УДК 159.9

Факторы оказывающие влияние на формирование девиантного поведения у подростков

Фокина Елена Сергеевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры Социальной работы и психологии Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: Во всем мире детская преступность является серьезной проблемой. Молодые люди, имея не стабильную нервную систему, чаще подвержены влиянию социума и так следствие, проявлению девиантного поведения. Пытаясь адаптироваться в обществе, подростки очень часто не могут выделить важные человеческие ценности и при становлении в обществе не всегда выбирают правильный путь. Хотя основные причины девиантного поведения достаточно хорошо известны, проблема, несмотря на многочисленные исследования, девиантного поведения до конца не изучена. Понятие отклоняющегося поведения тесно связано с определением социальной нормы, которое было определено почти сто лет назад. Настоящее исследование направлено на изучение причин и следствий отклоняющегося поведения и определение основных стратегий решения этой проблемы. Целью данного исследования является выяснение того, какую роль играет семья, сверстники, экономические, личностные и межличностные факторы в развитии девиантного поведения подростков и какие имеются способы нейтрализации или корректировки данного поведения.

Ключевые слова: девиантное поведение, социальные нормы, причины и следствия девиантного поведения.

В последнее время девиантное поведение, которое можно было бы описать как поведение, отличное от нормы, стало серьезной проблемой. В общем, слово "девиантный" (от латинского deviatio) означает ненормальность. С каждым годом число учащихся с девиантным поведением (также известным как аберрантное поведение) в общеобразовательных учреждениях неуклонно увеличивается [1]. Отклоняющееся поведение может привести не только к проблемам, которые включают давление со стороны сверстников, издевательства и насилие в школе и на улице, но и к более серьезным последствиям, таким как социальная дезадаптация и преступность [2].

На начало 2022 года в 18 воспитательных колониях РФ для несовершеннолетних отбывали наказание 842 подростка. В следственных изоляторах и тюрьмах, а также в помещениях, функционирующих в режиме СИЗО и тюрем, содержалась еще 822 подростка, поэтому девиантное поведение подростков является глобальной проблемой [3]. Целью данного исследования является выяснение того, какую роль играет семья, сверстники, экономические, личностные и межличностные факторы в развитии девиантного поведения подростков.

Согласно теории преступности основной причиной появления девиантного поведения является нарушение связи с обществом, его ослабление или противостояние. Социальная связь с обществом состоит из четырех элементов: привязанности, приверженности, вовлеченности и убеждений. Человек, который сильно привязан к своему обществу, с меньшей вероятностью отклонится от социальные нормы. Приверженность переплетается с социальной деятельностью и институтами, те, кто привержен нормам своего общества, не станут девиантами. Вовлеченность включает в себя то, сколько времени вы проводите в своем сообществе или районе, чем больше человек вовлечен, тем больше у него не будет времени перейти к ассоциальным действиям (в случае, когда само сообщество не вовлечено в девиантные действия). Вера индивида в социальные нормы и моральные ценности также становится препятствием для движения по ложному пути. Таким образом, на человека влияет социум, в котором он проживает. При этом дети и подростки обучается социальному взаимодействию путем наблюдения, что означает, что они пытаются моделировать то, что делают другие , наблюдая за их действиями. Эта теория может быть применена в любом контексте. Эта теория также может объяснить феномен обучения через сверстников, который заключается в том, что подросток учится у своих друзей, потому что он проводит большую часть своего времени с друзьями [4].

С другой стороны поведение детей формируется подкреплением и наказанием в семье или обществе. Поведение ребенка формируется окружающей средой, в которой он живет, усиливается то поведение, которое вознаграждается в обществе или семье. Проведение большого количества времени в интернете и посещение сомнительных сайтов оказывают негативное влияние на поведение. Просмотр насильственного контента в средствах массовой информации приводит к развитию у молодежи агрессивных тенденций и антисоциального поведения. В большинстве случаев подростки становятся жертвами киберзапугивания на сайтах социальных сетей. Это может негативно повлиять психическое здоровье молодежи, которая становится жертвой, и издевательства являются предиктором девиантного поведения [5].

Одной из основных причин девиантного поведения подростков являются отношения в семье. Подростки, живущие в неполных семьях или семьях нетрадиционной ориентации, более склонны к развитию девиантного поведения. Было также обнаружено, что на развитие девиантного поведения влияют размер семьи и возраст ребенка, более уязвимыми были подростки старшего возраста и те, кто жил в больших семьях. Также на поведение подростка оказывает огромное влияние изменение статуса семьи, например развод родителей, смерть или рождение близких. Привязанность и отстраненность от родителей и сверстников влияет на девиатное поведение подростков. Изучение влияния родительского поведения на девиантное поведение подростка было рассмотрено в четырех видах влияния: психологический контроль, родительское тепло, контроль поведения и конфликт между молодежью и родителями. В этом исследовании было установлено, что наличие родительской защиты даже в худших условиях в семье является препятствием для развития девиантного поведения у ребенка [4].

Еще одной из основных причин девиантного поведения подростков является социально-экономический статус, в частности низкий доход семьи, конфликт в семье, негативное влияние сверстников, низкий уровень или отсутствие образования, месть и отсутствие родительского надзора за ребенком. Связь со сверстниками, склонными к риску, связана с девиантным поведением и агрессией, в основном подростки, вовлеченные в антисоциальные действия, склонны дружить с теми, кто является зачинщиком различных противоправных действий. Иногда также случается, что подросток не находит дружественные отношения со сверстниками и присоединяются к группе, которая вовлечена в антисоциальную деятельность и поддерживает плохие поступки, а затем это поведение сохраняется в подростковом возрасте и негативно сказывается со становлением в жизни.

Причиной вовлечения в девиантные отношения сверстников также может быть этническая или расовая дискриминация, совершенная в отношении этого подростка, что побуждает ребенка чувствовать себя социально некомпетентным, и у ребенка развивается девиантное поведение.

Социум, окружающий подростка, играет значительную роль в развитии девиантного поведения, но нельзя пропустить влияние личных факторов, таких как личный уровень образования и переживание травм в прошлом. Неуспеваемость в школе связана с развитием девиантного поведения у детей, подросток тот, кто менее образован, с большей вероятностью будет вовлечен в преступные деяния во взрослом возрасте. А дети, которые подвергались физическому насилию, имели более высокий риск к совершению насильственных или ненасильственных преступлений [4].

Профилактика девиантного поведения среди подростков заключается в формировании здорового отношения к себе, своему окружению и развитии здорового образа жизни. Необходимо, обратить внимание на подростков в этот период, пообщаться с ними, обсудить их проблемы и попытаться решить их вместе. Важной профилактической мерой является изъятие детей из асоциальных семей (алкоголиков, наркоманов, бездомных и т.д.) как можно раньше. Коррекция девиантного поведения подростков должна осуществляться как родителями, так и профессиональными психологами в индивидуальной или групповой обстановке с использованием различных методов, например разрушение негативного типа характера, корректировка амотивационной сферы и самосознания, стимулирование позитивного поведения и т.д.

Таким образом можно сделать заключение, что семья, сверстники, экономическое положение и личная история - все эти факторы в некоторой степени способствуют формированию поведения подростка, которое может

быть девиантным. Эти факторы также способствуют здоровому психическому росту личности, например, наличие благоприятного семейного окружения сделало бы ребенка лучшим человеком, но если ребенок живет в семье, не оказывающей поддержки, или живет в распавшихся семьях, где родители заняты решением своих собственных проблем, а ребенком пренебрегают, он в конечном итоге выберет отклоняющийся путь, и у него больше шансов к появлению девиантного поведения.

Список литературы

  1. Asiyai. Deviant Behaviour in Secondary School and its Impact on Students’ Learning. Journal of Educational and Social Research. 2019. DOI:10.2478/jesr-2019-0034.
  2. Hanımoğlu Egemen. Deviant Behavior in School Setting. Journal of Education and Training Studies. 2018; 6:10, 318 р., doi:133. 10.11114/jets.v6i3418.
  3. Щербакова Е.М. Преступность в России, 2021 год // Демоскоп Weekly. № 943-944. URL: http://demoscope.ru/weekly/2022/0943/barom01.php Jones, O. (2016). Anger management. Owen Jones.
  4. Masood, Shahana & Masoom Ali, Saima. Role of Family, Neighbourhood and Peers in Development of Delinquent Behavior in Adolescents. 2 4. 171-192. 10.32879/picp.2018.4.2.171.
  5. Bender, D. & Losel, F. Bullying at school as a predictor of delinquency, violence and other anti-social behaviour in adulthood. Criminal Behavior and Mental Health. 2011.21(2):99-106. doi: org/10.1002/cbm.799.

Интересная статья? Поделись ей с другими: