УДК 811

Синергетический подход в обучении иностранным языкам

Ишкова Галина Михайловна – кандидат социологических наук, доцент Сибирского университета потребительской кооперации

Аннотация: Синергетический подход в обучении иностранным языкам представляет собой инновационную методику, основанную на принципах системности и взаимодействия. Он объединяет различные аспекты языкового обучения, такие как грамматика, лексика, произношение и коммуникация, с целью создания эффективной и гармоничной учебной среды.

Ключевые слова: синергетический подход, обучение иностранным языкам, взаимодействие, самоорганизованность, коммуникативность.

Синергетический подход в обучении иностранным языкам – это инновационная методология, которая объединяет принципы сотрудничества и взаимодействия различных систем и компонентов в процессе обучения. Этот подход основан на представлении обучения как динамической системы, где каждый элемент влияет на другие, создавая эффект синергии.

В последние годы синергетика стала широко применяться в различных областях, от физики до психологии. Однако ее потенциал в области образования и особенно при изучении иностранных языков только начинает раскрываться. Синергетический подход предлагает новые перспективные стратегии для эффективного усвоения языка, позволяющие студентам активно участвовать в процессе, развивать критическое мышление и самостоятельность.

В данной статье мы рассмотрим основные принципы синергетического подхода к обучению иностранным языкам, а также его преимущества по сравнению с традиционными методами. Мы также рассмотрим конкретные практические примеры использования синергетического подхода в аудитории и предложим рекомендации для преподавателей, которые хотят внедрить этот подход в свою работу.

Синергетический подход в обучении иностранным языкам представляет собой инновационную методику, основанную на принципах системности и взаимодействия. Он объединяет различные аспекты языкового обучения, такие как грамматика, лексика, произношение и коммуникация, с целью создания эффективной и гармоничной учебной среды.

Основная идея синергетического подхода заключается в том, что обучение иностранному языку должно происходить через естественное взаимодействие между преподавателем и студентом. Это означает активное использование коммуникативных методик, таких как диалоги, ролевые игры и задания на практику реальных жизненных ситуаций.

Еще одной ключевой особенностью синергетического подхода является акцент на самостоятельность обучающегося. В рамках этого подхода студентам предлагается принимать активное участие в процессе обучения – задавать вопросы, высказывать свои мысли и делать выводы. Такой подход способствует развитию самостоятельности и критического мышления у студентов. Синергетический подход также учитывает индивидуальные особенности каждого ученика.

Синергетический подход в обучении иностранным языкам основывается на принципах самоорганизации, нелинейности и взаимодействия. Он предлагает инновационный подход к обучению, который позволяет студентам эффективно осваивать новый язык.

Первый принцип – самоорганизация – заключается в том, что каждый студент активно участвует в процессе обучения и самостоятельно находит свои собственные стратегии изучения языка. Вместо того чтобы полностью зависеть от преподавателя, студент самостоятельно определяет свои цели и методы достижения этих целей.

Второй принцип – нелинейность – предполагает использование различных методов и подходов к обучению, а не ограничение только одним универсальным методом. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого студента и создавать гибкую систему обучения.

Третий принцип – взаимодействие – заключается в том, что обучение должно происходить через активное взаимодействие между студентами. Это может быть сотрудничество в группе, обмен опытом или обсуждение задач. Такой подход позволяет студентам учиться не только у преподавателя, но и друг у друга.

Синергетический подход в обучении иностранным языкам предлагает новый взгляд на процесс обучения и приобретения языковых навыков. Он основан на принципах сотрудничества, взаимодействия и самоорганизации.

Основным преимуществом использования синергетического подхода является эффективность обучения. В отличие от традиционных методов, которые акцентируются на механическом запоминании слов и грамматических правил, синергетический подход позволяет студентам активно участвовать в процессе обучения, развивать креативное мышление и самостоятельно находить решения сложных задач.

Еще одним преимуществом синергетического подхода является его гибкость. Учитывая индивидуальные особенности каждого студента, этот подход позволяет адаптировать программу обучения для достижения оптимальных результатов. Кроме того, он способствует развитию коммуникативных навыков, так как акцент делается не только на письменной или устной тренировке, но и на взаимодействии с другими студентами и использовании языка в реальных ситуациях.

Практические методы и техники применения синергетического подхода в обучении иностранным языкам представляют собой инновационные способы, которые позволяют усилить эффективность обучения и повысить мотивацию учащихся.

Один из таких методов – использование интерактивных игр и заданий, которые стимулируют активное взаимодействие между студентами. Это может быть коммуникативная игра, где каждый участник должен использовать язык для достижения цели игры. Например, в игре "Загадай слово" студенты по очереди загадывают слово на иностранном языке, а остальные должны его отгадать. Такая игра развивает навыки понимания речи на слух, активного общения и расширяет словарный запас.

Еще один метод – создание коллективного проекта или представления на иностранном языке. Студенты работают над проектом в группах, создавая, например, видеоролик или презентацию на выбранную тему. Это помогает развивать навыки работы в команде, креативность, а также тренирует языковые навыки, так как студенты должны говорить на иностранном языке во время презентации.

Также важным методом синергетического подхода в обучении иностранным языкам является использование мультимедиа материалов. Одним из ключевых элементов этого подхода является использование компьютерных программ, мобильных приложений и интернет-ресурсов для изучения языка. Это может включать в себя онлайн-курсы, учебные платформы, электронные словари и грамматические справочники, а также специализированные приложения для тренировки навыков разговорной речи или понимания аутентичного материала. Такие технологии позволяют сделать процесс обучения более интересным и доступным, а также предоставляют возможность индивидуализированного обучения, учитывая потребности и специфику каждого студента.

Синергетический подход в обучении иностранным языкам предлагает новые возможности для достижения эффективных результатов в изучении языка. Он основывается на принципах самоорганизации, взаимодействия и сотрудничества между студентами и преподавателем.

Результаты использования синергетического подхода показывают положительную динамику в овладении иностранным языком. Студенты проявляют большую мотивацию к изучению языка, так как они видят непосредственную связь между усилиями, которые они прилагают, и получаемыми результатами. Кроме того, синергетический подход способствует развитию коммуникативных навыков студентов и повышает их уверенность в использовании иностранного языка.

Перспективы применения синергетического подхода в обучении иностранным языкам огромны. Он может быть успешно применен как на аудиторных занятиях, так и при организации самостоятельной работы. Преподаватель играет роль фасилитатора, создавая условия для взаимодействия и сотрудничества между обучающимися. Важно также обеспечить подходящую атмосферу, где каждый участник чувствует себя важным и ценным.

Список литературы

  1. Беленкова Ю.С. Синергетический подход к системе обучения иностранным языкам. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – Самара, 2007. № 1.
  2. Блинова Т.Л., Подчиненов И.Е. Педагогические технологии: тенденции и перспективы. Журнал «Педагогическое образование в России». – Екатеринбург, 2017. № 6. С. 182-186.
  3. Волкова О.М. Синергетические принципы как основа методологической парадигмы иноязычного образования в школе. Научный журнал «Молодой ученый». – Казань, 2014. № 6 (65). С. 631-634.
  4. Носков С.А. Реализация синергетического подхода в образовании на основе метапроектного метода. Самарский научный вестник. – Самара, 2016. № 3 (16). С. 167-169.

Интересная статья? Поделись ей с другими: