УДК 159.943:316.454.3

Гендерные особенности коллективной деятельности

Сергеева Марина Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Психологии и педагогики Астраханского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Фурси Лейла Фаруховна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Гуманитарных наук и психологии Астраханского государственного технического университета.

Аннотация: В статье проведен анализ гендерных особенностей коллективной деятельности. Частота конфликтов в мужских и женских коллективах примерно одинакова.

Ключевые слова: гендер, гендерные особенности, коллектив, коллективной деятельности, руководство.

Под гендером подразумевается социальное представление о мужчине и женщине, а также их психологические особенности. Изучение гендерных различий в психологии понимается через изучение психологических особенностей деятельности субъектов с различной степенью маскулинности и феминниности. Гендерные различия также изучают через социальное взаимодействие, а также через ролевое поведение мужчин и женщин [5].

В работе Кошкиной В.К. [2] современную управленческую деятельность анализируют не только в рамках психологии управления, но и в рамках гендерной психологии.

Чернобровкиной А.В. [5] были выявлены тендерные различия в восприятии и оценке управленческой ситуации, которые могут быть описаны как гендерная ориентированность руководится.

Важно отметить, что уровень конфликтности в мужских и женских коллективах является примерно одинаковой, но природа конфликтов являются различной [4]. Женщины же могут начать конфликтные ситуации и проявлять агрессивное поведение в связи с распределением премии или же составленного графика по отпуску, а мужчины конфликтуют, как правило, из-за невозможности карьерного роста, карьерного продвижения и т.д. [2]. Конфликты и проявление агрессивного поведения в мужских коллективах проистекают открыто, в то время как в женских коллективах конфликты носят латентный характер, где, как правило, используются сплетки, злословие, что, безусловно, отражается на продуктивной работе [1].

Другими словами, руководителю женского коллектива следует проявить настороженность, если отсутствуют открытые конфликты в коллективе. Руководителю необходимо следить за психоэмоциональным состоянием в коллективе, за социально-психологическим климатом, незамедлительно пресекать проявления различных слухов и сплетен. Иногда на настроение, на особенности отношения со своими подчиненными могут влиять собственное представление руководителя о поведении мужчины и женщины. К примеру, на особенности представлений мужчины в должности руководителя оказывает влияние его жена на его мнение о женском характере, поскольку его жена по его преставлению человек, которого он понимает хорошо. Подобная тенденция является крайне субъективной и, как правило, приводит к многочисленным ошибкам в оценке поведения своих подчиненных. А также, женщина в должности руководителя может проявлять крайне жесткие требования и проявлять жесткое поведение со своими подчинёнными, поскольку старается усваивать «правила игры», которые придумали мужчины и может начать «перегибать палку», поскольку не чувствует определенных волевых пределов в отношении подчиненных. Существуют и другие примеры, когда женщина в должности руководителя начинает манипулировать поведением своих подчиненных, намеренно показывая женское поведение и женские качества, чтобы сглаживать конфликтные ситуации и мотивировать мужчин. При этом намеренно указывает на «мужские качества» своих подчиненных.

Таким образом, руководителям нужно учитывать гендерные представления, снижая отрицательное влияние о «мужском» и «женском» используя для создания атмосферы, которая соответствует ожиданиям сотрудников. При этом базовые ценности должны учитываться в первую очередь независимо от пола: создание объективных условий для личностного и карьерного развития сотрудников, благоприятный социально-психологических климат и т.д.

Список литературы

  1. Ашанина Е.Н., Кубекова А.С. Психологические факторы конфликтного поведения // В сборнике: Проблемы толерантности и социокультурной интеграции в поликультурной образовательной среде российского вуза / Материалы VII научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием. 2019. С. 58-63.
  2. Кошкина В.К. Экспериментальное исследование гендерных особенностей управленческой деятельности // Российский психологический журнал. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-gendernyh-osobennostey-upravlencheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 05.08.2021).
  3. Сергеева М.А., Смахтина Т.А., Шагина И.Р., Кубекова А.С. Психологические особенности аутоагрессивного поведения у студентов медициснкого вуза // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 5. С. 79-93.
  4. Смахтина Т.А., Сергеева М.А., Шагина И.Р., Кубекова А.С. Эмпирическое исследование адаптации студентов-иностранцев к учебному процессу в медицинском вузе (на примере Астраханского ГМУ) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 2-1. С. 6-19.
  5. Чернобровкина А.В. Гендерные особенности поведения личности в управленческой деятельности : диссертация ... к.психол.н. : 19.00.11. – Москва, 2000. – 166 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: