УДК 159.947.5:616.89-008.441.13-053.7

Преобладающие мотивы употребления алкоголя в молодежной среде

Абдуллаева Алия Салаватовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Экономики и управления здравоохранением с курсом последипломного образования Астраханского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Аннотация: В статье проанализированы преобладающие мотивы употребления алкоголя в молодежной среде. Выделяют следующие типы мотивации употребления алкоголя в отечественной литературе.

Ключевые слова: мотив, молодежная среда, алкоголь, мотивация, внутриличностный конфликт, аутоагрессия.

Молодёжь – это социальная и демографическая группа, объединенная по возрастному признаку, социальному положению и обладающая общими социально-психологическими свойствами [1]. Возрастные границы молодежи определены не четко. К этой группе, обычно, относят людей в возрасте от 16 до 24 лет.

Характерной чертой молодежи является планирование своего будущего. Молодежный возраст – это период формирования системы ценностей, формирования социального статуса и становление самосознания. Мыслить критично и оригинально, желание иначе взглянуть на различные явления, поиск утверждения свой точки зрения формируются в этот период.

Основная социальная площадка молодых людей – это досуг. Это пространство где у молодого человека формируется способность принимать решения, учится распределять и организовывать свободное время, а впоследствии и свою дальнейшую жизнь. Досуг – это такая социальная игра, в которой молодой человек обучается распределять свое время, понять свою роль в обществе. 

Молодежные субкультуры формируют протест против общества взрослых (их ценностей и авторитетов), но при этом они способствуют адаптации молодежи к этому же обществу.

Традиционно выделяют следующие типы мотивации употребления алкоголя. Атарактическая мотивация. Содержание атарактической мотивации заключается в стремлении к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения. Субмиссивная мотивация. Содержанием мотивации яв­ляется неспособность отказаться от предлагаемого кем-ни­будь приема алкоголя. Гедонистическая мотивация. Алкоголь употребляется для повышения настроения, получения удовольствия в широком смысле этого слова. Мотивация с гиперактивацией поведения. Алкоголь по­требляется для того, чтобы вызвать состояние возбуждения, активизировать себя. Псевдокультурная мотивация. В случаях псевдокуль­турной мотивации, как правило, большое значение придается атрибутивным свойствам алкоголя [2].

Неотъемлемой частью молодежи является потребность в самореализации, поиске себя. На современном этапе, молодые люди, оканчивающие школу, не имеют четких представлений о своем будущем. И зачастую выбор профессии решают родители или друзья. Осознанность выбора наступает позднее, когда молодой человек остается или меняет свой выбор. Кроме этого большое значение в жизни молодежи имеют: общение со сверстниками, потребность в привлекательности, одобрении, дружбе, любви, стремление получить от жизни все, которое сочетается с только формирующейся ответственностью за поступки и решения, и переоценкой своих возможностей и недооценкой последствий формируют наивно-идеалистический взгляд на мир и бедующее.

Также неотъемлемой чертой молодежного возраста является максимализм (стремление получить все и сразу) и гипертрофированный гедонизм (стремление к удовольствиям) без учета последствий. А также, не стоит забывать про большое количество внутренних и внешних конфликтов, с которыми сталкивается молодой человек.

Результаты исследования Е.С. Романовой и Л.Р. Гребенникова подтверждают данные о наличии высокого уровня внутриличностного конфликта у больных с алкогольной зависимостью. Было выделено три основных типа таких больных: пассивно-зависимый (боязливый, тревожный, забывчивый); подозрительный, со склонностью к уличению и обвинению окружающих; агрессивный (аутоагрессивный), где употребление алкоголя можно рассматривать как латентное стремление к саморазрушению [3].

Употребление алкоголя привлекает молодежь своим влиянием на психику: повышает самооценку, ослабляет критику, искажает восприятие себя, искажение восприятия проблем, снижает уровень тревоги, релаксирующий и седативный эффект.

Список литературы

  1. Грязнов А.Н., Баширова, Т.Н., Студенты, склонные к зависимости / А.Н. Грязнов, Т.Н. Баширова // Казанский педагогический журнал. – 2012. – №3. – С. 49-55.
  2. Грязнов А.Н., Чеверикина, Е.А., Тухватуллина, Д.Р., Психолого-педагогические компоненты профилактики возникновения зависимости от психоактивных веществ у студентов/ А.Н. Грязнов, Е.А. Чеверикина, Д.Р. Тухватуллина// Казанский педагогический журнал. – 2009. – №3. – С. 10-14.
  3. Ялтонский В.М., Взаимосвязь копинг-поведения и Я-концепции у больных, зависимых от алкоголя и условно-здоровых мужчин / Е. Соколова, В.М. Ялтонский, Н. Сирота, Н. Видерман // Социальная и клиническая психиатрия. – 2001. – № 2. – С. 36-43.

Интересная статья? Поделись ей с другими: