УДК 070

Мирополитическое влияние глобальных СМИ в современном мире

Ли И – студент Китайского нефтяного университета (Китай, Синьцзян – Уйгурский автономный район, Карамай).

Аннотация: Средства массовой информации являются одной из основ мирового господства как благодаря технологическим инновациям, разнообразию продуктов и контента, предназначенных для массового потребления, так и благодаря их политическому охвату. Современные СМИ не ограничиваются локальной национальной аудиторией, а вещают на весь мир. Это позволяет им оказывать существенное воздействие на глобальное общественное мнение, национальную и мировую политику. Рассмотрим основные глобальные СМИ современности (CNN, BBC, France 24, Russia Today, Al Jazeera) и степень их мирополитического влияния. 

Ключевые слова: политическое влияние СМИ, глобальные СМИ, глобальное информационное пространство.

С учащением международных контактов процесс глобальной интеграции беспрецедентно ускорился. Это привело к росту зависимости стран друг от друга – развитие любого государства влияет на весь мир, поэтому растет.

Массовыми стали удобный транспорт и телекоммуникации, которые делают международные контакты с использованием информационно-коммуникационных технологий более быстрыми и масштабными. Глобальные информационные технологии стали основным направлением развития современного времени, а информационные технологии – главной стратегической целью социального и экономического развития в большинстве стран.

С развитием современной науки и техники, с расширением использования информационных технологий появились и стали популярны новые средства массовой информации. Оказывая все большее влияние на распространение международной политики в средствах массовой информации, они также способствовали расширению общественного участия в глобальной политике.

Взаимодействие и взаимовлияние всех разноуровневых и разнокалиберных СМИ, действующих в общемировом масштабе, сегодня образует единый «организм», функционирующий в собственной логике и по собственным правилам.

Таким образом, СМИ одновременно выступают в качестве основных факторов глобального информационного пространства, задавая динамику его развития, и при этом испытывают влияние как со стороны мировых политических процессов и их ключевых игроков, так и со стороны процессов в рамках глобального информационного пространства [1].

Геополитика СМИ в значительной степени усложнилась с глобализацией торговли. Средства массовой информации являются одновременно одним из участников этой планетарной динамики и отражением соперничества за навязывание культурной модели, подобной тем, которые объединяют государственную власть, культурное влияние и средства массовой информации.

Они обладают полномочиями определять респектабельность государств, оказывать моральное давление на общественное мнение и повышать свое место в международных отношениях. Они стали гораздо более важными геополитическими игроками в борьбе за влияние на людей, чем в прошлые века. 

Современные СМИ не ограничиваются локальным или национальным пространством и аудиториями, выступая в качестве действующих субъектов современного мира. Они не только являются инструментами влияния ведущих стран мира, но и оказывают существенное воздействие на мировое общественное мнение, национальную и мировую политику [2]. Основными глобальными СМИ являются CNN, BBC, France 24, Russia Today, Al Jazeera. 

В 1979 году американский предприниматель Тед Тернер продал за двадцать миллионов долларов принадлежащий ему атлантский телеканал WRET TV и все вырученные деньги вложил в проект CNN. 21 мая 1979 года Тернер пообещал, что его новостной канал выйдет в эфир 1 июня 1980 года. Так и произошло. На церемонии открытия телеканала организаторы вывесили три флага: Соединенных штатов Америки, штата Джорджия и Организации Объединенных Наций, как бы заранее предопределив предназначение сети [3].

Круглосуточный телеканал CNN появился в телевизионном эфире Америки 1 июня 1980 года, а приобрёл известность на весь мир лишь спустя одиннадцать лет, когда стал единственным средством массовой информации, которое транслировало в прямом эфире бомбардировки Ирака [4]. 

18 октября 2022 года Би-би-си отметила свое 100-летие. Ее международная вещательная организация, Всемирная служба Би-би-си, лишь немного моложе, она была основана 90 лет назад [5]. Предоставляя новости и программы на 40 языках на всех континентах, она сталкивается с вопросами о финансировании, целях и своей способности предоставлять информацию в мире растущего потребления социальных сетей и онлайн-новостей.

Сегодня телеканал RT вещает более чем в 100 странах мира на английском, испанском, французском и арабском языках и по уровню технического исполнения встает в один ряд с такими гигантами новостного вещания, как BBC, CNN, Al Jazeera. Это позволяет предполагать, что транслируемые RT идеи могут оказывать ощутимое влияние на формирование образа России за ее пределами [6].

С начала 1990-х годов в арабском мире произошла медийная революция, широкое распространение получили спутниковые каналы. Это новое явление глубоко изменило арабское аудиовизуальное пространство, вызвав тем самым жесткую конкуренцию на телевизионном рынке. Количество этих арабских спутниковых каналов только увеличилось и конкуренция между ними вместе с появлением новых коммуникационных и информационных технологий вызвала передел арабского медиа-пространства.

Это новое явление явно демонстрирует взаимосвязь национального, транснационального и глобального пространства в арабском мире, который всегда разрывается между несколькими идентичными ориентирами, которые включают панарабизм, панисламизм и другие национальные или даже общинные ориентиры. 

Именно после этого в 1996 году Катар запустил канал «Аль-Джазира». Это сделало небольшой эмират ведущим игроком на арабской медиа-сцене, где в течение многих лет доминировали саудовцы. 

В последнее десятилетие телекомпания «Аль-Джазира» (AJ) проникла в западное информационное пространство и удивила ученых и аналитиков своей стратегией [7].«Аль-Джазира» объединяет более чем 70 бюро по всему миру и более 3000 сотрудников из более чем 95 стран, доступна в более чем 150 странах и территориях в более чем 430 миллионов домовладений [8].

Мощь китайских СМИ соответствует международному видению ведения дипломатии влияния. Для понимания протекающих процессов важно разбираться и в характере политической действительности Китая, т.к. она напрямую связана со средствами массовой информации, которые по праву занимают позицию «четвертой власти Китая» [9]. Важно также понимать, что характер политики КНР не предполагает политическую открытость.

CCTV формирует интегрированную аудиовизуальную империю, включающую около двадцати офисов корреспондентов за рубежом, в партнерстве с более чем 200 зарубежными группами, пятью телеканалами на арабском, французском, английском, русском и испанском языках, сетью онлайн-вещания с декабря 2009 года. 

Китайское международное радио транслирует программы на 48 языках, имеет 150 партнерств с иностранными группами, около тридцати газет и журналов на иностранных языках, цифровой телеканал (Super Channel) и новостной интернет-сайт (CRI Online). В 2010 году Информационное агентство Синьхуа (400 корреспондентов по всему миру) создало постоянный новостной канал на английском языке (China Xinhua News Network Corporation), чтобы донести свое собственное послание до международного сообщества. 

Средства массовой информации являются одной из основ мирового господства в стране как благодаря технологическим инновациям, разнообразию продуктов и контента, предназначенных для массового потребления, так и благодаря их политическому охвату, используемому с помощью дипломатии влияния. 

В начале XXI в. это преобладание свидетельствует о признаках регресса перед лицом появления третьего центра тяжести в Азии, особенно в Восточной Азии, благодаря цифровым технологиям, экономическим стратегиям, вписывающимся в глобализацию торговли, росту числа новых сетевых гигантов и быстро развивающихся обществ. Средства массовой информации участвуют в создании еще одного движения, геополитические масштабы которого уточняются в течение последних нескольких лет.

Список литературы

  1. Тюкаева Т.И. Мирополитическое влияние глобальных сми в современном мире: конструктивистский подход / Т.И. Тюкаева // Вестник МГИМО. – 2017. – №4 (55). – C.242-272.
  2. Фокина В.В. СМИ как акторы мировой политики / В.В. Фокина // Вестник МГИМО. – 2013. – №1 (28). –C.61-66.
  3. Баженов М. Глобальная информационная сеть CNN / М. Баженов // Медиаскоп. – 2004. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnaya-informatsionnaya-set-cnn (дата обращения: 01.12.2022).
  4. Быков Д.В. «Эффект CNN» и его влияние на развитие мирового медийного пространства / Д.В. Быков // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2017. – №1.- С.22-29.
  5. Simon Potter. BBC at 100: the future for global news and challenges facing the World Service. – URL: https://theconversation.com/bbc-at-100-the-future-for-global-news-and-challenges-facing-the-world-service-192296(дата обращения:27.11.2022).
  6. Толоконникова А.В. Роль телеканала RT в формировании международного имиджа России / А.В., Толоконникова, Д.О. Будакова // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2019. – №5. – С.89-121.
  7. Dvorak, Jaroslav. (2017). Al Jazeera and the Global Media Landscape: The South is Talking Back. Journal of Communication. 67. E13-E15. 10.1111/jcom.12295.
  8. Al Jazeera Media Nerwork. – URL: https://network.aljazeera.net/en/about-us(дата обращения:27.11.2022).
  9. Абдуллина Г.Р. Интернет-СМИ Китая: современное состояние / Кызы Э. Камалидин, Г.Р. Абдуллина, Л.Б. Абдуллина // Вестник Башкирск. ун-та.- – №3. – С.789-797.

Интересная статья? Поделись ей с другими: