УДК 930.85

Проблемы существования цивилизации

Сотниченко Артём Алексеевич – студент бакалавриата факультета гуманитарного образования Краснодарского государственного института культуры

Научный руководитель Прохода Павел Викторович – доцент кафедры истории, культурологии и музееведения Краснодарского государственного института культуры

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы существования цивилизации через ее потребности. Сравнивается человек и цивилизация, как неделимое целое с общими взаимосвязанными потребностями. Потребности цивилизации и человека, которые без уделенного им внимания и труда становятся проблемами для благополучного существования.

Ключевые слова: потребности цивилизации, потребности человека, пирамида потребностей Маслоу, Римская империя, русская цивилизация.

Роль культуры и духовности в развитии цивилизации крайне велика. Культура в рамках цивилизации является основой, скрепляющей связь между поколениями. В своей совокупности с духовностью она выступает в роли некоего учителя-наставника. Упадок культуры и нравственных идеалов непременно ведут к упадку и вымиранию цивилизации.

Рассматривая проблемы выживаемости цивилизации стоит выделить такие аспекты, как духовность и культура, благополучие населения, экономическая и военно-оборонительная дееспособность цивилизации.

Мы в полной мере можем сравнивать жизненный путь человека и цивилизации. Точно так же, как и человек, цивилизация рождается, формируется, становится зрелой и в конце пути умирает.

Психолог Маслоу разработал свою собственную концепцию потребностей человека. Мы же полагаем, что проблемы существования цивилизации можно сравнить с потребностями человека. А значит можно представить в виде некой пирамиды.

Сравнивая потребности цивилизации и пирамиду потребностей человека А. Маслоу [1] можно проследить практически полную схожесть. Для наглядности стоит рассмотреть их как две равноценные пирамиды.

 1

Рисунок 1. Сравнение пирамид потребностей человека и цивилизации.

Рассматривая эти две пирамиды в сравнительном анализе, мы полагаем, что если у цивилизации есть проблемы в каком-то аспекте, то они будут экстраполироваться на людей. Это же работает и наоборот, если у большинства людей этой цивилизации есть проблемы в определённом аспекте, то они будут экстраполироваться на потребности цивилизации.

Рассмотрим каждый аспект в отдельности.

Экономический аспект включает в себя возможность цивилизации обеспечить себя всем необходимыми для существования. Развитие промышленности, торговли и иных производств позволяет развить военно-оборонительный аспект.  В своей совокупности они позволят цивилизации защитить себя от других цивилизаций в случае как военного вторжения, так и экономического давления. Когда они отлажены и развиты тогда уже цивилизации поднимается на следующую ступень – благополучие населения.

Благополучие населения будет расти если у него повыситься покупательная способность, это же зависит от экономического аспекта. Чувство защищенности же зависит от военно-оборонительного аспекта. Само же благополучие населения в современном мире можно расценить как возможность приобретать необходимые для существования вещи и продукты, обеспеченность жильем, средством передвижения, обеспеченность стабильной работой и заработком, возможность путешествовать, получить образование и заниматься любимым делом, постоянно развиваться.  При развитом благополучии населения человек ярче осознает свою принадлежность к цивилизации, народу, культуре. В рамках цивилизации этому может и обязано помочь государство формирующее эту цивилизацию. Когда население достаточно благополучно, оно стремиться развивать свою цивилизацию и культуру, охотнее остается в своем родном обществе, а не стремиться сменить его на другое принадлежащее другой культуре и цивилизации.  С развитием благополучия населения, экономического и военно-оборонительного аспектов у цивилизации выходит на первый план следующая потребность – духовность и культура.

Духовность и культура отвечают за внутреннее само идентичность человека, его самовыражение. Как правило великие деятели искусства становятся известны и продуктивнее творят в высокоразвитых цивилизациях.  Духовность и культура помогают старшим поколениям передать свои знания, мысли и труды молодому. Помогают воспитать в человеке высоко нравственного, умного человека, который продолжит дело своих предшественников в развитии и укреплении своей цивилизации.

Таким образом, мы понимаем, что все эти аспекты взаимосвязаны, они выступают как одно целое. Цивилизации конкурируют друг с другом во всех этих сферах. Они как части дома, только вместе создают единую композицию. И в каждой части присутствуют они все. Без культуры и духовности невозможно воспитать новое поколение, без экономики его нечем будет кормить, без армии невозможно защитить, а без развитого социума они станут единоличниками, которым уже не будет интересна ни культура, ни духовная жизнь цивилизации, ничего, только своя выгода.

В человеческой истории множество примеров, которые подтверждают, что без грамотного управления и синтеза всех этих аспектов цивилизации грозит крах и уничтожение.

Чтобы отследить причинно-следственную связь между духовностью, культурой и проблемами выживаемости цивилизации стоит обратиться к истории падения одной из величайших империй человечества – Римской империи [3]. Многие историки выделяют несколько причин падения этой цивилизации. Это деспотизм императоров, которые не были заинтересованы в решении проблем собственной страны, упадок устоявшихся традиций и верований, спровоцировавших раскол в миропонимании у населения. Также внешний фактор в виде постоянных варварских набегах. Все три аспекта развития и существования цивилизации пришли в упадок и печальный исход настиг сильнейшую цивилизацию того времени.

Если рассматривать обстановку внутри империи, то складывается цельная картина глубокого культурного и духовного кризиса. Частая сменяемость императоров, приход новой веры, смена канонов в искусстве стали совокупным предвестником падения ее как цивилизации. Несостоятельность внутренней политики привела к ухудшению уровня жизни, частым бунтам, люди стремились защитить и прокормить себя, до страны им уже не было дела. Все это так же послужило причиной упадка.

Множество набегов, быстрая и частая смена императоров, упадок экономических отношений привели к падению обороноспособности цивилизации настолько, что последним императорам приходилось нанимать наемников из других народов, которые не принимали увядающую культуру Рима, основывали свои общины и только начинали формировать свои цивилизации. 

Римская империя начала трещать по швам и вскоре рухнула. Однако из пепла старой империи родилась новая – Византийская. Она же на ошибках своего предшественника построила свою цивилизацию, приняла в себя все изменения в мире. Обе эти великие цивилизации оставили нам огромное наследие во всех областях. Они развили и расширили аспекты необходимые для выживаемости цивилизации.

Если в современном мире по стопам Римской империи идет Западная цивилизация, то Русская цивилизация идет по стопам Византийской империи трансформируя ее и привнеся новые аспекты для успешного существования. Запад заменяет устоявшиеся традиции, запрещает величайшие творения других культур. Стремится сохранить свою цивилизацию уничтожив другие всеми возможными способами, атакуя все аспекты необходимые для выживания и развития цивилизации.

Потребности человека и цивилизации очень схожи. Потребности высшего порядка, как у Маслоу, так и у цивилизации определяют жизненный путь и находятся выше базовых, которые выступают основанием для развития.  Проблемы существования цивилизации взаимосвязаны с ее потребностями.

Рассмотренные проблемы существования цивилизации выступают как основа для её жизни. Цивилизации необходимо развивать все аспекты ее потребностей. Так же, как и человеку, который является её представителем и находится с ней в прямом контакте и является её членом.

Список литературы

  1. Западная философия конца XX – начала XXI в. Идеи. Проблемы. Тенденции / отв. ред. И. И. Блауберг; Российская Академия Наук, Институт философии. – Москва: Институт философии РАН, 2012. – 213 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444387(дата обращения: 15.10.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-9540-0231-7. – Текст: электронный.
  2. Заксер Н. Человек в животном. Почему животные так часто походят на нас в своем мышлении, чувствах и поведении=Der mensch im tier. Warum tiere uns im denken, fühlen und verhalten oft so ähnlich sind / Н. Заксер; под науч. ред. Е. Гороховской; пер. с нем. Н. Штильмарк. – Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2020. – 240 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=600870(дата обращения: 12.10.2022). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-7598-2105-2 (в пер.). –  ISBN 978-5-7598-2067-3 (e-book). – DOI 10.17323/978-5-7598-2105-2. – Текст: электронный.
  3. Моммзен Т. История Рима / Т. Моммзен; ред. С. И. Ковалев, Н. А. Машкин; пер. с нем. – Москва: Директ-Медиа, 2008. – 2910 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=41059(дата обращения: 12.10.2022). – Текст: электронный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: