УДК 34

Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный повреждением здоровья или смерти гражданина как деликтное обязательство: понятие и содержание

Нагайцева Татьяна Владимировна – магистрант Юридического факультета Забайкальского государственного университета.

Аннотация: В статье автор рассматривает вопрос об гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный повреждением здоровья либо смерти гражданина, как деликтном обязательстве. Деликтное обязательство – это обязательство, при котором лицо, которое причинило вреде личности, имуществу другой личности, в обязательном порядке должен возместить причиненный вред. Являясь видом деликтного обязательства, данное обязательство обладает специфическими чертами, в основании которых положена правовая категория «вред».

Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, причинение вреда, деликтная ответственность, причинение повреждения здоровья гражданину, причинение смерти гражданину.

Гражданское российское право включает в себя различные институты, среди которых наиболее пристальное внимание уделяется такому институту, как правовой институт гражданско-правовой ответственности за тот вред, который был причинен здоровью или жизни лица. Правовая регламентация указанных правоотношений осуществляется как на международном уровне, так и на уровне нашей страны, в рамках отечественной гражданско-правовой науки.

Под гражданско-правовой ответственностью понимают юридическую категорию, подразумевающую под собой наступление для лица, которым были нарушены нормы законодательства, негативных последствий. По мнению Е.А. Седова, ключевые особенности данного вида ответственности состоят в том, что в ее рамках осуществляется компенсация убытков, потерь потерпевшему лицу [16, C. 19].

Представляется вполне естественным, что данная ответственность выступает в качестве разновидности юридической ответственности в целом. В теории государства и права юридическая ответственность понимается как вид государственного принуждения, который заключается в обязанности виновного лица претерпевать лишения личного или имущественного характера за совершенное правонарушение. А.С. Пиголкин отмечает, что все виды юридической ответственности характеризуются общими атрибутивными признаками, а именно [19, C. 455]:

  • юридическая ответственность устанавливается документом, имеющим форму правового акта и исходящим от органа публичной власти (государственного, муниципального);
  • основание для возникновения юридической ответственности – это правонарушение, под которым понимается виновное деяние конкретного лица, совершаемое в форме, предусмотренной конкретной нормой права;
  • цель применения юридической ответственности – это поддержание нормального порядка в обществе, основанного на следовании большинства его членов отдельным правилам, регламентированным позитивными нормами материального права, ненарушении ими норм карательного закона.

А.С. Пиголкин определяет юридическую ответственность как «применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер публично-правового принуждения, которые предусматриваются нарушенной юридической нормой, в строго определенном процессуальном порядке [19, C. 456].

С.А. Меркулов отмечает, что впервые понятие гражданско-правовой ответственности разрабатывалось в 1940 году М.М. Агарковым [9, C. 293]. Автором подчеркивалось, что к обязанностям должника обязательства относится исполнение обязательства, то есть выполнять обязанности является нормальным явлением. За нарушение обязательства наступает гражданско-правовая ответственность.

И.М. Мусаева в своем научном труде считает, что в соответствии с позицией российского права гражданско-правовая ответственность характеризуется следующими чертами [11, C. 14]:

  • гражданско-правовой ответственности присуща направленность на восстановление имущественного состояния лица, которое потерпело нарушение прав от противоправных действий. Данная черта раскрывается посредством следующего: во-первых, применение гражданско-правовой ответственности не преследует карательной цели, напротив – действие данного вида юридической ответственности имеет направленность на восстановление имущественного состояния потерпевшего лица, имеющего место до совершенного правонарушения; во-вторых, при установлении факта нарушения личных неимущественных прав применяются меры имущественного характера; в-третьих, в случае нарушения личных неимущественных прав в отношении нарушителя применяются меры имущественного характера;
  • в рамках гражданско-правовой ответственности имеет место общая ответственность лица перед пострадавшим лицом, что выражено в следующем: во-первых, применяемые меры должны соответствовать понесенным убыткам, что предотвращает неосновательное обогащение потерпевшей стороны; во-вторых, правонарушитель за счет собственных средств восстанавливает имущественное положение того лица, которое пострадало от действий причинителя вреда.
  • меры, применимые в рамках гражданско-правовой ответственности нашли свое закрепление в гражданском законодательстве, а также могут быть установлены некоторыми участниками правоотношений подобного рода.

Известно, что анализируемый вид ответственности может возникать в соответствии с внедоговорными или договорными основаниями. Внедоговорное основание анализируемого вида ответственности - это, в первую очередь, наступление ответственности вследствие совершения «деликта». М.А. Егорова, В.Г. Крылов, и А.К. Романов отмечают, что в английском праве деликтная ответственность («tortious liability») является традиционным институтом английского общего (прецедентного) права. В соответствии с нормами английского права деликтная ответственность имеет такое отличительное свойство – в ее рамках обязанность причинителя вреда (т.е. должника) заранее предопределяется нормами правами, не находится в зависимости от воли сторон в обязательстве [5, C.20]. Деликтная ответственность предоставляет защиту достаточно широкому кругу людей.

Согласно законодательству, которое сегодня действует на территории нашей страны, правовой институт деликтной ответственности в полной мере раскрыт основными положениями отечественного законодательства. Как в этом аспекте отмечает Е.Н. Агибалова, обязательства в области причинения вреда будут возникать в ситуации, когда вред был причинен не на основании договорных отношений, а на сновании нарушения чужого абсолютного и безотносительного права, обладающего субъективизмом [5, C. 4].

С.Н. Бакунин указывал, что в рамках данного вопроса, объективной необходимостью является обращение к нормативным источникам, которые регламентируют деликтные обязательства, возникающие в связи с тем, что был причинен вред здоровью или жизни гражданина [1, C. 14]. Очевидно, что согласно Конституции РФ, человек, равно как его права и свободы, являются высшей ценностью и каждый человек имеет право на жизнь. В свою очередь, в п.2 ст.7, а также в п.1 ст. 41 Конституции РФ указывается, что здоровье лиц охраняется государством и каждый человек приобретает право на охрану своего здоровья соответственно. Также в данном аспекте стоит отметить ст. 42 Конституции РФ, в соответствии с которой, каждый гражданин имеет право на возмещение того ущерба, который причинен его здоровью, равно как имуществу, в том числе, экологическим правонарушением.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), нормативно-правовая регламентация обязательств, возникающих в связи с причинением смерти или вреда здоровью, осуществляется главой 59, получившей название «Обязательство вследствие причинения вреда» [3]. В рамках данной главы существует ст. 1054 ГК РФ, в соответствии с которой, вред, причиненный имуществу или же личности гражданина, равно как вред, причиненный юридическому лицу, возмещается в полном объеме тем лицом, которое является причинителем данного вреда.

Представляется, что на практике вред, который был причинен жизни или здоровью гражданина, также может возникать в такой ситуации, когда стороны в договорных отношениях не состоят, а также в ситуации, когда они связаны друг с другом определенными договорными обязательствами. В свою очередь, из ст. 1084 ГК РФ явно следует, что вред, который причинен жизни или здоровью гражданина на фоне исполнения им своих договорных обязательств, равно как на фоне исполнения обязательств службы в полиции или военной службы, иных обязательств подобного рода, возмещается по тем правилам, которые предусмотрены гл. 59 ГК РФ, но действует это только в том случае, если договором или законом не предусмотрено иное, например, если ими не устанавливается повышенный размер ответственности.

Одновременно с этим, обязательства в области возмещения вреда, причиненного здоровью или жизни гражданина, также регламентируется и иными нормативно-правовыми актами, к числу которых стоит отнести ФЗ от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» [21], ФЗ от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации»[2], федеральным законом от 07.03.2001 № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации»[6], ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[7] и некоторыми другими.

 С юридической точки зрения категория «деликт» имеет происхождение из латинского языка. В переводе на русский язык данное понятие обозначает – «правонарушение», «вина», «проступок». В широком смысле под деликтом принято понимать «любой проступок, правонарушение», а в узком смысле – «деяния людей, противоречащие по своей природе гражданско-правовым нормам». Деликтные обязательства являются одними из самых сложных видов обязательств [12, С. 17].

По мнению О.А. Минеева, в судебной практике часто встречается то, что «деликтное обязательство» и «деликтная ответственность» рассматриваются как тождественные и даже взаимозаменяющие друг друга [10, C.30]. Суды могут оценивать деликтную ответственность как элемент содержания деликтного обязательства или же непосредственно как содержание ответственности за причинение вреда.

К.Д. Яшкина полагает, что деликтное обязательство определяется как обязательство, при котором лицо, которое своими действиями причинило вреда личности или же имуществу гражданина, организации, обязано данный вред возместить [23, С. 135]. Соответственно, лицо, выступающее в качестве потерпевшего в ситуации подобного рода, наделяется правом требовать возмещения данного вреда. Как справедливо в данном аспекте отмечает Я.В. Самиулина, в качестве основания деликтной ответственности будет выступать то, что порождает наступление такой ответственности, как гражданско-правовая ответственность [15, С. 26]. Полагаем, что с этим стоит согласиться, ибо традиционным основанием возникновения обязательств, которые выступают в качестве следствия наступления ответственности деликтного характера, является непосредственно гражданское правонарушение. Однако в данном аспекте стоит учитывать, что наступление этой ответственности предопределено условиями, образующими в своей совокупности состав правонарушения.

Ответственность за вред, который причинен жизни и здоровью лица, также не может являться безосновательным. В то же время, такое основание должно в полной мере соответствовать признакам и условиям, которые указаны в действующем законодательстве нашей страны. Основанием в этом случае будет являться юридический факт, порождающий возникновение этой ответственности. В частности, это умаление данных благ, которое вызывает конкретные имущественные потери у потерпевшего лица. В свою очередь, в качестве условий, которые необходимы для привлечения ответственности в таких случаях, образуют состав правонарушения или состав деликта. По мнению С.В. Тычинина и Л.Д. Туршук из состава деликта не следует исключать такие важные элементы – субъект и объект [20, С. 25].

С.Н. Бакунин в своей диссертации отмечает, что условия (т.е. фактический состав) наступления данного вида деликтной ответственности представлен в следующем виде: во-первых, факт вреда жизни или здоровью гражданина; во-вторых, непосредственно противоправность или бездействие. В-третьих, наличие причинно-следственной связи между фактом причинения вреда и фактом противоправности его причинения. В-четвертых, наличие вины причинителя вреда [1, С. 14].

Вред, являясь элементом состава деликта, - достаточно сложная и многоплановая категория. Любое правонарушение может быть определено как вредное, когда оно направлено на нарушение содержания конкретного общественного отношения. Например, в ст. 26 ФЗ от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» указано, что граждане вполне могут рассчитывать на возмещение вреда, который был причинен из здоровью или жизни, если такой возник на фоне ионизирующего излучения или на фоне радиационной аварии. Также у этих граждан возникает право на возмещение их убытков [8]. Очевидно, что в данном случае значимостью обладает сам факт наличия вреда, обусловленного ионизирующим излучением. Это будет являться иллюстрацией того, что посягательство на субъективное право порождает собой умаление имущественных и неимущественных благ лица.

В рамках гражданского права выделяют вред, который причинен жизни или здоровью человека, а также социальный и юридический вред. Как в этом аспекте отмечала Е.М. Сенотрусова, особой значимостью в данном аспекте имеет правовой институт предупреждения вреда [17, C. 60]. Рассматривая данные виды вреда более детально, отметим, что под причинением физического вреда понимают причинение вреда личности человека, которое находит свое выражение в повреждении здоровья или в смерти. Вред здоровью выражен в следующем: телесные повреждения (нарушение анатомической целостности органов, тканей, их физиологических функций), наличие заболеваний либо патологических состояний, которые сформировались в результате воздействия разных факторов внешней среды (т.е. физических, механических, психических, химических, биологических). Увечье – это наличие у лица травматических повреждений, вызванных внезапным, нередко однократным, воздействием на организм. Следует понимать, что право на возмещение вреда будет возникать в том случае, если лицо получило трудовое увечье, которое опосредует утрату или повреждение здоровья.

В рамках обязательств которые возникают в практической деятельности на фоне причинения смерти, речь ведется именно о физической смерти, под которой понимают момент смерти мозга или биологической смерти [13]. К числу основных критериев для определения смерти человека относятся прекращение дыхания, сердечной деятельности, прекращение функций головного мозга [18, С. 14]. В связи с этим, констатировать смерть человека можно только тогда, когда данные признаки есть в совокупности [18, C. 15].

В результате проведенного исследования можно сформулировать вывод о том, что под деликтным обязательством понимают обязательство, в рамках которого лицо, причинившее вред личности или имуществу, должно в полной мере возместить причиненный вред. Все обязательства, которые будут возникать на фоне причинения вреда здоровью или на фоне смерти лица, выступают в качестве явного подтверждения деликтных обязательств. Установлено, что структурными элементами состава деликта выступают такие элементы, как наличие вреда, противоправное поведение, причинная связь между ними, вина причинителя вреда и наличие потерпевшего лица. В рамках деликтных правоотношений может возникать как физический вред, так и социальный и юридический вред соответственно.

Список литературы

  1. Бакунин С.Н. Гражданско-правовая защита жизни и здоровья гражданина: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Краснодар, 2006. – 30 с.
  2. Воздушный кодекс Российской Федерации: федер. закон [от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 14.03.2022)] // Рос. газета. – 1997. – № 59-60.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон [от 26.01.996 № 14-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Рос. газета. – 1996. – № 24.
  4. Деликтные обязательства и деликтная ответственность в английском, немецком и французском праве: учебное пособие / отв. ред. М.А. Егорова. М.: - Юстицинформ, 2017. – 376 с.
  5. Деликтные обязательства: учебное пособие / Е. Н. Агибалова; Волгоградский институт управления – филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы». – Волгоград: Изд-во Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС, 2021. – 112 с.
  6. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: федер. закон [от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 14.03.2022)] // Рос. газета. – 2001. – № 50-51.
  7. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федер. закон [от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 21.11.2022)] // Рос. газета. – 1998. – № 153-154.
  8. О радиационной безопасности населения: федер. закон [от 09.01.1996 № 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021)] // Рос. газета. – 1996. – № 9.
  9. Меркулов С.А. О понятии гражданско-правовой ответственности как вида юридической ответственности // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. – 2019. – С. 291-294.
  10. Минеев О.А. Специфические черты деликтных обязательств в гражданском праве Российской Федерации // Legal Concept. – 2014. – № 4. – С. 29-32.
  11. Мусаева И.М. Гражданско-правовая ответственность в российском праве // Скиф. – 2020. – № 10. – С. 12-15.
  12. Очеретный И.С. Деликтная ответственность // Отечественная юриспруденция. – 2017. – № 2. – С. 14-18.
  13. Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека: постановление Правительства РФ [от 20.09.2012 № 950] // Рос. газета. – 2012. – № 220.
  14. Романова В.В. Соотношение юридической ответственности государства с иными видами юридической ответственности // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2017. – № 3. – С. 19-23.
  15. Самиулина Я.В. Основание и условия возникновения деликтной ответственности вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина // Вестник современных исследований. – 2019. - № 3.4. – С. 22-27.
  16. Седова Е. А. Общие положения о гражданско-правовой ответственности // Новый юридический вестник. – 2019. – № 18. – С. 18-21.
  17. Сенотрусова Е.М. Институт предупреждения причинения вреда в российском гражданском праве: текущее состояние и направления совершенствования // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – № 3. – С. 53-66.
  18. Судебно-медицинская танатология и осмотр трупа на месте обнаружения: практ. пособие / В. В. Хохлов. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 217 с.
  19. Теория государства и права: учебник для вузов / под общ. ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 516 с.
  20. Туршук Л.Д., Тычинин С.В. Состав гражданского правонарушения как основание деликтной ответственности // Современное общество и право. – 2019. – № 3. – С. 22-28.
  21. Устав железнодорожного транспорта: федер. закон [от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 11.06.2022)] // Рос. газета. – 2003. – № 8.
  22. Шевченко А.С., Шевченко Г.Н. Деликтные обязательства в российском гражданском праве: учебное пособие. М: Статут, – 2013. – 133 с.
  23. Яшкина К.Д. К определению понятия деликтных обязательств // Вестник современных исследований. – 2019. – № 1.9. – С. 134-136.

Интересная статья? Поделись ей с другими: