УДК 658.727

Торги как способ заключения государственного и муниципального контракта: зарубежный опыт

Иванов Артемий Германович – магистрант Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции.

Аннотация: Государство по определению является крупнейшим заказчиком работ и товаров. Регулирование процессов, правил и процедур закупок устанавливается государством, проводящим закупки. Опыт, накопленный зарубежными странами в течение десятилетий, может быть крайне полезен для модернизации правого регулирования контрактной системы в сфере закупок в РФ.

Методологической основой при написании настоящей стать были следующие методы: анализ и синтез, сравнительно – правовой и формально юридический.

Ключевые слова: государственные закупки, муниципальные закупки, контрактные отношения.

Управление процессами формирования и эффективного использования информационных ресурсов в сфере государственных закупок является одной из приоритетных функций правительства [2, с. 427].

Аккумулированный опыт государств в сфере государственных закупок, методов их проведения может являть собой основу для модернизации системы правового регулирования заключения государственного и муниципального контракта в Российской Федерации.

Несомненным лидером в сфере создания и применения правил прокьюремента являются Соединенные Штаты Америки (далее – США). Объемы заключаемых в США государственных и муниципальных контрактов колоссальны, и для правильного функционирования подобной системы необходимо продуманное, испытанное правовое координирование. Первый нормативно-правовой акт, регулирующий систему государственных закупок США, был принят в 1795 году. С уверенностью можно сказать, что законодательство, управляющее контрактной системой в США, развивалось эволюционно, вне социальных и политических потрясений.

Перед тем как перейти непосредственно к опыту США в проведении торгов при заключении государственных и муниципальных контрактов, необходимо разобрать саму систему координаций и организаций государственного заказа в США.

Главным координатором выступает Управление Федеральной закупочной политики (eng. Office of Federal Procurement Policy). Непосредственно нормативно-правовой основой проведения закупок выступает Свод Правил Государственных Закупок (eng. Federal Acquisition Regulation), он регулирует всю полноту и все этапы их проведения.

Превалирующими способами размещения государственных и муниципальных заказов в США будут:

  • прямые переговоры;
  • открытые торги.

Прямые переговоры – вид торгов, предполагающих публикацию заказа, основываясь на предложениях претендентов.

Отличие от обычных торгов будет заключаться в том, что вместо приглашения на торги претендентам будет направлена заявка на коммерческое предложение.

Организатор торгов (заказчик) после рассылки заявок получает от возможных исполнителей их предложения.

Основные принципы контрактной системы в Соединённых Штатах Америки, которыми должны руководствоваться участники торгов, вне зависимости от самой процедуры закупки,- это:

  • соответствие предложения требованиям правительства;
  • подрядчик является ответственным подрядчиком;
  • цена/стоимость работ, услуг, товаров является разумной и справедливой.

Ответственность: Подрядчик имеет возможность или предпринял все, от него зависящее для получения средств/инструментов для выполнения работ по контракту. Репутация и прошлые результаты работ подрядчика также будут оценены. В данном виде могут быть проведены параллели с Российской системой «Реестр недобросовестных подрядчиков» (РНП).

По аналогии, лицо, проводящее торги (официальный представитель правительства США), может определить, ответственен ли подрядчик/поставщик, основываясь на существующей информации о подрядчике/поставщике. Для укрепления уверенности в подрядчике/поставщике в его склады и офисы могут быть направленны группы предварительного обследования.

Разумность и справедливость: официальный представитель правительства США, ответственный за заключение контракта, определяет, что цена или стоимость являются справедливыми и разумными, с помощью двух методов: анализ цен, анализ затрат. Несомненно, стоит разобрать каждый метод по отдельности.

Анализ цен: данный метод наиболее предпочтителен. Официальный представитель правительства США сравнивает предлагаемую цену по иным основаниям, чтобы убедиться, что она разумна и справедлива. Предложенную цену можно сравнить с другими предложениями участников, с оценкой правительства США, с рыночными ценами или с ценами, установленными за те же или аналогичные уже исполненные контракты.

Анализ затрат: Метод, в соответствии с которым изучаются затраты «строка за строкой» на рабочую силу, материалы, иные накладные расходы и предполагаемая прибыль. Данный способ анализа более дорогостоящий, и применяется только в случае, если анализ затрат не принес ожидаемых результатов и/или недостаточно полно раскрывает статьи трат. Подобный метод обычно используют в контрактах, в которых финансируются исследования и технологические разработки. Данные контракты предусматривают возмещение затрат на исследование/разработку. На практике используют сочетание анализа цен и затрат с целью определения обоснованности заявления затрат, и предполагаемых затрат.

Структура и форма заявки на тендер в США [3]:

Раздел А. Форма запроса предложения.

Одностраничный документ, в котором указывается учреждение, выдавшее контракт, тип контракта, срок подачи предложений, адрес представления предложений, контактный центр.

Раздел B. Материалы или услуги, цены и затраты.

Краткое описание услуг или товаров, их количество. Данный раздел дает возможность претендентам дополнять пустующие ячейки с указанием своих цен на поставки/услуги. Также в этом разделе заказчик вправе указывать дополнительные количества товаров/услуг.

Раздел С. Спецификации.

Описание требований заказчика. В случае, если раздел В в полной мере описывает требования заказчика, раздел С опционален.

Раздел D. Упаковка и маркировка.

Описание требований к упаковке и маркировке товаров.

Раздел E. Проверка и приемка.

Описание требований к качеству оказанных услуг, поставленных товаров. Описание требований по контролю качества.

Раздел F. Сроки поставки.

Описываются графики поставок. Время, место, способ доставки.

Раздел G. Администрирование контракта.

Описание классификаций бухгалтерского учета, перечисление государственных служащих, следящих за исполнением контракта.

Раздел H. Особы требования контракта.

Дополнительные требования, которые не упоминались в других разделах. Применяется для описаний требований безопасности по доступу к информации ограниченного доступа.

Раздел I. Условия контракта.

Дополняются из ч. 52 Свода Правил Государственных Закупок.

Раздел J. Список вложений.

Приложения, ссылки, указанные в заявке.

Раздел К. Представительства, сертификаты.

Сертификаты, указывающие на статус: малого бизнеса, женщины владелицы бизнеса, равных возможностей трудоустройства.

Раздел L. Инструкции, условия и уведомления.

Инструкция для компании о порядке подачи коммерческих предложений. Раздел должен быть совместим с разделами C и M.

Раздел M. Факторы оценки для присуждения статуса победителя торгов.

Описание критериев для оценки победителя торгов.

Как усматривается из содержания формы заявки на участие в тендере, его разделы охватывают все необходимые вопросы.

Для повышения узнаваемости подрядчиков, участвующих в торгах, в США существует централизованная база данных: Центральный регистр подрядчиков (eng. Central Contractor Registration).

Для участия в правительственных торгах и получения контракта правительства США, регистрация в Центральном регистре подрядчиков обязательна.

Исключения: секретные контракты, ситуации чрезвычайного характера и микро-покупки.

Итак, чем руководствуются должностные лица правительства США при выборе подрядчика в процессе организации торгов? Значение имеют четыре фактора: технический подход, персонал, план управления, прошлые результаты. По каждому фактору может быть присуждено максимально 25 конкурсных баллов. Оценщиками являются совет по оценке источников, совет технической оценки, совет оценки предложений.

Также в США у проигравшего участника торгов есть так называемое право на «подведение итогов». Их цель – помочь участнику исправиться и признать, что правительство ценит участие подрядчика в торгах. Указанное право реализуется посредством телефонной связи, по почте, лично.

Существуют два вида «подведения итогов» торгов:

  1. «предварительное подведение итогов» применяется к проигравшим подрядчикам до объявления победителя конкурса. Темы обсуждения:
  • оценка конкурсного предложения;
  • причины исключения конкурсного предложения;
  • иные причины, в связи с которыми конкурсное предложение было исключено.
  1. «Подведение итогов после объявления победителя торгов», название говорит само за себя. Темы обсуждения:
  • оценка правительством любых существенных недостатков в конкурсном предложении;
  • сравнение общей стоимости конкурсного предложения победившей в торгах компании и конкретного конкурсного предложения;
  • информация о прошлых результатах вашей компании;
  • обоснование победы выигравшей компании;
  • иные данные.

Участники торгов в течение 10 календарных дней с момента нарушения их прав и/или проигрыша в торгах имеют право на подачу жалобы. В силу того, что американское право — это право прецедентное, регулирование крайне объемно и не будет описано в рамках текущей статьи.

На основании вышеуказанного можно сделать вывод, что основной целью и смыслом существования контрактной системы США является способствование конкуренции на своем внутреннем рынке, разумному потреблению имеющихся ресурсов. Регламентированность проведения торгов дает возможность предугадывать возможный результат заранее, не допуская неквалифицированных подрядчиков к заключению контрактов.

Основные принципы американской контрактной системы: эффективность, экономия, справедливость.

Текущее законодательство США в части регламентирования торгов идет по пути его упрощения, усиления автономии должностных лиц, что, естественно, увеличивает эффективность проведения торгов.

Российское законодательство о контрактной системе в сфере закупок во многом строится на тех же принципах защиты конкуренции, что и законодательство США.

Использование зарубежного опыта в организации торгов может быть сопряжено с заимствованием лишь фрагментов, что снизит общую эффективность государственных торгов [1, С 69 - 73]

Список литературы

  1. Мубаракшина Э.Р. Зарубежный опыт организации государственных закупок // Вестник науки и образования. 2018. № 16(52). С. 69 – 73.
  2. Паулов П. А., Понамаренко С. С. Актуальные проблемы государственного регулирования в сфере закупок // Современные научные исследования и разработки. 2017. №8 (16). С. 427-428
  3. Code of Federal Regulations, FAC Number 2022-08, Effective Date: 09/23/2022. Part 15.2., Federal Acquisition Regulations. - Electronic text data. - Mode of access: https://www.acquisition.gov/far/part-15#FAR_Subpart_15_2. (дата обращения: 23.09.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: