УДК 339
Торговые отношения между Россией и Южной Кореей (на примере автотранспортной отрасли)
Зубков Роман Сергеевич – студент магистратуры Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.
Аннотация: В статье проведен анализ товарооборота между Россией и Южной Кореей в целом по всем категориям товаров, а также отдельно по автотранспортной отрасли. Рассмотрены перспективы роста торговли между двумя странами в транспортной отрасли, приведена цепочка поставки автомобилей из Южной Кореи в Россию.
Ключевые слова: торговые отношения, торговое партнерство, товарооборот, Россия, Южная Корея, автотранспорт, экспорт, импорт.
Торговое партнерство между Российской Федерацией и Республикой Корея находится в состоянии турбулентности. Южная Корея присоединилась к санкциям против России в финансовом секторе, включая прекращение транзакций с Центральным Банком и отключение банков страны от SWIFT.
Однако видимых экономических причин для снижения темпов сотрудничества между странами нет, скорее наоборот: появилось продвижение в торговле по некоторым категориям товаров (в том числе по автотранспорту). В сентябре 2022 года президент южнокорейской Федерации предпринимателей на северном направлении (FNE) Ким Юн Сик в интервью РИА «Новости» говорил, что корейские компании не только постараются сохранить свое присутствие на российском рынке, но также готовы выкупать уходящий из России иностранный бизнес [1].
Кроме того, в марте Министерство торговли Южной Кореи сообщило, что автомобили, мобильные телефоны, и другие потребительские товары не попадают под санкции США на экспорт в Россию, так как они не поставляются пользователям, связанным с военными [2].
Следует отметить, что товарооборот России и Южной Кореи по итогам 10 месяцев 2022 года (последние доступные данные) составил 17,6 млрд долларов США, из которых экспорт – 12,6 млрд долларов США, импорт – 5 млрд долларов США [3]. Таким образом торговые отношения являются значимыми для обеих стран:
- Основная доля поставок в Южную Корею из России приходится на энергоресурсы и сырье.
- При этом, Южная Корея важна для России в качестве экспортера оборудования, транспортных средств и запчастей к ним.
Лидером по объему импорта из Кореи стали товары из 87-й категории товарной номенклатуры, куда включены различные транспортные средства и запчасти к ним.
В частности, объем поставок транспортных средств по итогам 10 месяцев 2022 года (последние доступные данные) составил 1,2 млрд долларов США (рисунок 1).
Рисунок 1. Объемы поставок транспортных средств из Южной Кореи в Россию за 2018-2022 гг. (данные приведены за 10 месяцев каждого года) [3].
Исходя из данных рисунка 1, объемы поставок транспортных средств из Южной Кореи сократились почти на 3 млрд долларов США.
Однако стоит отметить, что на фоне приостановки работы корейских заводов в России, импорт автомобилей, собранных непосредственно в Корее, может начать расти. Если рассматривать продажи автомобилей на российском рынке, собранных в Южной Корее, то их доля крайне мала: в 2021 году она составила всего лишь 0,3%, а по итогам 10 месяцев 2022 года – 3,8% [4]. В прошлом году практически все, что корейские бренды продавали в России, здесь же и производилось. Однако в настоящее время эта доля начала возрастать, но за счет параллельного импорта. Ожидается, что его объемы будут и дальше увеличиваться. Уже сегодня на рынке России представлены автомобили некоторых южнокорейских марок (KIA и Hyundai, а в премиальном сегменте – Genesis), которые были произведены исключительно за рубежом.
Кроме того, по данным Корейской ассоциации международной торговли (KITA), объем экспорта подержанных автомобилей в 2022 году вырос в денежном выражении почти в 13 раз - с 45,34 до 572,76 млн долларов США. В количественном выражении объем экспорта из Кореи подержанных автомобилей увеличился в 8,3 раза: с 2358 до 19626 автомобилей за 2021-2022 гг. России принадлежит доля в 4,9% машин с пробегом, которые Корея поставила за 2022 год [4].
Для перевозки транспортных средств между двумя странами используются в основном морской транспорт. Для распределения автомобилей по точкам продажи используется наземный колесный транспорт. Таким образом, цепочка поставки автомобилей в Россию выглядит следующим образом (рисунок 2).
Рисунок 2. Цепочка поставки автомобилей из Южной Кореи в Россию.
В условиях санкций и запрета ввоз многих категорий достаточно сильно усложнились работы по доставке и таможенному оформлению. Стандартный логистический маршрут – морем до Владивостока или порта, расположенного в акватории Балтийского, Чёрного морей. Однако некоторые компании осуществляют доставку обходными путями через третьи страны [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что перспективы роста торговли в автотранспортной отрасли между Россией и Южной Кореей имеются. Несмотря на давление политических факторов, корейские компании не спешат уходить с российского рынка, так как знают его потенциал. Более того, российские компании зарекомендовали себя как надежные партнеры и покупатели, что положительно влияет на увеличение и расширение товарной номенклатуры экспорта из Южной Кореи.
Список литературы
- Южнокорейские фирмы готовы выкупать уходящий из России иностранный бизнес // РИА «Новости». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20220606/biznes-1793367397.html?ysclid=ljwqihl8fd823466617.
- Министерство торговли Южной Кореи: Официальный сайт // «Ministry of Trade, Industry and Energy». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://english.motie.go.kr/www/main.do.
- Федеральная таможенная служба России: Официальный сайт // «ФТС». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/?ysclid=ljwsifmi1c682554495.
- Корейская ассоциация международной торговли: Официальный сайт // «KITA». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kita.org/.
- Пак Чон Хо: перекрыть поток южнокорейского экспорта в Россию не получится // РИА «Новости» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20230505/pak_chon_kho-1869720385.html?ysclid=ljwxwerfrm464504427.