УДК 658.727

Направление развития государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации: состояние и проблемы

Иванов Артемий Германович – магистрант Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции.

Аннотация: Настоящая статья рассматривает текущее состояние института государственного контракта, а также возможные направления ее развития. Оценка произведена на основании статистики, полученной из открытых источников. Основанием для прогнозирования развития являются как мировой опыт в области обеспечения государственного заказа выявленные в результате анализа изъяны текущего регулирования контрактной системы, так же был проведен анализ Закона о контрактной системе № 44 – ФЗ. Методологической основой при написании настоящей стать были следующие методы: анализ и синтез, сравнительно – правовой и формально юридический.

Ключевые слова: государственные закупки, муниципальные закупки, аукцион, конкурс, торги.

Витальность контрактной системы в жизни государства неоспорима. Именно благодаря институту государственных закупок государство обеспечивает нужды общества в работах, товарах и услугах. Составной частью исполнения государственного и муниципального контракта, несомненно, является здоровая конкуренция среди вероятных подрядчиков, участников торгов.

За 2022 года, на всей территории Российской Федерации были заключены контракты по 44 – ФЗ на сумму 11 303,87 миллиардов рублей. Столь большая сумма контрактов характеризуется обязательностью проведения торгов и закупок государственными и муниципальными образованиями только с использование норм Закона о контрактной системе и Единой информационной системы.

Формой проведения государственный закупок является [1]:

  • электронный аукцион;
  • электронный конкурс;
  • электронный запрос котировок;
  • закупка у единственного поставщика.

Как видно из раннее указанного, в своей основе, главной формой проведения торгов и выбора подрядчика по государственному контракту является электронная форма проведения с использованием ЕИС и электронных площадок [4, С. 126].

Форма электронного аукциона является наиболее популярной, в среднем порядка 65% всех государственных и муниципальных закупок проводятся в этой форме. Данная форма проведения торгов, несомненно, имеет существенные недостатки. К примеру, выбор победителя контракта исходя лишь из предложенной им низкой стоимости не является целесообразным. Более того, предложенная низкая стоимость может свидетельствовать о непрофессионализме подрядчика, его непонимании рыночных условий. Целесообразным будет являться подготовка ряда критериев для подрядчиков, в целях оценивания их благонадёжности и исполнительности.

По мнению многих ученных правоведов, а также практикующих работников конкурсной сферы, наиболее урегулированным способом заключения государственного и муниципального контракта является электронный конкурс. Большое количество оцениваемых критериев позволяют выбрать наиболее подходящего исполнителя контракта

Примерами критериев могут быть:

  • качество продукции, выполняемых работ и услуг;
  • наличие опыта в схожих работах, выполняемых услугах и поставках товаров;
  • наличие квалифицированного персонала.

В связи с наличием подобных критериев оценки подрядчиков, данный метод проведения торгов не пользуется особой популярностью среди как заказчиков, так и подрядчиков.

Самой простой формой проведения торгов можно назвать способ запроса котировок. Заказчиком сравниваются цены по заявкам подрядчиков. Однако, существует ценовой ценз, сумма цены контракта не может превышать трех миллионов рублей.

Неконкурентные способы и виды заключения контракта несут с собой риски с неисполнением условий и необоснованным завышением цены.

В соответствии с указанным, можно заключить следующие способы улучшения государственных и муниципальных закупок Российской Федерации.

  1. Существует необходимость в создании специализированной комиссии, целью работы которой будет установка юридических норм оценки вероятных подрядчиков по государственным и муниципальным контрактам как на общегосударственном, так и муниципальном уровне.

Существующая на данный момент система электронных торгов в полной мере отвечает открытости и прозрачности их проведения, и не требует дополнительного регулирования.

  1. Существует необходимость в выработке дополнительных критериев по оценке эффективности проведенных торгов, с точки зрения работы закупочных комиссий. Необходимо оценивать обоснованность выбора поставщиков и подрядчиков и критерии их выбора.
  2. Создание архива подрядчиков, и выполненных ими контрактов.
  3. Создание отдельного Министерства при Правительстве Российской Федерации, целью работы которой будет контроль за затратами бюджетных средств, целесообразности исполнения будущих контрактов.
  4. Улучшение методов использования конкуренции при проведении государственных закупок. Конкурентность контрактной системы, несомненно, повысит качество участвующих в них подрядчиков, и в целом благотворно повлияет на институт государственного и муниципального контракта.
  5. Создание анонимной системы жалоб по подозрению в коррупционные действия среди участников торгов по государственному и муниципальному контракту. Данная мера позволит ужесточить контроль за недопущением коррупциогенности. В текущих реалиях государственного регулирования борьбы с коррупцией, бюрократизация методов борьбы с ней является наибольшим недостатком.
  6. Необходимым так же является создание методов и инструментов по привлечению малого и среднего бизнеса к участию в торгах по поводу заключения государственного и муниципального контракта. Это несомненно повысит экономическую активность в Российской Федерации.

Существующая квота в размере двадцати процентов для субъектов малого и среднего бизнеса является недостаточной, и в большинстве своем является несоблюдаемой [3, С. 596].

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, №14, Ст.1652.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-Р «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) и признании утратившими силу отдельных распоряжений Правительства РФ» (в ред. от 27.01.2022) // Собрание законодательства РФ, 28.03.2016, №13, Ст.1880.
  3. Белокрылов К.А., Висицкий Н.Н. Воздействие цифровизации на доступность государственных закупок для малого бизнеса // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. №17-1. С.595-598.
  4. Серебриников А.В. Способы проведения государственных закупок // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №3-2. С.126-128.

Интересная статья? Поделись ей с другими: