УДК 82:316.36

Значение семьи в творчестве Л.Н. Толстого

Гаджиева Назиля Зульфугаровна – кандидат филологических наук, преподаватель кафедры Русского языка факультета Иностранных языков Северо-тегеранского отделения Университета «Азад» (Иран, Тегеран).

Аннотация: В данной статье рассматривается отношение Л. Н. Толстого к семье и проблемам семьи. Эта тема является одной из решающих в мировоззрении и духовных исканиях Толстого. Она занимает исключительно важное место не только в «Анне Карениной», но и в таких его произведениях, как «Утро помещика», «Семейное счастье», отчасти и в «Войне и мире». Для Толстого строить семью – это значит строить жизнь или, наоборот, строить жизнь – это значит строить семью. По мнению великого писателя личная жизнь немыслима без семьи. Проблеме семьи в мировоззрении и в личной жизни Толстого принадлежит исключительно важное место.

Ключевые слова: семья, связь, отношение, долг, любовь.

Жизнь, ее запросы и высокие цели являлись для Толстого истинным мерилом творчества, его роли и значения.

Аналогично тому, как в свое время «Война и мир» «вытеснила» «Декабристов», исторический роман из эпохи Петра уступил место роману о современной действительности. И если первый из них замышлялся как широкое эпическое полотно, то развитие событий во втором писатель вначале предполагал полностью сконцентрировать вокруг семейной темы. Неизменный интерес Толстого к теме семьи имел свои и общеисторические и индивидуально-творческие предпосылки.

В «Анне Карениной» «мысль народная» сменилась «мыслью семейной». В «Войне и мире» «мысль семейная» присутствовала, но она ассимилировалась «мыслью народной», более емкой философски, более значительной исторически. Одиноков В.Г. отмечает: «Народное» ушло навсегда из той сферы жизни, где находились прежние толстовские герои. Разрушилась основа духовного единения людей, остро зазвучала тема одиночества» [4].

В русской литературе шестидесятых-семидесятых годов проблемы семейных отношений, эмансипации женщины, отношения между отцами и детьми занимают большое место. Смена одного социального уклада другим обусловила распад старых, домостроевского типа семейных устоев, возникновение новых форм семейных связей.

Проблемы семейных отношений, положение женщины в обществе, столкновение людей разных поколений нашли свое отражение в русской литературе в «Грозе» и «Накануне», в «Что делать?» и «Обрыве», в «Отцах и детях» и «Подростке», в «Господах Головлевых» и «Братьях Карамазовых», а также во многих других произведениях, появившихся в шестидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. При всем различии подхода к темам семьи, различии того социального контекста, в котором они рассматривались, обращение к ним свидетельствовало о стремлении многих писателей осветить новые жизненные процессы, раскрыть их содержание и смысл. Кроме этого общего источника, питавшего интерес Толстого к семейной проблеме, у автора «Анны Карениной» было и свое индивидуальное пристрастие к ней. Противопоставляя искусственной жизни «естественные» отношения, Толстой рассматривал семью как очень важную ячейку общества, которая раньше всего и выражает природные связи людей. Сохранению этих естественных связей и одновременно освобождению их от всего чуждого и несносного писатель придавал большое значение. Избирая «мысль семейную» для своего нового романа, он нашел в новых условиях эквивалент «мысли народной». Ведь семья демонстрирует родовую принадлежность человека. Субъективно она дает ощущение связи со многими людьми. Кроме того, семья строится на фундаменте любви. А любовь, по Толстому, есть жизнь. «Но любовь ушла из того общества, в котором жила Анна», – пишет Одиноков В.Г. Семья сплошь и рядом лишалась этой опоры, а люди все дальше и дальше отдалялись от живой жизни и друг от друга. Толстой теперь уже твердо знал и был убежден в том, что истинная любовь и «живая жизнь» сосредоточены на другом социальном помосте. Поэтому «мысль семейная» устремилась в русло «мысли народной». Толстой, давая монографическое исследование формирования и распада семьи, решает проблему в контексте «мысли народной».

Толстовские герои не похожи друг на друга, и не случайно Толстой начинает роман словами: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». В «Анне Карениной» изображены разные семьи, и, в основном, несчастливые. Лишь одна счастливая семья – эта семья Константина Левина.

Анна стремится к личному счастью, хочет обрести и отстоять его. И невозможно правильно оценить роман, рассматривая его с точки зрения борьбы в человеке между плотскими и духовными началами, как это делает Д.С. Мережковский. Купреянова Е.Н. характеризует роман следующим образом: «Плоть – это все то, что рано или поздно должно умереть, исчезнуть, что носит характер «особого» и «частного», является субстанцией индивидуальной ограниченности и конечности личного существования и одновременно субстанцией грубой чувствительности, своекорыстия и «себялюбия», жизни и психологии социальных верхов…» [3].

Из отвратительной женщины в первоначальном замысле, губившей жизнь и деятельность своего мужа, Анна превратилась в другую – несчастную, страдающую, «потерявшую себя» женщину, которой автор явно сочувствует. Однако наряду с личной симпатией, автор остается до конца объективным и не боится назвать вещи своими именами, т.е. показать вину Анны перед Богом. Поэтому, по мнению Толстого, Анна должна будет ответить за все свои грехи перед Богом, а не перед обществом. Именно в этом смысле следует понимать и толковать эпиграф к роману: «Мне отмщение, и Аз воздам».

Смысл эпиграфа и всего романа был истолкован в статье Громеки М.С. «Последние произведения графа Л.Н. Толстого» и это истолкование привело в восторг автора романа, он назвал эту статью превосходной. Громека М.С. пишет: «Нельзя разрушить семью, не создав ей несчастья и на этом старом несчастье нельзя построить новое счастье. Нельзя игнорировать общественное мнение вовсе, потому что, будь оно даже неверно, оно все же есть неустранимое условие спокойствия и свободы, и открытая с ним война отравит, изъязвит и охладит самое пылкое чувство. Брак все же есть единственная форма любви, в которой чувство спокойно, естественно и беспрепятственно образует прочные связи между людьми и обществом, сохраняя свободу для деятельности, давая силы для нее и побуждение, создавая чистый детский мир, создавая

почву, источник и орудия жизни. Но это чистое начало может созидаться лишь на прочном основании истинного чувства. На внешнем расчете построено оно быть не может. И позднее увеличение страсти, как естественное последствие старой лжи, разрушив ее, не исправит тем ничего и приведет лишь к окончательной гибели, потому что… «Мне отмщение, и аз воздам» [6; 2].

В браке с Каренином Анна была только матерью, а не женою. Без любви она отдавала Каренину то, что светлым и радостным может быть только при любви, без любви же превращается в грязь, ложь и позор. И глубокое, ясное чувство загрязнилось ложью, превратилось в запретное наслаждение, стало мелким и мутным. Анна ушла только в любовь, стала любовницею, как раньше была только матерью. И тщетно пытается она жить своею противоестественною, пустоцветною любовью. Этого живая жизнь также не может потерпеть. Поруганная, разорванная надвое, она беспощадно убивает душу Анны. И здесь можно только молча преклонить голову перед праведностью высшего суда; если человек не следует таинственно-радостному зову, звучащему в его душе, если он робко проходит мимо величайших радостей, уготованных ему жизнью, то кто же виноват, что он гибнет во мраке и муках? Человек легкомысленно пошел против собственного своего существа, - и великий закон, светлый в самой своей жестокости, говорит: «Мне отмщение, и аз воздам» [2].

Главная проблема романа – это отношение человека к жизни, к действительности, проблема виновности так сильно волновавшая Толстого. Он хотел изобразить женщину из высшего общества, сделать ее «только жалкой и не виноватой» [5].

Почему люди света начинают отворачиваться от Анны и готовы безжалостно травить ее, если они так охотно и просто прощают легкие светские измены? Может быть, как раз оттого, что у Анны это нелегкая связь, что у нее все серьезно, честно, по-настоящему, открыто, сильно? Но тогда кто же виноват? Кто больше виноват? Светское общество с его испорченными, безнравствен¬ными понятиями и безнравственными людьми, или Анна? У Толстого один вопрос вызывает другой и так до бесконечности. Эгоистическая страсть, по мысли автора, сама ведет к трагедии, и здесь Толстой этой неудержимой, безумной страсти противопос¬тавляет добро, служение людям, самоотречение, отказ от женского счастья. Его ответ – эта история Долли. Долли несравненно больше, чем Анна, имела право уйти из семьи, разорвать со своим неисправимо беспутным и очаровательно благодушным мужем – и все-таки она этого не сделала. Беззаветно преданной детям, их воспитанию, знающей немало горе, страданий изображена в романе Долли Облонская. Она смирилась, согласилась даже на унижение, чтоб сохранить семью. И вот ради семьи она отказалась от женского счастья. Ведь непросто Толстой дает параллельно с образом Анны именно такой женский образ, где поэтизирует преданность и самоотвержение. Ведь счастье не только в утолении страсти, но и в самом главном предназначении женщины, в материнстве. И, хотя Толстому образ Дарьи Александровны с ее самоотвержением представляется нравственнее тех отношений, в кругу которых оказалась Анна, духовно ближе все-таки образ главной героини, нарисован писателем неизмеримо более богатым, более очаровательным, чем образ Дарьи Александровны.

Проблема семьи – одна из решающих в мировоззрении и духовных исканиях Толстого. Она занимает исключительно важное место не только в «Анне Карениной», но и в таких его произведениях, как «Утро помещика», «Семейное счастье», отчасти и в «Войне и мире». Для Толстого, как и для его любимого героя, строить семью – это значит строить жизнь или, наоборот, строить жизнь – это значит строить семью. Ведь Толстой, как и его любимый герой, считает главным вопросом свой личный вопрос, то есть, иначе говоря, вопрос своей личной жизни, а личная жизнь в его представлении немыслимо без семьи», - пишет Бурсов Б.И. [1]

Список литературы

  1. Бурсов Б.И. Л.Н Толстой. Семинарий. Л: Учпедгиз, 1963.
  2. Вересаев В.В. Лев Толстой в воспоминаниях современников. Т. 2, М.: Политиздат, 1991, с. 216.
  3. Купреянова Е.Н. Выражение эстетических воззрений и нравственных исканий Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина» // Русская литература, 1960, № 3, с. 127.
  4. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск: Наука, 1978, с. 94.
  5. Толстая С.А. Дневники. Издательство: Художественная литература, 1978.
  6. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы Л.: Худ. лит., 1974, с. 162-163.

Интересная статья? Поделись ей с другими: