УДК 37.01

К истории педагогического образования на юге Дальнего Востока в 1917-1922 годах

Пай Светлана Сергеевна – кандидат исторических наук, доцент Тихоокеанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Аннотация: В статье автор обращается к истории высшего педагогического образования на юге Дальнего Востока в период революции и гражданской войны на юге Дальнего Востока (1917-1922).

Ключевые слова: схоластический институт, педагогические ставки, Владивостокский педагогический институт им К. Д. Ушинского, педагогическое образование на юге Дальнего Востока

История высшего педагогического образования вызывает интерес у исследователей Дальнего Востока. (Малявина, Романов, Лынша и др.) [4-6]. В нашей статье мы обращаемся к малоизвестным страницам истории высшего образования в Приморской области. За пределами нашего научного интереса осталась история Никольск-Уссурийской женской учительской семинарии, получившей статус института значительно позже и подробно освещенная приморским историком О.Б. Лынша.

14 июня 1917 г. в постановлении Временного правительства А.Ф. Керенского об изменении штатов учительского института, подписанным министром МНП А.А. Мануйловым, были повышены его статус и образовательный ценз абитуриентов. В дореволюционной России по своему статусу они считались «плебейскими университетами», выпускники которых получали образование ниже среднего и не имели права поступать в университеты. Женщины в учительский институт не принимались. Учебная программа соответствовала более углубленной программе городских (уездных) народных училищ.

Теперь учительский институт был признан правительством и Всероссийским съездом учителей учебным заведением выше среднего. Успешно окончившие курс обучения получали звание учителя высшего начального училища по предметам или спецкурсам. [2, Л. 69-70] Учительские институты могли быть мужскими, женскими и смешанными, в них стали принимать женщин. В 1-й класс зачислялись лица, окончившие среднее учебное заведение и имевшие учительский стаж не менее двух лет. В связи этим большинство сельских народных учителей, окончивших начальную школу, утратили возможность получить педагогическое образование. Если до 1917 г. конкурс среди абитуриентов был огромным: до 300 чел. на 30-40 вакантных мест, то с введением образовательного ценза едва набиралось по пять учащихся на отделение, так как выпускники средних учебных заведений стремились поступить в вузы. [2, Л. 30(об)]

На юге Дальнего Востока в 1917-1922 годах работали два учительских института. 1 июля 1914 г. в г. Хабаровске на ул. Барабашевской, 43/58 был открыт первый в Приамурском крае учительский институт с городским начальным училищем. [1, Л. 1] На первый курс поступило всего 19 человек. В 1916 г. плата за обучение для 20 учащихся составила 6 руб. в год. [1, Л. 38] В 1917 г. учительский институт оказался в центре революционных событий. Бывшие студенты института П.Ф. Федорец, Г.С. Семёнов вошли в Имано-Хабаровский союз народных учителей. В революционных событиях и Гражданской войне в Приамурье участвовали бывшие студенты и преподаватели Хабаровского учительского института, некоторые из них погибли: Г.С. Медведев, комиссар казачьей кавалерийской бригады на Уссурийском фронте; преподаватели А.А. Свищев, член краевого комиссариата просвещения; К.А. Попов, комиссар казначейства. [9, с. 26-27, 33]

Летом 1918 г. было проведено реформирование Хабаровского учительского института. В школьный совет, проводивший реформу института, вошли преподаватели, представители слушателей института, школьного совета высшего начального училища, Хабаровского совета рабочих и крестьянских депутатов, члены городской и земской управ. Совет постановил: произвести коренную перестройку института в соответствии с новыми требованиями, открыть подготовительный класс на 130 чел. для учителей со стажем три-пять лет, мастерскую ручного труда, ввести деление на факультеты с 1-го класса и т.п. В 1918-1919 уч. г. в институте открылся годичный подготовительный класс для слушателей с трёхлетним стажем, имевших свидетельство о звании народного учителя. Для проведения педагогической практики при институте было открыто образцовое высшее начальное училище с четырёхгодичным курсом обучения, о необходимости которого шла речь с первых лет существования института.

В 1919 г. в смете на содержание личного состава Хабаровского учительского института было заложено 264697 руб. 50 коп. [1, Л. 98 (об), 99] Жалование преподавателей соответствовало установленному с 1 июля 1918 г. уровню: 500-550 руб. в месяц, или 6000-6600 руб. в год. [1, Л. 103 (об)] Слушателям учительских институтов выдавали стипендии. При этом выпускники должны были отработать учителями в правительственных учебных заведениях по два года за каждый год получения стипендии, т.е. четыре-шесть лет.

В 1918-1919 уч. г. в Хабаровском учительском институте 90 учащихся получали стипендии по 900 руб. в год. [1, Л. 93] Размер стипендии не менялся и в последующие годы. Из-за отсутствия общежития учащиеся снимали жильё и селились по три-четыре человека в комнате, которая стоила 400-450 руб. в год, или 40-45 руб. в месяц с каждого. Питание в институтской столовой в среднем обходилось в 95-105 руб. в месяц. Если сравнить с уровнем существовавших в то время цен, то стипендия должна была составлять 2400 руб. в год. [Там же, Л. 105 (об)]

В 1922 г. в институте учились 122 стипендиата, в большинстве своём народные учителя, имевшие стаж от двух лет и выше, люди взрослые и даже семейные в возрасте от 20 до 45 лет. Слушатели института до начала весны 1922 г. наравне со служащими правительственных учреждений ДВР получали продовольственные пайки. С прекращением выдачи пайков многие вынуждены были бы уйти из института, среди них выпускники, которым оставалось два-три месяца до окончания курса обучения. Уменьшение числа стипендиатов до 80 человек позволило сохранить контингент и поддержать наиболее нуждавшихся учащихся. [2, Л. 35(об)]

Правительство ДВР, взяв на себя обязательства по содержанию образовательных учреждений, имевших государственное значение, не имея возможности финансировать институт, предложило руководству в 1921 г. переехать в г. Владивосток. Когда коллектив отказался от предложения, то началась дальнейшая реорганизация. В апреле 1921 г. институт лишился образцового высшего начального училища – базы для проведения педагогической практики. Решением Приамурского облоно мастерскую ручного труда со столярным, слесарным и переплетным оборудованием перевели в Дом-городок школьника, в котором были собраны мастерские из всех учебных заведений г. Хабаровска. Потеря педагогической базы и мастерской ручного труда ухудшила качество обучения. В институте учились 175 слушателей, 30 окончили курс в 1921 г. Большинство выпускников были учителями народных школ с педстажем от 2 до 15 лет. Если до 1918-1919 уч. г. в институте учились только лица мужского пола, то в 1921 г. соотношение было почти равным – 56 мужчин и 58 женщин. [2, Л. 52-52 (об)- копия]

По распоряжению № 356/5020 Приморского облоно от 25 июля 1921 г. Хабаровский учительский институт был реорганизован в четырёхгодичные педагогические курсы II-й ступени для подготовки учителей первых двух классов школ II-й ступени. [там же, Л. 33] 17 октября 1921 г. правительством ДВР было утверждено «Положение о педкурсах ДВР», в котором была поставлена цель – выпускать школьных работников для ЕТШ I-й ступени. [Там же, Л. 74-копия] На учёбу принимались лица обоего пола не моложе 15 лет, окончившие школу II-й ступени или имевшие подготовку не ниже средней школы. Обучение продолжалось четыре года: два общеобразовательных курса, два специальных [2, Л.74-копия]. При Хабаровских педкурсах вновь организовали показательную школу I-й ступени, а также мастерские для работы по картону, дереву и металлу. Учебный год продолжался с 1 сентября по 1 июля и делился на два семестра: с 1 сентября по 20 декабря и с 10 января по 1 мая. С 1 мая по 1 июля слушатели проходили практику по огородничеству, садоводству, пчеловодству, естествоведению, географии, математике и другим предметам. [Там же, Л. 75-76 (об)] Для привлечения слушателей были открыты двухлетние общеобразовательные классы на 66 учащихся. [Там же, Л. 30 (об)] В январе 1922 г. на педкурсах была введена плата за обучение в размере один руб. золотом в месяц для 70% учащихся, остальные 30% неимущих учились бесплатно. [Там же, Л. 52-52 (об)]

Первый в Приамурье Хабаровский учительский институт просуществовал несколько тяжёлых военных лет, выпустив всего сто учителей для народных школ и народных училищ. В 1921-1922 уч. г. он был преобразован в учительские педкурсы II-й ступени, так и не став полноценным вузом.

21 ноября 1917 г. открылся Учительский институт в г. Владивостоке. Городская управа, принявшая участие в его создании, обещала, но так и не выделила помещения. Занятия проходили в третью смену в здании Владивостокского коммерческого училища и женской гимназии. Лабораторий и кабинетов институт не имел. Временное руководство вновь открытым учреждением взял на себя учитель истории Л.И. Евстратов. [10, с.4] В нём было создано четыре отделения: русского языка и словесности, культурно-историческое, физико-математическое, естественно-историческое и географии. По данным исследователя Л.С. Малявиной, в институте имелось три отделения: историко-словесное, физико-математическое, естественно-географическое. В 1919 г. в штате числился всего один преподаватель, остальные работали временно по договору. Среди преподавателей были ведущие профессора и преподаватели вузов: В.П. Вологдин, профессор Владивостокского государственного политехнического института; В.В. Энгельфельд, магистр Петроградского университета, бывший приват-доцент Томского университета, профессор Омского института сельского хозяйства и промышленности, профессор ГДУ; этнограф И.А. Лопатин; приват-доцент ГДУ Г.Н. Гассовский, ассистент Петроградского университета; Ф.Г. Куимов, выпускник Петроградского психоневрологического института и Петроградской педагогической академии, а также лекторы: В.К. Арсеньев, М.А. Петракеев, Г.В. Гурьянов, М.М. Ремизов, А.А. Незванов, З.Н. Матвеев, П.К. Пантелеев и другие. Директором института с сентября 1920 г. стал П.И. Девин. [10, с. 4]

После первого года существования возник вопрос о статусе института. По учебным планам институт был высшим, а по правам, предоставляемым студентам по его окончании, – средним учебным заведением. Такое двойственное положение сохранялось до июля 1921 г. Слушателей во Владивостокском учительском институте в первой половине 1920-1921 уч. г. набралось более 270 чел., во второй половине в среднем лекции посещали 150 студентов. Среди них были учителя городских школ, школ области и лица, окончившие 6-8 классов средних учебных заведений. Открылось подготовительное отделение для лиц, не имевших достаточной подготовки. Его выпускники принимались без экзаменов на все отделения института. [10, с. 4]

19 июля 1921 г. указом Временного Приамурского правительства № 32 Владивостокский учительский институт был преобразован в Государственный Дальневосточный педагогический институт им. К.Д. Ушинского (ул. Светланская, 119). Высшее педагогическое учебное заведение имело целью, с одной стороны, стать научно-педагогическим центром в области воспитания, просвещения и обучения, с другой – выпускать учителей для школ всех ступеней, а также работников внешкольных и дошкольных учреждений. [7, с. 4] Соединение научных и учебных функций повысило уровень обучения и статус института. В новом статусе институт начал учебный год в составе трёх факультетов: гуманитарных наук со словесным и культурно-историческим отделениями, математики и естественных наук с физико-математическим и естественным отделениями и внешкольного воспитания с культурно-общественным отделением. Первые два факультета имели трёхгодичный курс обучения, внешкольный – годичный. Кроме того, при институте сохранилось подготовительное отделение, по окончанию двух курсов которого можно было поступить на 1-й курс института или, окончив 3 курса, стать учителем начальной школы.

В отличие от учительского, в педагогическом институте велась углубленная психолого-педагогическая подготовка, изучались общетеоретические дисциплины. Факультативно преподавались история Дальнего Востока, дальневосточный фольклор, методика родиноведения и другие предметы регионоведческого цикла. Курс обучения в педагогическом институте, включая подготовительное отделение, стал четырёхгодичным, обучение было бесплатным. На 1-й курс института принимались лица с законченным средним образованием. Лица с незаконченным средним образованием могли стать вольнослушателями. На 3-й курс принимались выпускники учительского института или студенты, проучившиеся два года в других высших учебных заведениях. В июле 1921 г. был открыт приём на 1, 2 и 3-й курсы. Число учащихся к концу августа достигло 403, к концу октября – 700 чел. [8, с. 3; с. 2]

Созданный позже других вузов, пединститут привлёк в качестве преподавателей научные и педагогические кадры из университета и политехнического института, а также профессоров эвакуированного Уральского горного института С.Н. Петрова, Н.И. Морозова, В.Ф. Овсянникова, Б.Н. Пентегова. На постоянной основе или по совместительству работали 48 чел., в том числе 7 профессоров, 12 и.д. профессора, 24 доцента, 5 преподавателей. Среди них профессора: А.В. Гребенщиков, С.П. Никонов, М.П. Головачёв, В.К. Арсеньев; и.д. профессора: ректор института П.И. Девин (кафедра детской литературы), А.П. Бекеев, В.П. Вологдин, Г.Н. Гассовский, И.А. Лопатин, Н.И. Морозов, В.Ф. Овсянников, декан факультета математики и естественных наук Н.М. Соловьёв (кафедра математики); доценты: проректор А.А. Домрачёв (кафедра технологии), декан внешкольного факультета А.А. Великопольский (кафедра политэкономии), А.Д. Воейков, К.А. Гомаюнов (образцовое высшее начальное училище), К.Я. Гринберг, Л.И. Евстратов, Ф.Т. Куимов, Э.В. Ленцнер, А.А. Незванов, Г.П. Орленко, В.Г. Павловский, П.К. Пантелеев, декан факультета гуманитарных наук М.А. Петракеев (кафедра русской литературы), В.Н. Шумкин; и.д. доцента: А.С. Залужный, М.М. Ремизов и другие.

Несмотря на изменение статуса, пединститут финансировался по прежней смете учительского института. Новому вузу не требовались дополнительные расходы. Однако в октябре 1921 г. Законодательная комиссия при Народном собрании Приморской области предложила вернуть педагогическому институту прежний статус. Комиссия мотивировала своё решение отсутствием необходимости существования в г. Владивостоке высшего научно-учебного педагогического заведения, а также нехваткой профессоров и недостатком средств в Государственном казначействе. Закрытие института могло привести к негативным последствиям, так как его студентов не принимали в другие вузы из-за различия программ. К тому же большинство из них пришли учиться по призванию и хотели стать учителями, а не инженерами и учёными. В защиту института выступили студенты. Они решили отчислять небольшую денежную сумму в пользу института, несмотря на положение устава о бесплатном обучении (студенты даже получали стипендии). С 1 октября 1921 г. обучение в институте стало платным. Профессорско-преподавательский состав также вносил в кассу 3% своего заработка.

Институт отстояли, он продолжал развиваться и расширять свою деятельность. В январе 1922 г. открылся факультет изящных искусств с отделением рисования, живописи и скульптуры. Студенты, окончившие четырёхгодичный курс, получали квалификацию художника, преподавателя с правом преподавания графических искусств в средних учебных заведениях. Лица, проучившиеся два года, получали диплом преподавателя графических искусств в начальной школе. Обучение на отделении было платным. Студентами, вольнослушателями и сторонними слушателями принимались лица обоего пола в зависимости от образовательного ценза после сдачи экзамена по рисунку и живописи. [3, с.3]

Как самостоятельное учебное заведение Государственный Дальневосточный педагогический институт им. К.Д. Ушинского просуществовал всего год. При реорганизации вузов Дальнего Востока в январе 1923 г. он вошел в состав ГДУ.

Таким образом, становление высшего педагогического образования на юге Дальнего Востока происходило в условиях радикальных социально-политических изменений в стране и соответствовало изменившимся условиям. Учреждения подвергались реорганизациям, однако выполняли свою функцию – выпускали высококвалифицированные кадры для нужд народного образования.

Список литературы

  1. РГИА ДВ. – Ф. 1261. – Оп. 1. – Д. 3.
  2. РГИА ДВ. – Ф. 1261. – Оп. 1. – Д. 8.
  3. В педагогическом институте имени Ушинского//Владиво-Ниппо. – 1922. – 29 января. – С. 3.
  4. Малявина Л.С. Особенности начального этапа развития высшей школы на российском Дальнем Востоке (1899-1923) //Высшее образование на Дальнем Востоке: история, современность, будущее: материалы науч. конф. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. –300 с. – С.10-12.
  5. Малявина Л.С. У истоков высшего педагогического образования на Дальнем Востоке: Государственный Дальневосточный педагогический институт им. Ушинского (1921-1922) //85 лет высшему историческому и филологическому образованию на Дальнем Востоке России. История. Философия/Материалы науч. конф. 4-5 марта 2003 г. – Часть 1. Сб. тр. Института истории и философии ДВГУ. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. –508 с. – С.19-26.
  6. Лынша О.Б. От учительской семинарии до института. К истории Школы педагогики Дальневосточного федерального университета. 1909-1954 гг. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2015. –267 с.; Она же. Историческое образование в Никольске-Уссурийском. 18882-1922 гг. – Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2017. – электрон. ресурс. Режим доступа: http//uss.dvfu.ru/
  7. От педагогического института//Эхо. –1921. – 20 августа. – С. 4.
  8. Петиция студентов. Петиция подана//Владиво-Ниппо. – 1921. – 26 октября. – С. 3; продолжение//там же. – 1921. – 27 октября. – С. 2.
  9. Романов В.В. Становление педагогического образования в Приамурье. Страницы истории. – Кн. 1. (конец ХIХ в. – 1955 г.). – Хабаровск, 2006. – 192 с.
  10. Учительский институт и предполагаемое преобразование его в педагогическую академию//Дальневосточная трибуна. – 1921. – 20 (7) февраля. – С. 4.

Интересная статья? Поделись ей с другими: