УДК 81’42

Невербальные маркеры общества потребления в антиутопии О. Хаксли «О новый дивный мир»

Маркелова Оксана Владимировна – кандидат филологических наук, доцент, заместитель директора по учебно-методической работе Института межкультурной коммуникации и международных отношений Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Коновалова Валерия Викторовна – студент Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: В статье представлены современные трактовки понятия «антиутопия». Дается краткая характеристика специфики романа О. Хаксли «О новый дивный мир». Обозначается потенциал маркеров невербального кода для передачи атмосферы антиутопии.

Ключевые слова: невербальные маркеры, сенсемы, антиутопия, сенсемы.

Одной из наиболее популярных антиутопий XX века является роман О. Хаксли «О новый дивный мир». В связи с этим представляется перспективным на примере данного художественного произведения рассмотреть невербальные маркеры общества потребления.

Анализ научной литературы позволил выявить следующие определения. Как отмечает Р.А. Файзуллина, антиутопией называется «художественное произведение, которое описывает реалии сбывшегося в будущем негативного прогноза» [7, с. 311]. По мнению А.А. Стерхова, антиутопией можно считать произведение «научно-фантастической литературы, которое является гиперболизированным представлением автора об актуальных проблемах общества, современником которого автор является» [6, с. 180].

Особенностями художественного мира антиутопии О. Хаксли «О новый дивный мир» является актуализация проблемы потребления, которая покоряет не только отдельных членов общества, но и становится смыслом функционирования государства. Автор создает общество в отдаленном будущем (Мировое государство в 632 г. Эры Форда), которое придерживается идеи государственного регулирования уклада жизни посредством генетической модификации. В первой главе О. Хаксли сосредоточен на деталях, на основе которых читатель понимает, что Мировое государство появилось в недалеком будущем. Девизом государства выступает лозунг: «Общность, одинаковость, стабильность». Новое общество с помощью генной инженерии выстраивает кастовую систему и делится на высшие и низшие классы. К высшим кастам относятся Альфы и Беты, которые обладают лучшими интеллектуальными, физическими и иными показателями, а к низшим – Гаммы, Дельты и Эпсилоны.

Невербальные маркеры являются способом создания контекста и донесения до читателя обстановки, которая косвенно описывает чуждость и противоестественность нового мироустройства. Как отмечают исследователи, невербальной коммуникацией называется передача информации без использования вербальных средств [2, с. 31]. Помимо описания пространства, в котором происходит действие романа, невербальные маркеры способствуют передаче эмоционального состояния отдельных персонажей и того, как они относятся к своей реальности.

Анализ научной литературы позволил выявить следующие функции невербальных маркеров:

  1. Репрезентация мировоззрения и особенностей культуры;
  2. Передача индивидуальных особенностей персонажа: возраст, гендер и др.;
  3. Изображение и передача эмоционального состояния персонажей во время коммуникации;
  4. Отражение принятой субординации и этики в процессе коммуникации [4, с. 12].

Большим потенциалом в изучении невербальных маркеров общества потребления играют сенсемы, которые позволяют передать художественный мир через призму восприятия отдельно взятых персонажей [3, с. 329].

Под сенсемами понимаются такие маркеры невербального кода, которые передают информацию от пяти органов чувств [5, с. 60]. Как отмечают исследователи, можно выделить следующие виды сенсем:

  1. сенсемы с репрезентацией от органов слуха;
  2. сенсемы с репрезентацией визуальной информации (органы зрения);
  3. сенсемы с репрезентацией органов осязания;
  4. сенсемы с репрезентацией информации от органов обоняния;
  5. сенсемы с репрезентацией информации от органов вкуса [5, с. 61].

Приведем примеры использования сенсем для изображения художественного мира антиутопии на примере романа О. Хаксли «О новый дивный мир».

Ключевую роль для передачи мира антиутопии играют сенсемы зрительного и слухового восприятия. Приведем несколько примеров.

Пример 1. «Over the main entrance the words, CENTRAL LONDON HATCHERY AND CONDITIONING CENTRE, and, in a shield, the World State’s motto, COMMUNITY, IDENTITY, STABILITY» [1, с. 4]

В данном примере наблюдаем использование зрительных сенсем, которые позволяют передать название локации (CENTRAL LONDON HATCHERY AND CONDITIONING CENTRE), в которой происходит действие сюжета. На семантическом уровне атмосфера антиутопии передается с помощью словосочетания «инкубаторий и воспитательный центр». «Инкубаторий» ассоциативно связывает читателя с механическим воспроизводством, которое обычно используется для выращивания животных. В то время как «воспитательный центр» акцентирует внимание читателя на том, что процесс направлен именно на человека.

Пример 2. «Her jacket was made of bottle green acetate cloth with green viscose fur; at the cuffs and collar… Two thousand culture fans gassed with dichlorethyl sulphide» [1, с. 30].

Часто невербальные маркеры служат для создания контекста, а именно – противопоставления между словами и действиями персонажей. В указанном примере с помощью слуховой сенсемы наблюдаем противопоставление между миром гедонизма и развитием культуры. Таким образом, автор через невербальные маркеры передает приоритеты общества потребления, которым стал новый мир.

Пример 3. «Every two and a half minutes a bell and the screech of whistles announced the departure of one of the light monorail trains which carried the lower caste golfers back from their separate course to the metropolis» [1, с. 50].

Большую роль в изображении мира антиутопии играет репрезентация техногенного мира нового общества. В указанном примере представлена слуховая сенсема, которая передает гудки поезда – сигналы низшим кастам.

Пример 4. «Like the vague torsos of fabulous athletes, huge fleshy clouds lolled on the blue air above their heads» [1, с. 36].

В противовес развитию научно-технического прогресса, который привел общество в точку невозврата, автор использует описание природы. В данном примере О. Хаксли через зрительную сенсему передает красоту природы. Именно созерцание природы позволяет герою переосмыслить свою жизнь и найти индивидуальный путь.

Таким образом, можно сделать вывод, что невербальные маркеры позволяют передать атмосферу антиутопии через сенсорику. При этом наиболее важную роль играют сенсемы зрительного и слухового восприятия. Зрительные сенсемы используются для трансляции окружающей героя обстановки. Стоит отметить, что изучение зрительных сенсем позволяет утверждать о высокочастотном противопоставлении техногенного мира и природы. Слуховые сенсемы позволяют с одной стороны, передать звуки, которые окружают героя. О. Хаксли часто употребляет данную сенсему для передачи механических звуков, которые занимают важное место в повседневной жизни героя. С другой стороны, слуховые сенсемы необходимы для восприятия персонажей во время беседы.

Список литературы

  1. Huxley A. Brave New World. URL: https://anylang.net/ru/books/en/o-divnyy-novyy-mir.
  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 128 с.
  3. Даниленко И.А. Репрезентанты невербального кода коммуникации в номинативном поле концепта // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №4. С. 327-330.
  4. Киселева А.В. Языковая репрезентация отрицательных эмоций в невербальном поведении лиц различного социального статуса (на материале англоязычных художественных текстов XX-XI вв.): автореф. дисс. … канд. фил. наук. Иваново, 2019. 23 с.
  5. Огнева Е.А., Даниленко И.А. Дуальность художественного концепта как текстовый информативный код. М.: Эдитус, 2021. 208 с.
  6. Стерхов А.А. Власть и общество в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» // История и археология. №1(41). С. 180-189.

Интересная статья? Поделись ей с другими: