УДК 159.923:612.82

Влияние практик медитации на работу головного мозга

Иванов Сергей Владимирович – старший преподаватель кафедры Гигиены общей с экологией Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Абалдуев Виктор Михайлович – студент Педиатрического факультета Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Копылова Александра Владимировна – студент Педиатрического факультета Медицинской академии имени С.И. Георгиевского Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.

Аннотация: Статья посвящена влиянию практик медитации на работу мозга. Рассмотрены теоретико-методологические основы данного вопроса.

Ключевые слова: мозг, влияние, работа, медитации.

В древних документах упоминалось о влиянии медитации на человеческий мозг, и современные исследователи подтвердили этот эффект. Нейрофизиологи доказали, что регулярная практика этой практики делает человека более спокойным и уверенным в себе. В то же время повышается интеллектуальный потенциал.

Когда человек медитируем, его мозг отключается от внешнего потока информации. Поэтому он не будет тратить ресурсы, которые ранее загружались ежесекундно. Отдых - показывает улучшение параметров умственной деятельности, когнитивных функций [1].

На сегодняшний день достаточно много научно обоснованных исследований о положительном влиянии медитаций на работу головного мозга. Каждый год десятки тысяч людей посещают специализированные школы в стране и за рубежом, чтобы улучшить качество своей жизни, здоровье и мировоззрение. Однако история медитации насчитывает более 3000 лет, и целью этих практик никогда не было то, что люди часто ищут и обнаруживают в ней сегодня: расслабление и снятие стресса. Первоначально медитация была и остается духовным инструментом, предназначенным для «очищения» ума от нечистот и препятствий и помощи человеку достичь внутреннего просветления в форме буддийского религиозного понимания его.

Доктор Эндрю Ньюберг из Пенсильванского университета в ходе своего исследования обнаружил, что медитация уменьшает приток крови к задней части верхней теменной извилины, которая отвечает за глубокую чувствительность и границы тела. Это полностью объясняет чувство «единства с миром», которое часто описывают люди, которые сами испробовали этот подход.

«Медитация не будет полезна всем пациентам с расстройствами настроения», - сказал коллега, профессор Ричард Дэвидсон из Висконсина. «Для определенных категорий людей это может быть даже вредно» [2]

Дэвидсон утверждает, что практика медитации «может изменить состояние нервной ткани в областях мозга, ответственных за сопереживание, внимание и эмоциональную реакцию». По словам профессора, это может негативно сказаться на отношениях с другими людьми и привести к чувству потери и одиночества, даже если он психически здоров, это может разрушить эмоции человека.

Но что медитация приносит человеческому мозгу и телу на физическом уровне?

Наш мозг обрабатывает поток информации ежеминутно. Многозадачность людей приводит к развитию стресса. Современные исследования воздействия медитации на мозг и человеческое тело поражают воображение. Даже в небольших количествах практика медитации может глубоко повлиять на восприятие мира и изменить физическую структуру мозга (см. приложение 1).

Но, согласно многим исследованиям, у людей, практикующих медитацию, больше серого вещества головного мозга. Особенно в областях, ответственных за внимание, гибкость ума и эмоциональный контроль [2].

Это различие связано с регулярностью тренировок, которые укрепляют нейронные связи и создают новые нейронные связи. Это означает, что мозг с большей вероятностью справляется с простыми и сложными задачами во время многозадачности, снижает стресс и работает продуктивно.

Медитация способствует выработке серотонина.

Наше хорошее настроение частично зависит от того, как положительные импульсы - электрические заряды передаются между нейронами - клетками нашего мозга. Серотонин играет жизненно важную роль в этом процессе. Исследования показали, что причиной депрессии может быть, как раз низкий уровень серотонина, а увеличение его количества, наоборот, останавливает депрессивное состояние.

Депрессия возникает отчасти из-за плохой передачи импульсов между нейронами. Барри Джейкобс из Принстонского университета узнал об этом в ходе своего исследования. В ходе исследований было обнаружено, что регулярная практика медитации увеличивает выработку серотонина в организме. В результате улучшилась связь между нейронами, и подавленное состояние прошло бесследно. Важно понимать, что наши эмоции напрямую вызваны химическими реакциями в нашем мозге. Счастье и боль - это всего лишь набор химических реакций в нашем мозгу. Медитация позволяет влиять на эти реакции, тем самым устраняя причины депрессии на клеточном уровне.

Исследования показали, что медитация оказывает прямое влияние на уровень кортизола. Исследования показали, что практика медитации снижает уровень кортизола как минимум на 50%. Таким образом, медитация непосредственно замедляет процесс старения организма и снимает стресс.

Также, исследования показали, что люди, которые используют различные лекарства и анестетики, имеют чрезвычайно низкий уровень гормона GABA. Это негативный процесс, который вызывает их в сознании - возбуждение, беспокойство, агрессию, беспокойство, бессонницу. Кроме того, исследования Бостонского университета показали, что 60 минут медитации достаточно, чтобы повысить уровень гормона GABA в организме почти на 30%. Это невероятно, но все же это научный факт. Согласно этим цифрам, медитация в этом отношении более эффективна, чем физическая активность.

Медитация помогает развить эмоциональный интеллект, учит управлять своими эмоциями и состояниями, а также «читать» эмоции других людей. Со временем у людей, практикующих медитацию, негативные автоматические реакции сменятся положительными. Недавно ученые пришли к выводу, что врожденного эмоционального паттерна не существует [3].

В практике медитации мы тренируем свой разум создавать позитивное состояние, а также учимся «включать» тот или иной эмоциональный паттерн, отличный от медитации, в обычную повседневную жизнь. Например, в случае стресса увеличьте количество положительных гормонов, таких как серотонин и окситоцин, в крови, чтобы снять стресс. В случае беспокойства или перевозбуждения он активирует повышение уровня нейромедиатора — гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), тем самым успокаивая себя.

Данные исследований уверенно говорят о положительном эмоциональном эффекте таких медитаций, как Метта и медитация осознанности. Речь также идет о снижении стресса у начинающих и снижении порога стресса у опытных практиков.

При длительной практике медитации новые позитивные эмоциональные паттерны начинают доминировать в нашей жизни и включаться без нашего участия. Мы начинаем чувствовать себя лучше, просто так, без каких-либо усилий или условий [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что медитация широко используется в качестве психотерапевтического инструмента, позволяющего лечить невротические состояния. Западные психологи провели множество научных исследований и пришли к выводу, что человек, который постоянно медитирует, находится в состоянии душевного покоя и гармонии с окружающим миром. В медитативном состоянии он расслабляется быстрее, чем во сне. Уровень тревожности снижается, исчезают тревога, стресс и депрессия. Улучшается память, и человеку легче сосредоточиться на том, что он делает. Человек начинает спокойно реагировать на внешние раздражители и находить решения сложных жизненных проблем. 

1

Рисунок 1. Как медитации влияют на мозг.

Список литературы

  1. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т.Общая психология: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2017. С. 2472.
  2. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. С. 306.
  3. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. С. 526.
  4. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. С. 220.

Интересная статья? Поделись ей с другими: