УДК 34

Правовые аспекты пандемии

Ма Чжэньчао – бакалавр Российского университета дружбы народов.

Аннотация: В настоящее время в Китае все еще продолжается борьба с новой коронавирусной пневмонией. «Война» с пандемией отражает уникальные институциональные преимущества, с которыми сталкивается Китай, оказавшись перед лицом крупных событий и катастроф. Политико-правовое регулирование на основе создания модели управления многосторонней платформой взаимопомощи, построение правового правительства и применение концепции прав человека в работе правительства внесли выдающийся вклад в предотвращение критического развития эпидемической ситуации. В то же время практика выявила недостатки в деятельности по профилактике и борьбе с эпидемиями.

Ключевые слова: профилактика и контроль эпидемии, политико-правовое регулирование, государственное управление.

Основными законами и нормативными актами, связанными с предотвращением и контролем эпидемии являются Гражданский кодекс КНР, Уголовный закон КНР, Закон КНР о профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями, Закон КНР о реагировании на чрезвычайные ситуации, Закон КНР о санитарном карантине на государственной границе, Закон КНР о наказании за управление общественной безопасностью, Положение о чрезвычайном реагировании на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, Национальный план реагирования на чрезвычайные ситуации" и другие законы и нормативные акты. и других законов и постановлений, а также "Толкование Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры по некоторым вопросам, касающимся конкретного применения закона при рассмотрении уголовных дел о препятствовании предотвращению и борьбе с катастрофами, такими как вспышки инфекционных заболеваний" и другие судебные толкования [1].

Согласно статьям 41 и 43 Закона Китайской Народной Республики "О профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями", с одобрения народного правительства более высокого уровня местные народные правительства на уровне уезда или выше могут вводить меры изоляции в соответствии с законом в помещениях, где произошли случаи инфекционных заболеваний класса А, или в отношении лиц, находящихся в определенных зонах в таких помещениях. С одобрения народного правительства более высокого уровня местное народное правительство на уровне уезда или выше может также объявить часть или весь свой административный район инфицированным районом в зависимости от серьезности эпидемии. Органы местного самоуправления на уровне уезда или выше в пределах эпидемической зоны могут непосредственно принимать чрезвычайные меры, предусмотренные статьей 42, в соответствии с законом, а также накладывать санитарный карантин на лиц, материалы и транспортные средства, въезжающие в эпидемическую зону или выезжающие из нее [2]. 

Согласно статье 42 Закона КНР "О профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями", в случае вспышки или эпидемии НПК, местные народные правительства на уровне уезда или выше должны немедленно организовать усилия по профилактике и борьбе с заболеванием в соответствии с планом профилактики и борьбы, а также перекрыть пути передачи инфекционного заболевания. При необходимости, по решению народного правительства более высокого уровня могут быть приняты и объявлены следующие чрезвычайные меры: ограничение или прекращение работы базаров, кинотеатров, приостановка работы, бизнеса или занятий; закрытие или герметизация общественных источников питьевой воды, продуктов питания и связанных с ними предметов, зараженных возбудителями инфекционных заболеваний; контроль или выбраковка зараженных диких животных, домашних животных и птицы; закрытие мест, которые могут вызвать распространение инфекционных заболеваний.  

Согласно статье 39 Закона Китайской Народной Республики о профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями, при обнаружении инфекционного заболевания класса А медицинское учреждение должно незамедлительно принять следующие меры: (a) для пациентов и носителей возбудителей они должны быть изолированы и пролечены, причем продолжительность изоляции определяется по результатам медицинского обследования; (b) для пациентов с подозрением на заболевание они должны быть изолированы и пролечены отдельно в специально отведенных местах до подтверждения диагноза; (c) для пациентов, носителей возбудителей и подозреваемых (c) для пациентов, носителей патогенов и близких контактов пациентов в медицинских учреждениях проводится медицинское наблюдение и другие необходимые профилактические мероприятия в специально отведенных местах [3]. Медицинские учреждения должны осуществлять дезинфекцию и безвредную утилизацию помещений, предметов и медицинских отходов, зараженных возбудителями инфекционных заболеваний, в своих подразделениях в соответствии с положениями законодательных и нормативных актов.

Согласно статье 41 Закона КНР "О профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями", местное народное правительство на уровне уезда или выше, где произошел случай инфекционного заболевания класса А, или лица, находящиеся на определенной территории в помещении, могут ввести меры изоляции и одновременно сообщить об этом народному правительству следующего более высокого уровня; народное правительство следующего более высокого уровня, получив сообщение, должно немедленно принять решение об одобрении или неодобрении. Если народное правительство более высокого уровня принимает решение не утверждать меру, народное правительство, наложившее меру изоляции, должно немедленно отменить меру изоляции. Решение об отмене карантинной меры принимает и объявляет первоначальный орган, принявший решение.

В период профилактики и борьбы с эпидемией государство строго наказывает насильственные преступления против медицинского персонала в соответствии с законом. Согласно Постановлению Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры, Министерства общественной безопасности и Министерства юстиции о наказании за незаконные преступления, препятствующие предотвращению и борьбе с эпидемией нового коронавируса, в период профилактики и борьбы с эпидемией лицо, умышленно нанесшее медицинскому работнику телесные повреждения, повлекшие тяжкие последствия от легких телесных повреждений и более, либо порвавшее средства защиты или плюнувшее на медицинского работника, что привело к заражению медицинского работника новым коронавирусом. Если лицо делает это, оно должно быть осуждено и наказано за преступление умышленного причинения вреда здоровью в соответствии с положениями статьи 234 Уголовного закона Китайской Народной Республики. Если человек нападает на медицинского работника по своей воле и обстоятельства являются неблагоприятными, он должен быть осужден и наказан за преступление провокации и провоцирования неприятностей в соответствии с положениями статьи 293 Уголовного закона Китайской Народной Республики.  Если насилие или другие методы используются для открытого оскорбления или запугивания медицинского персонала, в соответствии с положениями статей 246 и 293 Уголовного закона Китайской Народной Республики, лицо должно быть осуждено и наказано за преступление оскорбления или преступление провокации и провоцирования неприятностей. Если лицо незаконно ограничивает личную свободу медицинского работника, запрещая ему покидать рабочее место, в соответствии с положениями статьи 238 Уголовного закона, оно должно быть осуждено и наказано за преступление незаконного задержания [4].

В период карантина народное правительство, наложившее карантинные меры, должно обеспечить защиту средств к существованию карантинного лица; если у карантинного лица есть трудовая единица, эта единица не должна прекращать платить ему за работу в период карантина. Статья 1 Уведомления Главного управления Министерства людских ресурсов и социального обеспечения о надлежащем регулировании трудовых отношений в период профилактики и борьбы с эпидемией новой коронарной пневмонии, изданного Главным управлением Министерства людских ресурсов и социального обеспечения 24 января 2020 года, также предусматривает, что для пациентов с новой коронарной пневмонией, подозреваемых пациентов и близких контактов во время их изоляции и лечения или медицинского наблюдения, а также в период, когда правительство вводит меры по изоляции или принимает меры. Для работников предприятий, которые не могут обеспечить нормальную работу в результате карантинных мер или других чрезвычайных мер, введенных правительством, предприятия должны оплачивать труд работников в этот период [5].  

Список литературы

  1. Сквозников А. Н. Ограничение прав и свобод человека в условиях пандемии COVID-19: международно-правовые аспекты //Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2022. – №. 3. – С. 222-240.
  2. Перелет Р. А., Кукушкина А. В., Энтин Л. М. Взаимодействие устойчивого развития и меры по ликвидации коронавируса (экономико-правовые аспекты) //Образование. Наука. Научные кадры. – 2020. – №. 4. – С. 228-233.
  3. Конуров А. И. Геополитические последствия пандемии коронавируса //Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. – 2021. – №. 1. – С. 6-24.
  4. Матюк Ю. С. Правовые и социальные аспекты применения искусственного интеллекта в условиях пандемии //Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2020. – Т. 12. – №. 4. – С. 129-136.
  5. Сигалов К. Е., Салин П. Б., Чувальникова А. С. Коронавирус как фактор трансформационного кризиса: правовой аспект и международно-правовые последствия //Государство и право. – 2021. – №. – С. 87-98.

Интересная статья? Поделись ей с другими: