УДК 37.013
Этапы разработки электронных обучающих курсов
Лобач Федор Сергеевич – магистрант Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Аннотация: В современном мире корпоративного обучения, развития и повышения квалификации персонала компаний все больше и больше используются дистанционные технологии. Это обуславливается совокупностью факторов, к которым можно отнести глобальное развитие цифровых технологий, являющееся одним из главных трендов повышения эффективности процессов в компании. Другим фактором является недавняя всемирная пандемия COVID-19, по причине наступления которой многие компании были вынуждены переходить на дистанционный формат работы. К одним из процессов, переводившихся в онлайн формат является обучение и повышение квалификации. Одним из основных методов дистанционного обучения персонала стали электронные курсы. В статье рассматриваются ключевые принципы и особенности разработки электронных образовательных курсов. Определены этапы, которые важно пройти разработчику электронных курсов, для получения требуемых результатов обучения, а также сущность этих этапов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронный курс, разработчик электронных курсов, онлайн-обучение, этапы разработки курса, дистанционные образовательные технологии, верстка электронных курсов, электронное обучение, цифровые технологии, методические материалы, мультимедийная презентация, методы онлайн-обучения.
Одним из глобальных трендов в корпоративном обучении, развитии и повышении квалификации персонала компаний является внедрение и масштабирование дистанционных методов и инструментов. Под дистанционным обучением понимается форма получения знаний, формирования умений, развития навыков и получения опыта, при которой участник обучения находится расстоянии от источника знаний и взаимодействует с ним при помощи информационных технологий. Дистанционное обучение набирает большую популярность среди как технологичных, так и производственных компаний. [5, с. 11] Одним из видов дистанционного обучения является онлайн обучение – форма получения знаний, формирования умений, развития навыков и получения опыта при помощи компьютера или другого цифрового устройства с помощью сети интернет в формате непосредственного подключения. К основным преимуществам онлайн обучения и повышения квалификации персонала компаний можно отнести:
- Индивидуализированную скорость обучения. Каждый участник может изучать материалы с отсутствием привязки к конкретному месту образовательного процесса;
- Доступность. Участник обучения может быть задействованным в образовательном процессе в любое свободное время с любого устройства, имеющего доступ в интернет;
- Возможность возвращаться в процессе обучения к предыдущим занятиям без возникновения сложностей.
Одним из методов онлайн обучения и повышения квалификации персонала компаний являются электронные обучающие курсы. Под электронными образовательными курсами понимается совокупность обучающих методических материалов, итерационно доступная для изучения участникам образовательного процесса с целью получения знаний, формирования умений, развития навыков и получения опыта, содержащая в себе различные форматы преподнесения информации и размещенная на в системе дистанционного обучения персонала. Электронные курсы чаще всего применяются в крупных компаниях для стандартизации, систематизации и повышения эффективности процесса обучения и повышения квалификации. Основными преимуществами электронных курсов перед другими методами дистанционного обучения и повышения квалификации персонала компаний являются [4, с. 68]:
- Уменьшение стоимости обучения и повышения квалификации персонала за счет возможности неограниченного количества прохождений курса, а также удобного и оперативного внесения правок в существующие материалы;
- Ускорение процесса обучения и повышения квалификации персонала компании за счет отсутствия необходимости в систематической организации и проведении обучающих блоков, а также синхронизации даты и времени прохождения электронных курсов;
- Высокая интерактивность и большое количество форматов преподнесения информации за счет использования различных средств визуализации и возможностей современных конструкторов онлайн курсов.
Для разработки и внедрения электронных образовательных курсов в процесс обучения и повышения квалификации персонала компании применяется общий алгоритм, состоящий из 10 последовательных этапов, которые изображены на рисунке 1 [2, с. 99].
Рисунок 1. Этапы разработки электронных обучающих курсов. |
Каждый из этапов имеет свои особенности. Без их учета разработка и внедрение электронного курса в лучшем случае займет значительно больше времени, в худшем – не удастся вовсе.
Анализ потребностей
В начале разработки электронных курсов важно определить, почему сотрудники компании нуждаются в том или ином курсе и какую проблему необходимо решить с его помощью. Для этого нужно изучить потребности сотрудников, подразделений или компании в целом. В рамках данного этапа используются различные методы определения потребностей:
- Тестирования или систематическая аттестация;
- Ассесмент-центр;
- Оценка 360;
- Наблюдение и анализ деятельности сотрудников.
Также важным элементом анализа потребностей является коммуникация с руководителями подразделений и бизнес-партнерами по управлению персоналом для сбора информации о проблемах в работе сотрудников подразделений. В результате этого этапа определяется приблизительная тематика курса.
Изучение целевой аудитории
Данный этап необходим для сбора, систематизации и изучения информации про сотрудников, которые будут проходить электронный обучающий курс. На этапе анализа целевой аудитории собирается информация о должностях, возрасте, особенностях работы и коммуникации, уровне загруженности, количестве сотрудников, которые будут проходить курс, об уровне компьютерной грамотности и знаний, умений, навыков и опыта в теме курса. На данном этапе зачастую проводятся исследования целевой аудитории. Для этого применяются различные методы исследований:
- Глубинные интервью;
- Фокус-группы;
- Опросы;
- Метод «тайного покупателя».
В результате этапа изучения целевой аудитории формируется карта пользователей, на основе которой в дальнейшем разрабатывается контент и определяется формат курса.
Постановка целей и задач курса
На данном этапе определяется ценность электронного обучающего курса для участников. Процесс постановки целей состоит из нескольких этапов:
- Определение бизнес-цели: какую проблему компании решит курс;
- Определение цели применения: как должно измениться поведение сотрудников после обучения;
- Определение цели обучения: что должны знать и уметь сотрудники после обучения.
После этого каждая из целей декомпозируется на задачи, поэтапное решение которых приведет сотрудников к желаемому результату. Также на данном этапе чаще всего внедряются метрики эффективности онлайн курса. Это делается для последующей оценки эффективности обучения. Метрики выбираются исходя из поставленных целей, а также исходя из возможностей платформы, на которой будет размещен курс. К часто используемым метрикам можно отнести:
- CSAT (индекс удовлетворённости клиента), помогает понять, насколько участник обучения доволен взаимодействием с образовательным электронным курсом;
- CSI – это метрика удовлетворённости, которая говорит о том, доволен ли участник электронным курсом
- NPS – это индекс потребительской лояльности. Он показывает отношение участника обучения к образовательному курсу, его готовность рекомендовать обучение коллегам;
- COR («доходимость»). Эта метрика демонстрирует, какая часть участников прошла курс до конца.
По итогам данного этапа должны быть определены цели и задачи курса, а также желаемые результаты.
Отбор контента
На данном этапе разрабатывается, анализируется и выбирается наполнения онлайн курса на основе результатов определения потребностей сотрудников, исследования целевой аудитории и поставленных целей и задач. На этапе отбора контента, в случае, когда курс включает в себя уникальные знания и опыт, привлекается эксперт по этой теме. Эксперт может быть как внешний, так и внутренний. В этом случае задача копирайтера – помочь эксперту качественно изложить свою экспертизу.
Создание сценария курса
Основными акцентами этого этапа является определение логики и формата изложения собранных материалов, определение вида и формы методических элементов, расчет длительности курса и уроков в частности, разработка проекта системы оценки и обратной связи от участников обучения и определение критериев успешного прохождения курсов. Создание сценария курса является самым продолжительным из всех этапов и может занимать от нескольких недель до 3-5 месяцев в зависимости от размера электронного обучающего курса. По итогам данного этапа должен быть разработан комплексный сценарий курса для дальнейшей разработки. На этом этапе также выбирается и используется конструктор электронных курсов. К часто используемым конструкторам электронных курсов можно отнести ISpring Suite, Rise Articulate, Moodle и Tilda [3, с. 7]. Выбор того или иного конструктора зависит от контента, который будет использоваться, а также от определенных форматов интерактивностей.
Оформление курса
Создание привлекательного и качественного дизайна помогает повышать вовлеченность участников обучения в этот процесс. На данном этапе определяется шрифт, цветовые предпочтения, стиль и расположение контента. Чаще всего разработчик электронных курсов на данном этапе привлекает специалистов в области дизайна.
Размещение курса
На текущем этапе важным аспектом является выбор подходящей платформы дистанционного обучения. От этого зависит последующий процесс внедрения курса. На данном этапе важно уделить внимание количеству и типу доступов, которые получат сотрудники для прохождения курса, типу устройств, с помощью которых будет изучаться материал курса, а также готовности оборудования к поддержке выбранной технологии.
Пилотный запуск
Тестирование работоспособности системы помогает на этапе разработке проверить качество электронного обучающего курса и найти проблемы, ошибки и неточности. На данном этапе курс назначается ближайшим коллегам для вычитки и проверки системы. Далее курс назначается на собранную фокус-группу из представителей целевой аудитории, после чего с каждого из них собирается обратная связь, на основе которой в разработанный курс вносятся коррективы и изменения.
Запуск электронного курса
На данный этап электронный обучающий курс публикуется в систему дистанционного обучения. В процессе публикации ответственные за работу системы дистанционного обучения сотрудники назначают курс всем сотрудникам, для которых он предназначался. Чаще всего публикация курса сопровождается выпуском новостей об этом событии с приглашением участников к прохождению курса. Это помогает повысить осведомленность и вовлеченность сотрудников.
Оценка эффективности курса
Данный процесс в различных компаниях проходит в различных форматах. Главной задачей этапа является сопоставление изначально поставленных целей с полученными результатами. На этом этапе также происходит сравнение поставленных и полученных показателей по метрикам. Для оценки эффективности курса также применяется модель Дональда Киркпатрика, состоящая из четырех основных уровней [1, с. 44]:
- Определение эмоциональной и конструктивной реакции сотрудников на курс. Данный уровень чаще всего реализуется с помощью анкет обратной связи и кратких опросников;
- Определение уровня знаний, умений или навыков после прохождения курса. Этот уровень чаще всего реализуется через тестирование сотрудников по материалу, которое либо закладывается в конце курса, либо высылается сотрудникам отдельно;
- Определение изменения поведения сотрудников. Чаще всего данный уровень реализуется с помощью выходного исследования методами «тайный покупатель» или «фотография рабочего времени», а также с помощью беседы с непосредственными руководителями сотрудников, проходивших курс;
- Определение результатов работы, которое происходит с помощью оценки ключевых показателей эффективности.
Важно отметить, что на каждом этапе происходит коммуникация с заказчиком электронного курса. Если заказчик не был определен, то сверка текущих результатов разработки электронных обучающих курсов происходит внутри команды разработки. К типовой команде разработки электронного курса можно отнести:
- Разработчик электронных курсов;
- Руководитель проекта;
- Верстальщик;
- Копирайтер;
- Дизайнер;
- Технический специалист.
В рамках корпоративного обучения данные этапы реализуются циклично. После разработки электронного курса весь процесс запускается заново и разрабатывается новый образовательный продукт.
Таким образом, активное развитие цифровых технологий, а также всемирная пандемия COVID-19 способствовали развитию и внедрению дистанционных методов обучения и повышения квалификации персонала компаний. Одним из этих методов являются электронные обучающие курсы. Процесс разработки курсов состоит из 10 этапов: изучение потребностей, анализ целевой аудитории, определение целей и задач, формирование материалов, создание сценария курса и его оформления, размещение курса на платформе, тестирование курса и его последующий запуск, а также оценка эффективности курса. Каждый из этапов имеет свои особенности, которые важно учитывать. Чем детальнее проработан каждый из этапов разработке, тем курс получится более эффективный.
Список литературы
- Панькина Екатерина Викторовна, Черчик Ирина Валерьевна. Оценка качества электронного учебного курса как необходимое условие современного обучения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1 (41). – С. 39-47.
- Пермяков Олег Евгеньевич. Электронное обучение: дидактическое проектирование курсов // Образовательная политика. 2019. № 4 (80). – С. 91-102.
- Рахмангулова Рената Шамилевна, Петрова Юлия Камилевна. Создание электронного курса в moodle // Проблемы Науки. 2021. № 1 (158). – С. 6-8.
- Стручков Петр Гаврильевич, Яковлев Валерий Александрович. Особенности организации обучения с использованием электронных курсов // StudNet. 2021. №3. – С. 65-69.
- Ядровская Марина Владимировна, Поркшеян Маркос Витальевич. О применении электронных курсов в обучении // ОТО. 2019. № 3. – С. 3-15.