УДК 327

Этапы возникновения геополитических природно-ресурсных конфликтов на примере Кыргызской Республики

Матикеева Назгуль Курманалиевна – кандидат географических наук, доцент кафедры Экономики и налогов факультета Бизнеса и менеджмента Ошского государственного университето (Кыргызская Республика).

Аннотация: Данная статья рассматривает этапы возникновения геополитических природно-ресурсных конфликтов на юге Кыргызской Республики. Геополитика является научным направлением взаимосвязи международных отношений между странами, которые выражаются в географических и политических особенностях. Ферганская долина является центром локализации природно-ресурсных конфликтов, которые не разрешаются в течение тридцати лет. Борьба за право владения и распоряжения природными ресурсами в последнее время стала актуальной и во многом связана с вопросами урегулирования положения границ Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.

Ключевые слова: геополитика, природные ресурсы, Ферганская долина, природно-ресурсные конфликты, национально-территориальное размежевание, проблемы демаркации и делимитации, этапы возникновения геополитических природно-ресурсных конфликтов.

Согласно современным взглядам, геополитика является научным направлением взаимосвязи международных отношений между странами, которые выражаются в географических и политических особенностях [1, с. 456]. При рассмотрении государства с точки зрения географических особенностей, анализируют границу государства и её протяженность, пространство государства по отношению к соседям, имеет ли государство выход к водным просторам, рельефные особенности государства, в какой части света оно расположено, а также положение государства на континенте или острове, и какими природными ресурсами оно располагает. Поэтому роль географического компонента в управлении государством и наличие природных ресурсов очень важны [2, с. 87].

Многообразие природных ресурсов включает в себя в основном полезные ископаемые, в современных условиях известно более двухсот видов. Несмотря на то, что природные ресурсы используют все страны, при этом доля распределения их по территории стран неравномерна. В некоторых странах запасы природных ресурсов достаточно высоки, а на территории других стран их недостаточно для обеспечения полноценной жизнедеятельности населения страны, поэтому государственным властям необходимо принимать решения для закупок ресурсов на мировом рынке [3, с. 264].

В настоящее время Ферганская долина является центром локализации природно-ресурсных конфликтов, которые не разрешаются вот уже в течение тридцати лет. Борьба за право владения и распоряжения природными ресурсами в последнее время стала актуальной и во многом связана с вопросами урегулирования положения границ Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Природно-ресурсные конфликты стали носить геополитический характер, когда решение этих проблем заключается в завершении процесса демаркации и делимитации государственных границ между странами, расположенных в Ферганской долине.

Изучение современных проблем природно-ресурсных конфликтов и трудностей с разрешением споров о государственных границах в процессе демаркации и делимитации на юге Кыргызской Республики с приграничными странами, позволило выделить три этапа возникновения геополитических природно-ресурсных конфликтов:

1 этап – период возникновения СССР и национально-территориальное размежевания советских республик (1922-1936 годы);

2 этап – период неэффективного управления природными ресурсами в Среднеазиатском регионе в советское время (1970-1980 годы);

3 этап – период распада СССР и развитие государственности в странах Средней Азии (1990 годы по настоящее время).

Для первого этапа характерно первичное определение территориальной принадлежности природных ресурсов в период возникновения СССР и союзных республик. Национально-территориальное размежевание Средней Азии в период 1922 по 1936 годов, стало основой для определения границ не только советских республик, но и границ независимых среднеазиатских государств после развала СССР. Национально-территориальное размежевание было единственным правовым институтом союзной величины, оно было построено на идеологии, без соответствующего учета традиционных, территориальных, хозяйственных связей и взаимодействий, где не всегда соблюдался этнический принцип. Основными документами, положившими начало национально-территориального размежевания в Ферганской долине стало Постановление ЦК РКП(б) «О национальном размежевании республик Средней Азии» от 12 июня1924 года в результате которого была образована Кара - Киргизская, а затем Киргизская автономная область РСФСР, с 1 февраля 1926 получила статус Киргизской АССР, а в 1936 году – статус Киргизской ССР.

В результате не эффективной политики национально-территориального размежевания во вновь образованных среднеазиатских республиках была нарушена территориальная идентичность, не были установлены четкие линии границ республик (демаркация), а также многочисленные территории компактного проживания иных народов, являвшихся титульными нациями соседних республик, территории, традиционно входившие в хозяйственные ареалы местных сообществ, переходили в административное подчинение других республик и т.д. В итоге на административной карте национально-территориального размежевания не были указаны четкие приграничные линии, что стали предметом спора между сопредельными республиками Ферганской долины. На постсоветском пространстве вышеперечисленные факторы привели к возникновению долгосрочных, порой насильственных, межгосударственных конфликтов из-за спорных территорий этнического и природно-ресурсного характера. Так, к примеру, камнем преткновения на современном этапе в вопросах делимитации и демаркации государственных границ между Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан стала административная карта 1924 года.

Для второго этапа характерно начало проявления наиболее острых современных природно-ресурсных конфликтов, которые следует отнести ко времени не позднее конца 1970-х – начала 1980-х годов, когда резко снизилась эффективность действия построенных в Среднеазиатском регионе в советский период глобальных мелиоративных систем, а также начали активно проявляться отрицательные экологические и экономические последствия их использования и существования в среднеазиатских республиках монокультуры хлопка [4, с.120]. Это привело к появлению новых форм типичного для региона дефицита земельных и водных ресурсов, существенно повлиявшего, как на образ жизни его населения, так и во многом на его политическое устройство. Кроме того, начало рассмотрения данных о природных и социальных особенностях региона с советского периода обусловлено особенностью функционирования в советское время народнохозяйственного комплекса Ферганской долины, этой зоны контакта среднеазиатских республик, как единого целого, весьма условно разделяемого республиканскими границами.

Третий этап, как период распада СССР и развитие государственности в странах Средней Азии стал носить геополитический характер. Как следствие, разрыв хозяйственных связей между республиками при распаде СССР оказался заметно более ощутимым, чем во внутренних регионах республик, кроме того, он породил этнические, экологические и природно-ресурсные конфликты, ранее нетипичные для данной территории, так как привел к искусственному (политическому) ограничению доступа к ранее доступным природным ресурсам. В качестве основных данных, используемых с советского периода, выступают численность и темпы роста населения по республикам и регионам, сведения об изменении статуса и границ республик, а также административно-территориальных единиц низшего ранга, изменение площади сельскохозяйственных земель и объемов стока и отбора воды.

Таким образом, предложенные этапы возникновения геополитических природно-ресурсных конфликтов объясняют трудности установления современной государственной линии границ в процессе делимитации и демаркации Кыргызской Республики с Республиками Таджикистан и Узбекистан. В нынешнее время природно-ресурсные конфликты между государствами носят ярко выраженный характер использования природных ресурсов соседних стран без получения прав на ресурсы и территории, поэтому говорить о прекращении природно-ресурсных конфликтов не приходится. Ферганская долина стала геополитическим ядром в Центральноазиатском регионе, в том числе для стран Средней Азии [5, с.151].

Список литературы

  1. Зайдельман Р. «Теории конфликтов и мира: концепции, подходы, методы» // Общ. ред. Б. Коппитерс, Э. Ремакль, А.Зверев. - М.: Издательство «Весь мир», 1997. – 456 с.
  2. Жебриков М.А. «Особенности экономической оценки природных ресурсов» // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. – 2016. – №28-2. – с. 83-87.
  3. Реймерс Н.Ф. «Природопользование». Словарь-справочник. – Москва: Мысль, 1990, 264 с.
  4. Бакнелл Д., Клычникова И., Лампетти Д. «Ирригация в Центральной Азии. Социальные, экономические и экологические аспекты». Всемирный банк. 2003, 120 с.
  5. Матикеева Н.К. «Природно-ресурсные конфликты приграничных районов юга Кыргызской Республики (на примере Ферганской долины): опыт комплексно-географического анализа» /кандидатская диссертация. Сайт КГУ имени И. Арабаева// Электронный ресурс// Режим доступа: http://arabaev.kg/ds.kg (дата обращения 20.12.22).

Интересная статья? Поделись ей с другими: