УДК 159.9

Особенности работы психолога с лицами, обладающими лидерскими качествами

Персианов Дмитрий Владимирович – магистрант факультета Психологии Московского гуманитарно-экономического университета; аспирант факультета Менеджмента НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента.

Аннотация: В статье подробно рассматривается вопрос об организации работы психолога с клиентом, который обладает лидерскими качествами, а также анализируется вопрос о влиянии лидерских качеств и характеристик на деятельность человека как члена той или иной социальной группы.

Ключевые слова: лидер, лидерские качества, классификация лидерства, психология лидерства, организация работы психолога, направления работы.

Проблема лидерства является одной из наиболее актуальных в социальной психологии, как и во всех других отраслях психологической науки. Человек, член группы, обладающий необходимыми качествами, способный грамотно сформулировать задачи и находить их решение, организующий деятельность коллектива и ведущий за собой остальных членов группы – подобные аспекты заслуживают пристального внимание со стороны не только исследователей в области психологии, но и практикующих специалистов.

Неким прообразом группы можно считать толпу. Толпа представляет собой скопление людей, сошедших вместе и случайным образом объединённых временным интересом в определённом пространстве. Основная черта любой толпы – это слияние индивидов, личностные различия которых стираются, как и снижаются интеллектуальные способности. Человек в толпе руководит не собственными интересами либо опытом, а мнением большинства людей или взглядами вождя, ведущего толпу за собой.

Альтруизм начисто отсутствует в толпе. В то же время в толпе присутствует равнодушие и экстремизм. Каждому члену толпы не свойственны сомнения и отклонения, что нередко приводит к разногласию. Сама толпа неподвижна и стабильна, она стремится искоренить неуверенность и сомнение. Отсюда и берётся источник управления толпой – её внушаемость.

Член толпы становится эмоционально вовлечённым в любое её действие. Другой член толпы превращается для него в близкого человека, с которым можно разделить любые чувства. Ключевую роль играет лидер или вождь. Вождь трансформирует внушаемую массу людей в коллективное движение, объединённое одной верой и целью. Он формирует толпу [с. 36-37].

Интерес к феномену лидерства в российских и зарубежных психологических исследованиях объясняется тем, что сами лидерские качества являются одной из ведущих характеристик личности современного индивида. Формирование таких качеств на различных этапах онтогенеза превращается в ключевую задачу практически любой отрасли психологической науки. 

Теоретический и практический материал, накопленный за годы исследований, сначала в зарубежной, а затем и в отечественной психологической науке, способствовал формированию принципиально нового научного направления – психологии лидерства. Эмпирическое исследование лидерства, невзирая на очевидную значимость, было принято в начале прошлого века Л. Терменом.

Можно считать одной из наиболее ранних трактовок, с хронологической точки зрения, трактовку лидерства как некий центр групповых процессов, как их сосредоточение. Исследования, которые проводились на основе подобного понимания, установили ведущую роль лидера в коллективе организации и функционировании групповых объединений. Именно лидер задаёт основные параметры существования группы и её активности [с. 123].

В последние десятилетия предпринимались неоднократные попытки создать комплексные теории развития лидерства, синтезируя положительные черты прежних теорий и преодолевая их разграничения. Сторонники синтетической теории лидерства полагают, что лидерство представляет собой процесс организации межличностных отношений, а лидер – субъект, осуществляющий управление подобными процессами. Коллективная теория акцентирует внимание на взаимосвязи трёх основных составляющих такого процесса:

  1. лидерство как таковое;
  2. последователи лидера, его ведомые;
  3. ситуации, в условиях которой осуществляется лидерство.

Социальное лидерство представляет собой скопление не только личностных и профессиональных характеристик, но и условия и факторы взаимодействия, и результат, выражающийся в изменениях социокультурной среды, в аспекте саморазвития и самосовершенствования лидера и его последователей.

Исследователь Е. Холландер утверждал, что понимание лидерства в качестве процесса влияние лидера на последователей, который является ключевым для достижения групповых, организационных или общественных целей, можно рассматривать как доминирующее. Основополагающим процессом лидерства, по мнению Г. Юкла, представляется социальное влияние, при котором один член группы воздействует на прочих для того, чтобы организовать отношения внутри самой группы. Отсюда следует, что социальное лидерство есть явление социальное, явление общественного сознания, сочетающееся с социально-психологическими факторами, закономерностями и законами, принципами функционирования системы социального управления [с. 15-16].

В классической истории исследований явления лидерства выделяются три базовых подхода:

  1. характерологический подход – изучает универсальную сущность личности успешного лидера, присущие ему черты личности;
  2. поведенческий подход – исследует лидерство в контексте реализуемого лидером поведения, а также поведенческие характеристики, содействующие успешной деятельности лидера;
  3. ситуативный подход – данное направление синтезирует структурные и поведенческие теории, учитывая определённые временные ситуации.

К современным направлениям исследования феномена лидерства следует отнести следующие теории:

  • теория неохаризматического лидерства;
  • теория трансформационного лидерства;
  • теория транзакционного лидерства;
  • другие теории, связанные с феноменом харизмы.

На данный момент известны следующие концепции лидерства:

  1. теории информационного процесса – изучают лидерство с точки зрения когнитивного подхода и механизмы принятия решений;
  2. концепции «лидер-последователи»;
  3. концепция альтруистического или этического лидерства – рассмотрение лидера как духовного наставника, при этом деятельность лидера является служением группе;
  4. теории социального обмена и относительного лидерства – сюда входит концепция обмена «лидер-члены команды» и концепция вертикального типа связи с двумя типами команд;
  5. теория деструктивного лидерства – изучает деструктивные поведенческие особенности лидера и результаты его воздействия на последователей;
  6. концепция интеллектуального лидерства – обосновывает необходимость конструктивного диалога между лидером и его последователями [с. 166].

На основании указанного выше представляется возможным решение проблем организации работы специалиста-психолога с лидерами и лицами, которые обладают лидерскими качествами, через работу с группой, с остальными её членами. Лидер без группы, без взаимодействия с членами группы теряет своё влияние, как и сама группа не может успешно и эффективно выполнять свою деятельность и функционировать без лидера.

Психологическое консультирование, которое проводится внутри организации, представляет собой процесс краткосрочный, разовый. Период становления организационной психологии XX-XXI вв. основан на идее создания кратких способов психологической помощи при разных потребностях. Нарастающая скорость технических преобразований, появление инновационных технологий продуцируется креативностью направлений мышления их создателей.

Организационный психолог, работающий в таких условиях, способен принять на себя обязанности внутреннего консультанта. Для этого необходимо владеть методиками краткосрочной психологической помощи. Прекрасно подойдёт модель краткосрочной психологической помощи Н. М. Манухиной, которая основана на четырёх базовых принципах:

  1. принцип актуальности – психолог работает исключительно с тем, что для клиента наиболее значимо в данный момент времени;
  2. принцип системности – моделирование любого контекста актуальной ситуации форме, позволяющей определить место и функции самого клиента;
  3. сдвига фокуса – организация помощи клиенту в выявлении его точки зрения на актуальную ситуацию и смещение внимания на решение проблемы и новые возможности в создании изменений для получения желаемого результата;
  4. принцип «здесь-и-сейчас» – принцип направлен на внесение изменений в мышление клиента и его планы по управлению ситуацией непосредственно на каждой встрече с психологом [с. 280].

Таким образом, можно сделать вывод, что организация работы психолога с лицами, имеющими лидерские качества, возможна при организации работы с членами коллектива, группы. При этом одним из лучших вариантов подобной работы станет краткосрочная психологическая помощь, которая позволит не тратить «лишнее» время, достигая при этом эффективности и успешности работы, а также максимального результата.

Список литературы

  1. Гиззатуллин, И. Г. Структурный анализ понятия «Социальное лидерство» // Педагогическое образование в России. 2015. № 10. С. 12-16.
  2. Манухина, Н. М. Анализ современных психологических подходов и технологий работы психолога-консультанта в организации / Н. М. Манухина, С. Ю. Манухина // Вестник университета. 2014. № 6. С. 279-283.
  3. Ольшанская, Е. В. Социально-психологические характеристики лидерства в студенческих группах первого курса // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. № 4. С. 164-171.
  4. Робинова, Ю. А. Психология лидерства // Colloquium-journal. 2019. № 21-5 (45). С. 36-39.
  5. Тягунова, Е. А. Теоретические основы изучения лидерства в психологии // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2014. № 10. С. 122-131.

Интересная статья? Поделись ей с другими: