УДК 33

Перспективы развития криптовалюты в РФ в контексте российского законодательства

Агабеков Аркадий Игоревич – студент направления магистратуры «Финансы и кредит» экономического факультета Кубанского государственного университета

Дробышевская Лариса Николаевна – доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа, статистики и финансов Кубанского государственного университета

Аннотация: В настоящей работе рассматриваются перспективы криптовалют в Российской Федерации в контексте юридических инициатив Министерства Финансов и смежных законодательных органов. Актуальность данной темы обусловлена растущей популярностью криптовалют в мире как средства накопления и платежа и связанным с этим ростом капитализации крупнейших криптовалютных токенов. Основное отличие криптовалюты от фиатных денег – отсутствие возможности полноценного контроля за эмиссией и транзакциями, что создаёт предпосылки для развития криптовалютного оборота в теневой экономике РФ. Чтобы это предотвратить, необходим системный экономико-юридический подход к феномену криптовалют, их майнингу и обороту. Выдвигается гипотеза, что при должном развитии юридического подхода, развитию мер противодействия незаконному обороту криптовалют, контролю за их эмиссией возможно целостное внедрение данного феномена в российскую экономику, которая в силу сложившейся внешнеполитической ситуации нуждается в инновационных экономических решениях.

Ключевые слова: криптовалюта, Биткоин, Министерство финансов РФ, юридическое регулирование, майнинг, транзакции криптовалют, теневая экономика; криптовалюта как инвестиционный инструмент; криптовалюта как средство платежа.

За последнее десятилетие технология блокчейн и криптовалюты преобразили мировую экономику и открыли рынок для новых возможностей. Поскольку использование криптовалют в различных сферах бизнеса и контекстах становится все более распространенным, очевидно, что законодатели и регулирующие органы будут играть ключевую роль в определении развития криптовалюты в будущем. В то время как у государств есть свои опасения по поводу отсутствия прозрачности и контролирующего центра, связанного с криптовалютой (что может привести к тому, что криптовалюта будет использоваться в качестве рассмотрение незаконных транзакций и отмывания денег), введение жестких ограничений на выпуск и транзакции с криптовалютой может привести к переводу законных проектов и инвестиций в юрисдикции с более благоприятными режимами использования криптовалют. Подобно своим зарубежным коллегам, российские законодатели и регулирующие органы сейчас сталкиваются с вполне реальными вызовами и вопросами о том, как классифицировать и регулировать криптовалюты на фоне глобализирующегося мира.

Сейчас мы стоим на пороге принятия и внедрения нового режима регулирования, который позволит определяют развитие криптоиндустрии в России на обозримое будущее. В этой статье анализируются последние изменения в российском законодательстве и законодательные инициативы, касающиеся криптовалют и цифровых финансовых активов, и обсуждаются их возможные экономические последствия для российского бизнеса. С этой целью мы использовали методы анализа, систематизации, сравнения и метод графического отображения данных, что позволило обеспечить реализацию цели и задач данного исследования.

После 2,5-летнего рассмотрения Государственной Думой летом Президент Путин подписал закон «О цифровых финансовых активах (далее - “DFA”), криптовалюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Данный закон вступает в силу с 1 января 2021 года. Согласно закону, DFA определяется как цифровые права, включая дебиторскую задолженность, права по эмиссионным ценным бумагам, права на участие в капитале непубличной компании и право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Такой выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения или изменение соответствующих записей в информационной системе, основанной на технологии блокчейн и других информационных системах.

Хотя закон не проводит различия между токенами различной функциональности и природы, из определения следует, что в нем конкретно говорится о токенах безопасности, т.е. цифровом аналоге ценных бумаг, удостоверяющем право собственности и дающем их владельцам право осуществлять свои инвестиционные права (право собственности на ценную бумагу, права участия, права на дивиденды и т.д.). Похоже, законодатель не имел в виду другой тип монет – токены полезности, которые дают право владельцу на определенную выгоду, услугу или товар.

Однако такие токены уже были выпущены задолго до вступления закона в силу, причем наиболее заметные примером может служить крупнейший российский государственный банк “Сбербанк” , выдающий бонусы “Спасибо”. Очень немногие положения закона посвящены конкретно криптовалюте. Закон определяет криптовалюту как набор электронных данных (цифровой код или обозначение) в информационной системе, которые предлагаются и/или могут быть приняты в качестве платежного средства. Такая валюта не может быть денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и/или международной денежной или расчетной единицей, и/или в качестве инвестиции, и в отношении которой нет лица, обязанного каждому владельцу таких электронных данных. Хотя такое определение, безусловно , предельно ясно дает понять, что криптовалюта легальна, оно не отвечает на вопрос о том, является ли криптовалюта активом или платежным средством. Статья 14 Закона разъясняет, что речь идет о первом и запрещает российским юридическим лицам, филиалам иностранных компаний, созданным на территории России, и российским резидентам (физическим лицам, находящимся в России 183 и более дней в течение 12 месяцев подряд) принимать криптовалюту в качестве средства оплаты товаров и услуг. Более того, в новых законопроектах об ответственности за нарушение закона уже прямо указано, что криптовалюта является активом.

Это не самый либеральный подход, который мог бы применить законодатель, например, ряд стран – Япония, Швеция и Филиппины – принимают криптовалюту в качестве платежного средства. Однако российские власти, включая Центральный банк и Министерство финансов, неоднократно высказывали обеспокоенность по поводу использования таких “денежных суррогатов”, как криптовалюта, что может привести к облегчению отмывания денег и финансированию терроризма. Против этого на этом фоне нам повезло, что криптовалюта не была полностью запрещена, как это было в Румынии, Эквадоре и Нигерия. Таким образом, российский законодатель принял Соломоново решение, присвоив криптовалюте и токенам статус актива, что является точкой зрения, разделяемой рядом юрисдикций, включая Канаду, Нидерланды, Бразилию, Мексику, Израиль и другие (см. таблицу 1).

Таблица 1. Юридический статус криптовалют в различных странах мира [4].

Страна

Статус

Япония

Средство платежа

Филиппины

Средство платежа

Швеция

Средство платежа

Новая Зеландия

Платёжная система

Аргентина

Денежная единица (не признанная легальной)

Австралия

Денежная единица

Германия

Расчётная денежная единица

Бразилия

Актив

Канада

Актив

Финляндия

Актив

Израиль

Актив

Мексика

Актив

Нидерланды

Актив

Норвегия

Актив

Россия

Актив

Гонконг

Товар

Пакистан

Товар

США

Товар, ценная бумага,

валюта/денежная форма, актив

(в зависимости от регулятора,

правового режима и конкретной

криптовалюты)

Великобритания

Нет единого подхода

Боливия

Запрещена

Эквадор

Запрещена

Исландия

Запрещена

Нигерия

Запрещена

Румыния

Запрещена

Вьетнам

Запрещена

В России криптовалюты с принятием соответствующих НПА криптовалюты необходимо будет декларировать налоговым органам, и, таким образом, мы можем ожидать, что заявленные суммы криптовалют будут облагаться налогом на прибыль. Принятый на данный момент Закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ), далее именуемый как Закон, декларирует использование криптовалюты как инвестиционного инструмента, но не даёт пояснений касаемо использования криптовалюты в качестве средства платежа.

Выполнимы ли вообще положения о налоговой отчетности? Российские майнеры или владельцы криптовалюты хотят играть по правилам, когда они могут легко отправиться в Гонконг, Сингапур или Японию с флешкой биткоинов и либо расплатиться ими в качестве валюты, либо обменять их на доллары? Известно также, что данные, которыми делятся с российскими властями, попадают в Даркнет, что делает еще менее вероятным , что российские владельцы криптовалют захотят поделиться информацией о своих криптовалютных активах с российскими властями.

Другой вопрос, что Закон, по-видимому, применяется только к выпускам криптовалют, подпадающих под действие российской доменной зоны, с оборудованием, расположенным на территории Российской Федерации, или произведенным с использованием объектов российской информационной инфраструктуры. Даже если не обращать внимания на двусмысленность вышеуказанных положений, при желании избежать российской юрисдикции можно легко использовать вычислительные мощности оборудования за пределами России.

Например, облачный майнинг – механизм для майнинга криптовалюта, использующая арендованные мощности облачных вычислений и не требующая установки и непосредственного запуска аппаратного обеспечения и связанного с ним программного обеспечения, набирает популярность в мире , и Россия находится на переднем крае этой тенденции. Согласно ежегодному исследовательскому отчету горнодобывающей отрасли за 2019 год, «рынок облачного майнинга «голубой океан» находится за пределами Китая <…> с “ошеломляющим” числом пользователей в России» [2].

Данные SimilarWeb свидетельствуют о том, что в 2019 году в России было самое

большое в мире количество уникальных пользователей облачного майнинга в месяц. [1] Таким образом, очевидно, что обойти российскую юрисдикцию в отношении майнинга криптовалют технически вполне возможно.

Закон также умалчивает об определении и нормативно-правовой баз майнинга, что, возможно, является одним из ключевых вопросов для такого крупного дистрибьютора хешрейта биткойн-сети, как Россия. Поскольку Закон явно не охватывает все аспекты регулирования криптовалют, ожидается, что в дальнейшем Закон будет дополнен федеральным законом “О цифровых валютах”, в котором более подробно будет рассказано о регулировании, касающемся криптовалют и майнинга.

Тем временем Министерство финансов объявило 12 ноября 2020 года, что в свете Закона, вступающего в силу 1 января 2020 года, подготовлены изменения в Налоговый кодекс, Кодекс Российской Федерации Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс для предотвращения незаконного использования криптовалют.[3]

Чтобы добиться такого стимулирования, Министерство финансов предложило провести идентификацию, декларирование криптовалют, а также владельцев таких активов. Законопроекты предполагают, что для целей налогового и уголовного права криптовалюта является активом. Он также предусматривает следующие обязательства владельцев криптовалюты и DFA и ответственность за их нарушение:

  • за сокрытие сделок по криптовалюте в крупном размере – штраф от 100 тыс. рублей до заключения под стражу сроком до полугода;
  • за сокрытие в особо крупном размере – штраф от полумиллиона рублей до заключения под стражу сроком до 3-х лет.

В обоих случаях осужденный может лишиться права занимать определенные должности, осуществлять определенные виды деятельности до 3-х лет.

Под крупным размером будет пониматься сумма операций, совершенных за 3 года, свыше эквивалента в 15 млн. руб. Под особо крупным размером – более 45 млн. рублей. Сумма транзакций будет рассчитываться из рыночной цены крипты. В Кодекс об административных правонарушениях также предложено внести ряд изменений, касающихся установления административной ответственности и наложения штрафных санкций:

  • За незаконный выпуск ЦФА. Для граждан устанавливается в сумме 50.000-500.000 руб., для должностных лиц – либо штраф 100 тысяч-1 миллион рублей, либо дисквалификация от полугода до 1 года, для юрлиц – штраф 200 тыс.-2 млн руб.
  • За незаконное совершение сделок. Административное наказание аналогично п.1: для физлиц устанавливается штраф 50 тысяч-500 тыс. руб., для должностных лиц – штраф 100.000-1.000.000 руб. или дисквалификация от полугода до 1 года, для юр. лиц – штраф 200.000-2 миллиона рублей.
  • За нарушение правил совершения сделок и прием криптовалют в качестве оплаты за товары, работы, услуги. Штраф для физлиц составит 20.000-200.000 руб., для должностных лиц – 50.000-400.000 руб., для юр. лиц – 100.000-1.000.000 руб. Предмет правонарушения в таком случае конфискуется.

Министерство финансов утверждает, что стимулом для введения жестких правил было предотвращение использования криптовалют в незаконных целях, в частности операций по отмыванию денег. Требование отчитываться об операциях с криптовалютами в целом выглядит разумно для целей налогообложения. Однако ряд экспертов сходятся во мнении, что уголовная ответственность является несколько чрезмерной мерой, несоразмерной самому деянию. Действительно, российские налогоплательщики несут аналогичную обязанность отчитываться перед российскими налоговыми службами о счетах, которые они имеют в иностранных банках, однако невыполнение такого требования приводит только к

штрафы и общественные работы. При определенных обстоятельствах уголовное дело может быть возбуждено в случае неуплаты налогов, но не за непредставление налогоплательщиком уведомления налоговых служб об операциях с активами или валютой. Тем не менее, жесткая ответственность за операции с криптовалютой несколько удивляет. Такую законодательную инициативу можно объяснить ростом преступлений, связанных с криптовалютой, и заинтересованностью государства в контроле над цифровым сектором.

Несмотря на ажиотаж, который законопроекты вызвали в юридическом сообществе, их нынешние версии предполагают, что они вступят в силу одновременно с законом, то есть 1 Январь 2021 года. Учитывая, что законопроекты были внесены только 12 ноября 2021 года, это, безусловно, оставляет недостаточно времени для получения надлежащей обратной связи от юридического сообщества и экспертов. Тогда возникает опасение, что такие суровые меры либо затормозят развитие криптоиндустрии в России, либо выведут ее за пределы российской юрисдикции.

В отличие от возможности уголовной ответственности за несообщение о транзакциях с криптовалютой, некоторые события, связанные с криптовалютой, были более позитивными. В ноябре 2019 года "Коммерсантъ" сообщил, что Биткоин был внесен в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, и такое изменение было зарегистрировано Российской налоговой службой.

Таким образом, развитие внедрения криптовалюты в правовое поле РФ идёт, но достаточно низкими темпами. На сегодняшний день можно фиксировать создание правовой базы для криптовалюты в контексте инвестиционного инструмента. Однако использование криптовалюты как средства платежа всё ещё не регламентировано и остаётся под запретом, при этом операции по купле-продажи криптовалюты осуществляются на чёрном рынке, что вредит российской экономике. Дальнейшее совершенствование юридической базы, а также создание и развитие собственных токенов может стать наиболее значимой инновацией в российской экономике в контексте внешнеполитических реалий.

Список литературы

  1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей М., 2010. – С. 61.
  2. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. СПБ.: Наука, 2009. С. 23-25
  3. Балуян С.Р. Кейс-метод в обучении культуре делового общения. М.: Известия, 2003. – С. 239.
  4. Барнс Л. Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций2000. – С. 502
  5. Безбородова Ю. Кейс-метод. М., 2008 – С. 163-165.
  6. Бовт В.В. Моделирование и инструментальная поддержка технологии онлайн обучения практическим навыкам с использованием метода кейс-стади. М., 2005. – С. 150.

Интересная статья? Поделись ей с другими: