УДК 327

Китайские идеологемы во внешнеполитических документах КНР в период правления Си Цзиньпина

Неведрова Мария Владимировна – студентка Института истории и международных отношений Южного федерального университета

Аннотация: Цель исследования - охарактеризовать существующие идеологемы и их роль в реализации интересов политики КНР через призму основных внешнеполитических документов.

Работа выполнялась в рамках системного подхода с использованием метода контент-анализа для выявления наиболее частотных идеологем во внешнеполитических документах, которые были представлены 16 Белыми книгами и Всеобъемлющей концепцией национальной безопасности. В то же время для обоснования полученных результатов использовались логико-интуитивные методы.

В статье приводятся основные характеристики китайских идеологем через призму современной китайской идеологии, дается возможная классификация, а также определяется роль идеологем во внешнеполитических текстах.

Научная новизна работы характеризуется тем, что немногие из зарубежных и отечественных исследователей китайской внешней политики уделяли внимание вопросу идеологем, которые достаточно детально характеризуют видение международного порядка Поднебесной. В контексте современной китайской идеологии такой подход может значительно дополнить имеющиеся работы по данной тематике и внести свой вклад в понимание сложившейся китайской идеологии, которая во много определяет цели и задачи внешней политики КНР.

Проведенное исследование позволяет обратить внимание на языковые инструменты в китайском внешнеполитическом лексиконе. Результаты исследования будут полезны для углубленного изучения современной китайской идеологии.

Ключевые слова: КНР, идеология, идеологемы, внешняя политика, международные отношения, международный порядок.

Введение

Си Цзиньпин, став Председателем Китайской Народной Республики в 2013 году, провозгласил отход от старого принципа «скрывать блеск и вскармливать сумрак» к призыву наращивать активность [3; 5]. Причиной смены внешнеполитического курса стало новое позиционирование Поднебесной в иерархической системе международных отношений. Периферийный статус больше не устраивает правящую элиту, так как не дает полностью реализовывать потенциал государства, по причине сдерживающих принципов, сформированных предыдущими гегемонами. В таком контексте Китаю необходимо влиться в волну перестройки международного порядка, используя все возможные инструменты, включая формирование и продвижение своих идеологических установок. Основными формами представления собственных идеологических принципов являются идеологемы, которым и посвящена данная работа.

Основная часть

Переходя на курс наращивания внешнеполитической активности Коммунистическая партия Китая озвучила и реализовала множество идей, представленных Си Цзиньпином: в 2015 на

70-й сессии ООН была официальная объявлена инициатива Один пояс - Один путь. Для поддержания положительного образа экономического проекта, в условиях острой конкуренции, важным стало ценностно-философское обоснование инициативы, ее значение не только с точки зрения материальных выгод участников, но и решения глобальных проблем, построения более справедливого и развитого мира. В итоге Си также выдвинул концепцию Сообщества единой судьбы человечества. Другие важные инициативы как Китайская мечта или социализм с китайской спецификой в новую эпоху также стали творением идеологической мысли Си.

Таким образом, можно сделать вывод, что китайская внешняя политика становится все более идеологизированной, в связи с чем важно ответить на вопрос, что из себя представляет современная китайская идеология. Для это цели использовалась отечественная литература экспертов по теме политической мысли Китая и работы зарубежных авторов, ведущих международных исследовательских центров. Исследователи достаточно часто посвящают свои работы концептуальным основам китайской внешней политики А.В. Ломанов, А.Л. Верченко, А.Ч. Мокрецкий, И.Е. Денисов. [1; 3-5; 7] Также достаточно популярными становятся статьи в рамках психологического подхода, посвященные личностным характеристика Си Цзиньпина, в контексте выстраивания идеологического курса КПК и укрепления собственной власти Председателя: Кевин Радд [10], Дэниел Тоубин [11] и другие.

Второй раздел литературы был посвящен идеологемам как репрезентирующим единицам идеологии. Данный феномен наиболее изучен в отечественных исследованиях, так как наши авторы часто изучали идеологические концепты эпохи Советского Союза, в связи с чем уже были разработаны некоторые методики определения, распознания и классификации идеологем: Е.Г. Малышева, А.П. Чудинов, О.И. Горемыкина, Н.К. Радина. [2; 6; 8; 9]

Переходя к определению китайской современной идеологии, полезным видится представление Янь Сюэтуна (Университет Цинхуа), который охарактеризовал её, как “многослойную” аккумулирующую 4 идеологические течения — марксизм, экономический прагматизм, либерализм и традиционализм. Каждая из представленных идеологий имеет свою функцию, в частности марксизм в основном направлен на внутреннюю аудиторию, обосновывая важность централизованного управления государством под эгидой КПК и объединения народа вокруг данной партии, однако также официальная идеология КНР во внешнеполитической деятельности может органично коррелировать с экономическим прагматизмом и традиционализмом. Данную тенденцию китайские исследователи охарактеризовали как “марксизм XXI века”, ставший итогом процесса китаизации марксизма. [11]. В то же время либерализм применяется для обоснования благотворности сохранения в системе международных отношений принципов открытости, инклюзивности и продвижения глобализации. [5]. Но наиболее интересное место в иерархии современной многослойной китайской идеологии занимает традиционализм. При Си Цзиньпине активно начался процесс рекитаизации политической лексики, использование принципов конфуцианства для построения системы нового глобального управления. [4].

Данное исследование акцентирует свое внимание на идеологемах, через которые преподносится определенный политический посыл. Под идеологемой, в свою очередь понимается единица когнитивного уровня – особого типа многоуровневый концепт, в структуре которого актуализируются идеологически маркированные концептуальные признаки, заключающие в себе коллективное, часто стереотипное и даже мифологизированное представление носителей языка о власти, государстве, нации, гражданском обществе, политических и идеологических институтах. [6]. Китайские внешнеполитические документы “пропитаны” терминами с идеологической окраской, так как преследуется цель обоснования важности реформирование мировой системы ценностей и включения в нее китайского видения.

В данной работе за основу берется тезис, что наиболее важные идеологемы представляют собой наиболее часто употребимые в официальных источниках единицы. Исходя из этого тезиса, основным методом исследования был выбран количественный контент-анализ. За единицу исследования были взяты слово и словосочетание. Подсчет частотности единиц исследования, их тональности и плотности в текстах проводился при помощи программы AntConc.

Дальнейшая работа была построена через алгоритм определения идеологем Н.К. Радина, А.В. Козлова, А.А. Набокова [8] и дополнена в связи с целями данного прикладного исследования:

  1. Составление эмпирической базы на основе внешнеполитических документов (коллекция состоит из 20 источников: 17 белых книг в период с 2013 по 2023 года, Всеобъемлющая концепция национальной безопасности)
  2. Выделение списка наиболее частотных слов
  3. Ранжирование слов с учетом меры TF-IDF (term frequency – inverse document frequency);
  4. анализ ассоциаций и толкований на предмет оценочности и эмотивности, формирование списка слов – претендентов
  5. Определение какую идеологическую направленность имеют наиболее частотные идеологемы
  6. Подвести итоги

Ход работы

Шаг первый

Составление коллекции первичных источников – официальных документов, на основе которых будет строиться исследование. При подготовке эмпирической базы для этой работы были взяты 16 Белых книг и Всеобъемлющая концепция национальной безопасности (общее количество слов – 204365). По рекомендации Н.К. Радиной слова необходимо привести к единому регистру и объединить все формы слова (демократия- демократичный-демократический). Кроме того, нужно очистить список от «шумовых» слов, которые не несут никакой смысловой нагрузки. Также при работе для автора показалось важным объединить синонимичные слова, так как некоторые китайские оригинальные термины при переводе на английский интерпретировались через разные слова. Ярким примером такой ситуации является термин 合理 (heli) рациональный, на который особое внимание обратили И.Е Денисов и Д.Л. Адамова в своей работе, посвященной проблеме перевода и интерпретации китайских иероглифов [3]. В контексте взятых документов данное слово переводилось как “rational” и “reasonable”, поэтому решено было объединить их количественные значения.

Шаг второй

Данный этап был адаптирован под цели исследования с использованием методики направленного количественного контент-анализа. Автором были выделены три смысловые категории на основе наиболее повторяющихся концептов:

  1. либеральные идеи, интерпретированные под китайские реалии и объясняющие правоту китайского видения внутреннего и международного порядка – например, демократия, права человека, открытость и т.д.
  2. Ценности традиционного мировоззрения, относящееся к долгому историческому пути Китайской Народной Республики – рациональность, гармония, культурное многообразие, мирное сосуществование.
  3. Идеологемы, характеризующие будущее международное правление, более справедливое и оправдывающее тесные процессы экономической интеграции – новая эпоха, сообщество единой судьбы, шелковый путь, общая выгода.

Последняя категория смысловых единиц характеризуется переплетением традиционализма и экономического прагматизма, направленное на обоснование национальных интересов Китая в глобализирующемся мире через китайские традиционные понятия.

Шаг третий

Следующий этап направлен на ранжирование слов с учетом меры TF-IDF. Это позволит убрать слова, часто повторяющиеся с учетом специфики выбранных документов. Такими терминами, например являются внешняя политика, международные отношение, процедура.

Шаг четвертый

Оставшееся количество слов, необходимо проверить на ассоциации и эмоции, которые вызывают данные категории, так как из объяснения, которое мы взяли для определения идеологем, важным критерием является их манипулятивная направленность [2]. Кроме того, несмотря на то, что необходимо учитывать национальную специфичность при определении идеологемы, нельзя забывать, что во внешнеполитических документах китайская идеология стремится быть понятной широкой общественности, так как одной из основных целей является закрепление принципов в системе международного управления.

Шаг пятый

Составление итогового списка и заключение выводов

Заключение

Вышеизложенное исследование позволило выявить наиболее часто встречаемые идеологемы во внешнеполитических документах КНР, определить их концептуальную основу и функцию. По мнению автора, основными смысловыми направлениями являются либеральные ценности с китайской спецификой, конфуцианские принципы и традиционно-прагматические, ориентированные на будущую систему, развитие человечества, всеобщее экономическое благополучие и безопасность

Несмотря на то, что начался стремительный процесс китаизации внешней политики КНР, который отметили многие отечественные исследователи, анализ официальных документов показал, что преобладающими идеологемами остаются те, которые апеллируют к либеральным ценностям. Через данные идеологические концепты китайское правительство пытается показать, что основополагающие принципы современного неолиберального порядка также свойственны и китайской политической системе и более того, модель с китайской спецификой является даже более эффективной. В целом, идеологема демократия и ее словоформы были использованы 655 раз. Наиболее концептуально проработанная идеологема в данном контексте является термин “ whole-process people’s democracy”, который можно перевести как “всеобщая народная демократия”. Данная идеологема представляет собой политический продукт китайской мысли, которая объясняет китайское альтернативное видение демократии: “Демократия – право людей каждой страны, а не прерогатива нескольких государств”. [12] Однако при этом такие принципы как права человека и свобода используются в документах достаточно редко, поэтому не вошли итоговый список

Что касается традиционных ценностей, которые вошли в основу современной идеологии можно заметить постепенное расширение их использования: “гармония”(57), “процветание” (181), “красота”(58) и другие, но пока что они представляют из себя скорее дополнительные идеологические единицы, так как процесс рекитаизации переживает пока начальный этап, который однако необходимо учитывать, потому что все основные внешнеполитические концепции полагаются на древнюю китайскую мудрость, как наиболее привлекательный ресурс, не считая успешный опыт экономической модернизации и развития.

Идеологемы третьего типа, кажутся автору наиболее важными, так как объединяют все ключевые тенденции современной китайской внешнеполитической идеологии и объясняют китайское видение сообщества единой судьбы человечества. К таким концептуальным терминам можно отнести введенное Си Цзиньпином понятие “новая эпоха”, которое с 2017 года конкретизирует все китайские идеи. В предложенной коллекции документов данная идеологема использовалась 153 раза и нацелена на подчеркивание ориентации правящей элиты КНР на изменение международного порядка, а точнее, что начало данного процесса уже началось с приходом к власти Си. Самая часто употребляемая идеологема (1738 раз) –“ развитие’. Ее использование всегда подчеркивает успешный китайский опыт модернизации, который могут перенять развивающиеся страны, что также обосновывает важность и актуальность инициативы “Один пояс – Один путь” и концепции Сообщества единой судьбы человечества. В таком же контексте в официальных документах Китая часто делается акцент на идеологеме “общий” (248) – общее развитие, общая безопасность, общее использование и другие.

Таким образом, проведенное исследование охарактеризовало идеологемы, направленные на зарубежную аудиторию через призму актуальных идеологических течений и подтвердило намерение китайского правительство дополнить сложившийся неолиберальный порядок своим видением на основе китайских внешнеполитических интересов. В то же время основная задача идеологем показать привлекательность китайских принципов глобального управления и убедить в этом внешних обозревателей.

Список литературы

  1. Верченко А.Л. Продвижение Китаем идеи «сообщества единой судьбы человечества» // Восточная Азия: факты и аналитика. 2020. № 1. С. 6—18.
  2. Горемыкина О.И. Идеологема и концепт как основные единицы медиатекстов // Военно-филологический журнал. - 2020. - №1. - С. 64-71.
  3. Денисов И.Е., Адамова Д.Л. Формулы внешней политики Си Цзиньпина: основные особенности и проблемы интерпретации // Китай в мировой и региональной политике: История и современность. 2017. Т. 22. № 22. С. 76–90
  4. Ломанов А.В. Новые концепции китайской внешней политики // Азия и Африка сегодня. 2017. № 12. С. 8—18
  5. Ломанов А.В. Внешнеполитическая идеология Китая в преддверии ХХ съезда КПК // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2022. Выпуск С. 25–42.
  6. Малышева Е.Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация // Политическая лингвистика. – 2009. - №30. – С.32-40
  7. Мокрецкий А.Ч. Китайская дипломатия в эпоху Си Цзиньпина // Международная жизнь. № 3. 2019. С. 70–82.
  8. Радина, Н. К. Методы изучения политического поля: Алгоритм идентификации контекстуальных идеологем (На примере региональной культурной политики) / Н. К. Радина, А. В. Козлова, А. А. Набокова // Политическая наука. – 2018. – № 2. – С. 252-270. – EDN XVAKIP.
  9. Чудинов А.П. Политическая лингвистика. Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2007. 254 с.
  10. Rudd K. The World According to Xi Jinping What China’s Ideologue in Chief Really Believes // Foreign Affairs. – 2022
  11. Tobin D. How Xi Jinping’s “New Era” should have ended U.S. debate on Beijing’s Ambitions // Center for Strategic and International Studies. 2020. May. 22 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.csis.org/ analysis/how-xi-jinpings-new-era-should-have-ended-us-debate-beijingsambitions (дата обращения 14.01.2023 г.).
  12. White Papers: [Электронный ресурс] The State Council of the People's Republic of China https://english.www.gov.cn/archive/whitepaper/ (дата обращения01.2023 г.)
  13. Zhao Kejin, Zhao Danyang (2022). Zhongguo tese daguo waijiao de lilun jichu [The Theoretical Basis of Major Country Diplomacy with Chinese Characteristics]. Shijie jingji yu zhengzhi [World Economics and Politics], no 1: 5—26. (In Chinese)

Интересная статья? Поделись ей с другими: