УДК 94(38)

«Одиссея» и колонизация

Шубин Владимир Ильич – кандидат исторических наук, доцент Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению той возможной роли, которую могла сыграть поэма Гомера «Одиссея» в великой греческой колонизации. На основе анализа текста поэмы автор приходит к выводу, что поэма могла послужить первым переселенцам важным источником информации о внешнем мире.

Ключевыеслова: Одиссея, колонизация, утопия.

Одним из наиболее масштабных явлений в истории Древней Греции эпохи Архаики была Великая греческая колонизация В ее ходе колонисты заселили обширные пространства по побережьям Средиземного и Черного морей, раздвинув таким образом границы известного грекам мира. Основной причиной колонизации принято считать нехватку пригодной для обработки земли, каковая в свою очередь была вызвана с одной стороны ускоренным ростом населения, а с другой - начавшимся процессом парцелляции земли. [1, с.146-149]. В результате в структуре греческого общества сформировался контингент «лишних» людей, не обеспеченных средствами производства на родине и готовых к рискованному предприятию – поиску таковых за ее пределами.

Однако, успех колонизации зависел от целого ряда факторов. В частности, первопоселенцы должны были обладать по крайней мере минимальной информацией об окружающем мире. Короче говоря, каждый раз колонисты, покидающие метрополию в кораблях, должны были знать, куда им плыть, чего бояться и на что рассчитывать там, куда они отправляются в поиске лучшей жизни.

В указанном отношении большой интерес представляет гомеровская поэма «Одиссея». Она была создана, по мнению большинства исследователей, в VIII в. до н.э. и, хотя в ней присутствовали мифологические сюжеты, относящиеся своим происхождением к различным временным слоям, в значительной части в поэме воспроизводится мифологизированная картина жизни греческого общества XI – VIII вв. до н.э. и еще более мифологизированные представления об окружающем это общество внешнем мире [2, с. 7-12; 3, с. 15-28; 4, с. 772-773].

Герой поэмы, Одиссей, следуя морским путем от побережья к побережью, встречает различных обитателей этого мира: людоедов лестригонов, циклопа Полифема, коварную колдунью Цирцею. В большинстве случаев такие встречи заканчиваются трагически – не случайно все спутники Одиссея в конце концов погибают и лишь он, хранимый судьбою, избегает смерти и достигает наконец родной Итаки. «Тот свет» чужд и враждебен к смертным. Попавший туда путник неспособен выбраться обратно и, обреченный на неминуемую гибель, попадает в царство мертвых Аид - самое мрачное из локаций того мира. Надо полагать, именно таким негостеприимным, исполненным опасностей представлялся для греков начала VIII в. до н.э. внешний мир, расположенный за горизонтом и отделенный от них морским пространством.

Впрочем, была у этого мира и светлая сторона. Так, наряду с мрачным Аидом там, далеко на западе находятся Елисейские поля, куда после смерти попадают избранные герои:

«Где пробегают светло беспечальные дни человека,

Где ни метелей, ни ливней, ни хладов зимы не бывает;

(Одиссея. IV, 563-564)

Нетрудно представить насколько привлекательной представлялась представленная в этих строках погодная обстановка для крестьян - земледельцев и скотоводов, каковыми были в подавляющем большинстве обитатели Балканского полуострова. Еще более привлекательными для таких людей выглядели картины поистине сказочного изобилия, встречающиеся на страницах поэмы. Вот как описывается Ливия, в которой побывал Менелай на обратном пути из Трои:

В Ливии был, наконец, где рогатыми агнцы родятся,

Где ежегодно три раза и козы и овцы кидают;

В той стороне и полей господин и пастух недостатка

В сыре, и мясе, и жирно-густом молоке не имеют;

Круглый там год изобильно бывают доимы коровы.

(Одиссея. IV, 85-89)

Наконец, особого внимания заслуживает подробное описание в поэме острова Схерии, населенного сказочным народом феаков. Их любят боги, их земля сама, без помощи обитателей, производит в изобилии все, что им может понадобиться. Наконец, их чудесные корабли не боятся бури и шторма и сами в одно мгновение способны перенестись в любое место по одной только мысли кормщика:

Сами они понимают своих корабельщиков мысли;

Сами находят они и жилища людей и поля их.

(Одиссея. VIII, 559-560)

Таким образом, в Одиссее вполне явственно просматриваются элементы утопии, которая представлена отдельными картинами счастливой, беззаботной жизни, протекающей далеко за пределами мира, населенного смертными людьми – в некоем мифологическом пространстве. [о «географии» «Одиссеи» см.: 5, с.124-144; 6, с. 14-19; 7, с. 8-9] Жизни, которая выглядит как бы обратным, зеркальным отражением жизни реальной - с присущими ей проблемами. Неизведанный еще внешний мир, пугал своей неизвестностью но одновременно и оставлял место для надежды на обретение там – за морем лучшей жизни для тех, кто готов был рискнуть и отправиться на ее поиски по следам Одиссея.

Список литературы

  1. Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
  2. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). – Л.: Издательство Ленинградского ун-та. 1976.
  3. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. – 2-е изд., испр. И доп. – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та. 1991.
  4. Зайков А.В., Летова И.А., Приказчикова Е.Е. Гомер и его поэмы // Гомер в переводе П. А. Шуйского. – Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 2017. – С. 765–773.
  5. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. – Л. Лениздат. 1994.
  6. Подосинов А.В. Куда плавал Одиссей. О географических представлениях греков архаической эпохи. М. Языки славянских культур. 2015.
  7. Чернышев Ю.Г. Характерные черты греческой социальной утопии // Социальная структура и идеология античности и раннего средневековья: Межвузовский сборник / Под ред. Э.Д.Фролова и Ю.Г.Чернышева. Барнаул: изд. Алт. Ун-та. 1989. – c. 3-21.

Интересная статья? Поделись ей с другими: