УДК 159.922.8

Предикторы психологической безопасности учащихся техникумов: личностные и когнитивные ресурсы

Терехина Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Психотерапии и психологического консультирования Национального исследовательского Томского государственного университета.

Лещинская Светлана Борисовна – кандидат психологических наук, младший научный сотрудник Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Национального исследовательского Томского государственного университета.

Аннотация: В образовательной среде молодые люди проводят достаточно большую часть времени, получая разнообразный опыт в процессе построения взаимоотношений. В связи с этим на первый план выходит проблема психологической безопасности учащихся в образовательной среде и поиск психологических предикторов психологической безопасности учащейся молодежи. Цель исследования заключается в изучении личностных и когнитивных ресурсов, выступающих предикторами психологической безопасности учащихся в системе средне-специального образования. Выборку составили учащиеся техникумов г. Томска - 312 человек (от 15 до 19 лет). Психодиагностические методики: Шкалы жизнестойкости из методики «Антивитальность и жизнестойкость» (Сагалакова О.А., Труевцев Д.В.), когнитивных ресурсов - Опросник «Когнитивная регуляция эмоций, CERQ» (Garnefski N., Kraaij V., в адаптации Рассказовой Е.И. и др.), методика «Психологическая безопасность образовательной среды» (Баева И.А.), Шкала базисных убеждений (Янов-Бульман Р. в адаптации Кравцовой О.). В результате определена факторная структура взаимосвязи личностных и когнитивных ресурсов, для каждого компонента психологической безопасности учащихся техникумов выявлены значимые предикторы личностных и когнитивных ресурсов, выделены типы респондентов, показывающие, что дефициты личностных и когнитивных ресурсов могут значимо снижать оценки компонентов психологической безопасности.

Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность, базисные убеждения, когнитивные стратегии регуляции эмоций, жизнестойкость, учащиеся, средне-специальное образование.

Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации в рамках научно-исследовательского проекта «Психологические предикторы качества жизни и психологической безопасности студентов в разных образовательных средах» (номер проекта MK-2932.2022.2).

В образовательной среде молодые люди проводят достаточно большую часть времени, получая разнообразный опыт в процессе построения взаимоотношений, что в дальнейшем будет способствовать или препятствовать их возможностям выстраивать диалог и взаимодействие с окружающими, выявлять свои способности и ограничения в различных социальных сферах [1, 10]. В связи с этим на первый план выходит проблема психологической безопасности учащихся в образовательной среде, в которой происходит развитие и социализация личности, а основной задачей психологической науки и практики становится поиск психологических предикторов психологической безопасности учащейся молодежи.

В современной психологической науке психологическая безопасность личности означает состояние защищенности, а также духовно-нравственную, эмоциональную, волевую, когнитивную устойчивость к стресс-факторам; характеризует также мировоззрение человека, его субъективную картину мира, отношение к другим людям, уровень сформированности ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой и когнитивной сфер. Это интегративное состояние позволяет человеку реализовать собственные цели в социальной, экзистенциальной, профессиональной, семейной сферах жизнедеятельности [3]. Психологическая безопасность обеспечивается таким поведением, которое не требует неоправданного риска и направлено на конструктивное решение жизненных задач [5].

В качестве личностных предикторов особое внимание заслуживает жизнестойкость, представляющая развивающуюся систему адаптивных убеждений о собственных способностях к преодолению препятствий, навыков конструктивного противостояния стрессовым влияниям и обобщения адаптивного опыта совладания и ресурсов функциональной социальной ситуации развития [4, 6, 9]. Среди когнитивных предикторов наиболее прогностичными могут являться когнитивные стратегии регуляции эмоций, обеспечивающие регуляцию эмоций посредством когниций и позволяющие человеку удерживать контроль над своими эмоциями под воздействием, а также после угрозы или стрессовых ситуаций [2, 6, 8].

Цель данного исследования заключается в изучении личностных и когнитивных ресурсов, выступающих предикторами психологической безопасности учащихся в системе средне-специального образования. Выборку составили 312 человек в возрасте от 15 до 19 лет (162 юноши, 150 девушек) – учащиеся техникумов г. Томска. Для изучения личностных ресурсов использовались Шкалы жизнестойкости (Оптимизм и самоподдержка, Удовлетворенность жизнью, Стремление к успеху, Позитивный образ будущего) из методики «Антивитальность и жизнестойкость» (Сагалакова О.А., Труевцев Д.В.), когнитивных ресурсов - Опросник «Когнитивная регуляция эмоций, CERQ» (Garnefski N., Kraaij V., в адаптации Рассказовой Е.И. и др.). Для оценки компонентов психологической безопасности использовались методика «Психологическая безопасность образовательной среды» (Баева И.А.) и Шкала базисных убеждений (Янов-Бульман Р. в адаптации Кравцовой О.). Внутренняя согласованность (альфа-Кронбаха) всех шкал методик составляла от 0,79 до 0,91. Методы статистической обработки данных: сравнительный анализ (критерий Манна-Уитни), факторный анализ (Метод выделения факторов: метод главных компонент, Метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера), регрессионный анализ, кластерный анализ (Иерархическая кластеризация, Метод межгрупповой связи, расстояние - Косинус).

Результаты

Решение задачи по выявлению вклада личностных и когнитивных ресурсов в оценку психологической безопасности происходило в несколько этапов. На первом этапе анализа данных был проведен факторный анализ, который позволил выделить три значимых фактора (общая дисперсия 73,3%) в структуре взаимосвязи личностных и когнитивных ресурсов учащихся. Первый фактор (объясненная дисперсия 38,8%) представлен положительными связями всех адаптивных когнитивных стратегий регуляции эмоций и отрицательными связями двух неадаптивных когнитивных стратегий регуляции эмоций (Самообвинение и Руминации). Данный фактор был назван «Адаптивные стратегии регуляции эмоций».

Таблица 1. Факторная структура взаимосвязи личностных и когнитивных ресурсов.

Показатели

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Перефокусировка на планирование

0,898

-0,144

-0,032

Положительный пересмотр

0,872

-0,130

-0,077

Положительная перефокусировка

0,755

-0,016

0,108

Руминации

-0,725

0,175

0,429

Помещение в перспективу

0,713

0,055

0,445

Принятие

0,687

-0,054

0,313

Самообвинение

-0,595

0,124

0,583

Позитивный образ будущего

0,001

0,855

0,041

Удовлетворенность жизнью

-0,089

0,823

-0,014

Стремление к успеху

0,028

0,793

-0,189

Оптимизм и самоподдержка

-0,038

0,626

0,075

Катастрофизация

0,263

-0,003

0,785

Обвинение других

0,006

-0,099

0,744

Второй фактор (объясненная дисперсия 19,5%) наполнен положительными связями всех показателей личностных ресурсов и получил условное название «Ресурсы жизнестойкости». Третий фактор (объясненная дисперсия 15,0%), условно названный «Преувеличение негатива и обвинение других», представлен положительными связями таких неадаптивных стратегий когнитивной регуляции эмоций, как Катастрофизация и Обвинение других.

Следующим этапом было определение с помощью регрессионного анализа факторов, которые могут выступать значимыми предикторами компонентов психологической безопасности. В отношении учащихся техникумов к образовательной среде было выявлено, что значимыми положительными предикторами удовлетворенности пребывания и позитивного настроения в техникуме выступает второй фактор «Ресурсы жизнестойкости» (модель R²=0,232, p=0,023, соответственно β=0,332 при p=0,022 и β=0,301 при p=0,011). Защищенность в образовательной среде была отрицательно связаны с фактором «Преувеличение негатива и обвинение других» (модель R²=0,249, p=0,006; β=-0,458, p=0,001). Это может означать, что большую защищенность от психологического насилия в техникуме чувствуют те учащиеся, которые не склоны к стратегиям катастрофизации проблем и мысленному возложению вины за то, что было испытано или испытывается, на другого человека или окружающую среду. Фактор «Адаптивные стратегии регуляции эмоций» является значимым положительным предиктором удовлетворенности такими значимыми характеристиками образовательной среды, как возможность высказывать свою точку зрения (модель R²=0,233, p=0,002; β=0,401, p=0,001), уважительное отношение со стороны учителей (модель R²=0,206, p=0,006; β=0,477, p=0,021) и одноклассников (модель R²=0,301, p=0,004; β=0,444, p=0,005). Для базисных убеждений, составляющих ядро субъективного мира человека и отражающих его психологическую безопасность в мире, были получены следующие предикторы. Общая благосклонность мира была положительно связана с двумя факторами - «Адаптивные стратегии регуляции эмоций» (модель R²=0,213, p=0,004; β=0,397, p=0,001) и «Ресурсы жизнестойкости» (модель R²=0,236, p=0,013; β=0,448, p=0,002); Общая осмысленность мира имеют отрицательную связь с фактором «Преувеличение негатива и обвинение других» (модель R²=0,332, p=0,002; β=-0,458, p=0,001); для категории Убеждение собственной ценности все три фактора выступали значимыми предикторами (прямая связь с первым и вторым фактором (соответственно модель R²=0,299, p=0,003; β=0,428, p=0,002 и модель R²=0,283, p=0,012; β=0,398, p=0,005); для фактора «Преувеличение негатива и обвинение других» выявлена отрицательная связь (модель R²=0,149, p=0,016; β=-0,358, p=0,011)).

Далее с помощью кластерного анализа определились типы учащихся с разным уровнем личностных и когнитивных ресурсов (рисунок 1). Выборку учащихся целесообразно разделить на 2 кластерные группы (типа), между которыми значимо различались (с помощью критерия Манна-Уитни) следующие показатели когнитивных стратегий регуляции эмоций и жизнестойкости (p≤0,05): самообвинение, принятие, руминации, положительная перефокусировка, перефокусировка на планировании, положительный пересмотр, помещение в перспективу, катастрофизация, удовлетворенность жизнью, позитивный образ будущего. Кластерная группа 1 (52,7% респондентов) имеют большую выраженность показателей жизнестойкости и адаптивных когнитивных стратегий регуляции эмоций, при меньшей выраженности неадаптивных когнитивных стратегий. Кластерная группа 2 (47,3% респондентов) характеризуется противоположными особенностями: меньшая выраженность показателей жизнестойкости и адаптивных когнитивных стратегий регуляции эмоций, при большей выраженности неадаптивных когнитивных стратегий.

1

Рисунок 1. Средние значения показателей жизнестойкости и стратегий когнитивной регуляции эмоций в кластерных группах.

Между данными кластерными группами проводился также сравнительный анализ (с помощью критерия Манна-Уитни) компонентов психологической безопасности. Значимые различия (p≤0,05) обнаружились по показателям удовлетворенности пребывания в техникуме, возможности высказывать свою точку зрения, уважительного отношения со стороны учителей и одноклассников, осмысленности мира и убеждения собственной ценности. Выше значения этих показателей были у кластерной группы 1 по сравнению с кластерной группой 2. Таким образом, можно говорить о том, что выделение кластеров (типов респондентов) позволило определить:

  1. наличие личностных и когнитивным ресурсов, выступающих позитивными предикторами психологической безопасности у представителей юношества;
  2. наличие дефицитов личностных и когнитивных ресурсов, которые становятся негативными предикторами психологической безопасности, т.е. приводят к ее снижению в образовательной среде.

Дефициты личностных и когнитивных ресурсов, представленные неудовлетворенностью жизнью в целом, отсутствием целеустремленности и надежды на успех и достижение в перспективе, преобладанием негативного образа будущего, стратегиями нерационального обвинения себя в стрессовых ситуациях, невозможностью мысленного принятия того, что произошло, и примирения с тем, что случилось, неспособностью к мысленному отстранению от серьезности события, зацикливанием и постоянными размышления о чувствах и мыслях, связанных с негативным событием, вместо переключения на мысли о планировании решения проблемы или обращения к мыслям о радостных и приятных событиях, мысли, направленные на создание позитивного для личностного роста значения, связаны с неудовлетворенностью пребывания учащимися в техникуме, ощущением незащищенности в образовательной среде (невозможностью высказывать свою точку зрения, неуважительным отношением со стороны учителей и одноклассников), убеждением о несправедливости мира и невозможности контролировать происходящее в мире, убеждением собственной неценности, невезучести и неспособности к контролю своего поведения.

Выводы

Определена факторная структура взаимосвязи личностных и когнитивных ресурсов учащихся техникумов, представленная тремя факторами: «Адаптивные стратегии регуляции эмоций», «Ресурсы жизнестойкости», «Преувеличение негатива и обвинение других». Для каждого компонента психологической безопасности респондентов были определены значимые предикторы, представленные тремя факторами. Выявленные типы респондентов показали, что дефициты личностных и когнитивных ресурсов могут значимо влиять на психологическую безопасность юношей и девушек. Данные результаты позволят точнее сформулировать мишени психологического сопровождения учащихся в образовательной среде средне-специального образования и сделать психологическую помощь более дифференцированной и целенаправленной в решении проблемы снижения психологической безопасности и разработки системы профилактики деструктивного (отклоняющегося) поведения в юношеском возрасте.

Список литературы

  1. Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 3. С. 482–497. DOI:15507/1991-9468.104.025.202103.482-497.
  2. Информационно-психологическая и когнитивная безопасность. Коллективная монография / Под ред. И.Ф. Кефели, Р.М. Юсупова. ИД «Петрополис», Санкт-Петербург, 2017. 300 с.
  3. Литвинова А.В., Котенева А.В., Кокурин А.В., Иванов В.С. Проблемы психологической безопасности личности в экстремальных условиях жизнедеятельности // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. №1. C. 8–16. DOI: 10.17759/jmfp.2021100101.
  4. Лобза О.В. Жизнестойкость как компонент психологической безопасности личности // Вестник Прикамского социального института. 2019. №2 (83). С. 75-79.
  5. Пухарева Т.С. Психологическая безопасность и ее роль в профессиональном развитии личности // Психолог. 2016. № 2. С. 9-19. DOI: 10.7256/2409-8701.2016.2.19195.
  6. Рассказова Е.И., Леонова А.Б., Плужников И.В. Разработка русскоязычной версии опросника когнитивной регуляции эмоций // Вестник психологии. Серия 14. Психология. 2011. №4. С. 161-179.
  7. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Опросник «Антивитальность и Жизнестойкость» // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2017. T.9, №(43). C.4 [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2017_2_43/nomer05.php (дата обращения: 01.11.2022).
  8. Тимошенко Т.В. Когнитивные аспекты информационно-психологической безопасности личности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. №110(9). С. 185-188.
  9. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Кольчугина Н.И., Фан Ч.К. Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде // Образование и наука. 2022. №24(9). С.143-173. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-9-143-173.
  10. Frazier M.L., Fainshmidt S., Klinger R.L., Pezeshkan A., Vracheva V. Psychological safety: A meta‐analytic review and extension // Personnel Psychology. 2017. Vol. 70(1). P.113-165. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/peps.12183.

Интересная статья? Поделись ей с другими: