. К вопросу о механизмах взаимодействия прокуратуры и уполномоченного по защите прав предпринимателей / Е. Е. Коломоец, Е. Н. Лоторев // Пробелы в российском законодательстве. – 2017. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-mehanizmah-vzaimodeystviya-prokuratury-i-upolnomochennogo-po-zaschite-prav-predprinimateley/viewer (дата обращения: 16.06.2023).