УДК 34

Вопрос наличия коммерческих обозначений на онлайн-курсы у блогеров

Балашова Яна Валентиновна – магистрант Российской государственной академии интеллектуальной собственности.

Аннотация: В России постоянно растет количество желающих освоить разнообразные образовательные программы и получить новые профессии. С развитием интернет-технологий появляется все больше онлайн-курсов по востребованным направлениям. В связи с этим в современном гражданском обороте растет актуальность вопросов, связанных с возможностью индивидуализировать отдельные обучающие курсы и целые онлайн-школы. Проанализируем действующее российское законодательство и выявим, возникают ли у блогеров исключительные права на коммерческое обозначение онлайн-курсов.

Ключевые слова: онлайн-курсы, онлайн-обучение, блогеры, коммерческое обозначение.

ГК РФ позволяет юридическим лицам, а также ИП индивидуализировать свои предприятия с помощью коммерческих обозначений. Это средства индивидуализации, которые не обязательно включать в учредительную документацию и в ЕГРЮЛ.

Российский сегмент блогосферы с каждым годом приобретает все большее значение как мощный канал коммуникации. Не ослабевает тенденция увеличения в интернете как объемов контента, так и количества пользователей. Поэтому у блогосферы есть большие перспективы развития как канала коммуникации и нового средства обучения. В образовании сегодня царит тренд на непрерывность процесса обучения. Из-за того, что постоянно растет количество желающих освоить разнообразные образовательные программы и получить новые профессии, появляется все больше обучающих курсов по востребованным направлениям. Это, в свою очередь, ведет к открытию новых онлайн-школ, обучение в которых становится все популярнее. В связи с этим в современном гражданском обороте растет актуальность вопросов, связанных с возможностью индивидуализировать отдельные обучающие курсы и целые онлайн-школы.

Прежде чем начать обсуждение возможности существования коммерческого обозначения у блогера, важно обратить внимание на юридическое понимание понятия «коммерческое обозначение» и его историческое развитие.

До того как была принята ч. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лишь в отдельных статьях действующей тогда редакции ГК РФ можно присутствовали упоминания коммерческого обозначения. В некоторых статьях ГК РФ того времени вообще не было указаний конкретно на коммерческое наименование, а содержались лишь упоминания о нем как об одном из средств индивидуализации. К примеру, такие упоминания можно найти в п. 2 ст. 559 ГК РФ, в п. 1 ст. 656. Сам термин «коммерческое обозначение» перечислялся только вместе с понятием «фирменное наименование» в статьях 1027, 1032, 1037 (п.3), 1039.

Когда в 2008 году была выпущена новая редакция ГК РФ, законодатели изменили некоторые вышеперечисленные статьи. Так, в п. 2 ст. 559 теперь можно прочитать про исключительные права на средства, которые индивидуализируют предприятия, услуги, продукцию или работу предпринимателя. К ним документ помимо товарных знаков и знаков обслуживания отнес еще и коммерческие обозначения. Но как понимать коммерческое обозначение, так нигде и не раскрыто. Лишь в ст. 1538 упомянуто, что предприятия ИП и юридических лиц могут индивидуализироваться с помощью коммерческих обозначений, отличных от фирменных наименований и не требующих обязательного включения в ЕГРЮЛ и учредительную документацию предприятия.

Несмотря на то, что интересующее нас понятие в законодательстве не определено, указаны объекты, подлежащие индивидуализации с использованием коммерческого обозначения. К ним относятся предприятия, а также, если учитывать ст. 559 ГК РФ, продукция, услуги или работы продавца.

При этом обладать правами на коммерческое обозначение по закону (ст. 1538 ГК РФ), могут ИП и юридические лица.

В актуальном российском законодательстве (ст. 1538, 1539 ГК РФ) выделяются признаки, позволяющие считать обозначение коммерческим:

  1. у объекта есть достаточные различительные признаки;
  2. обозначение локально известно известности – правообладатель использует его для индивидуализации объекта с целью сделать объект известным в границах определенной территории;
  3. обозначение не равноценно фирменному наименованию, но может быть включено в него (или в его отдельные элементы).

Когда возникает исключительное право на коммерческое обозначение, действующее законодательство не регламентирует. При этом из нормативно-правовых документов становится понятно, что оно появляется тогда, когда предприятие становится локально известным.

Чтобы защитить права на коммерческое обозначение, важно, чтобы оно отвечало требованиям локальной известности и имело достаточное число отличительных характеристик.

На законодательном уровне не установлены сроки исключительного правообладания на коммерческое обозначение. Однако в законе определено условие его действия (п. 2 ст. 1540 ГК РФ). Этим условием является непрерывность использования. Если коммерческое обозначение не используется больше 1 года, оно больше не подлежит правовой защите. Это связано с тем, что перестают действовать исключительные права правообладателя.

В своей практике суды исходят из того, что признание исключительного права на коммерческое обозначение за определенным лицом требует установления факта использования данного обозначения этим лицом для индивидуализации своего предприятия.

Если принять во внимание положение ст. 132 ГК РФ, предприятие следует понимать как относящийся к недвижимому имуществу имущественный комплекс. То есть, если у лица нет объекта, подходящего под это определение, то и применяемое им обозначение нельзя признать коммерческим.[1]

Раскроем правовой смысл понятия «предприятие».

При реформировании экономики в России через год после Конституции [2] был принят Гражданский кодекс[3], который сменил Основы гражданского законодательства СССР 1991 г.[4] Положения данного Кодекса, а также гражданское законодательство закрепили комплекс нововведений, включая новое определение предприятия. Его стали понимать как особый объект гражданских прав.[5]

В п. 2 ст. 132 ГК РФ говорится, что предприятие как имущественный комплекс может включать различные виды имущества, которые необходимы для его работы. Но в законе не устанавливается каких бы то ни было требований к составу элементов предприятия.

Также понятие «предприятие» нельзя найти в определении недвижимости, которое устанавливается ст. 130 ГК РФ.

В то же время у предприятия, которое понимается как объект гражданских прав, должен быть важный признак. Он заключается в том, что имущество должно выступать как работающий единый имущественный комплекс, который используется для извлечения прибыли в предпринимательской деятельности.[6]

П. 2 и 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ[7] дает собственникам право использовать жилые помещения для ведения предпринимательской или профессиональной деятельности, если при этом соблюдаются права и законные интересы соседей и соблюдаются прочие нормы законодательства.

Проанализировав приведенные норм ГК РФ и ЖК РФ, мы можем сделать вывод, что ведение предпринимательской деятельности (включая деятельность по проведению обучающих курсов) может осуществляться в жилых помещениях, но с рядом ограничений.

Возможность осуществления предпринимательской деятельности в жилых помещениях подтверждается и судебной практикой.[8]

Помимо этого, законодательство дает индивидуальному предпринимателю возможность получить образовательную лицензию [9] для реализации некоторых образовательных программ и вести деятельность по адресу его регистрации.

Все вышесказанное означает, что у зарегистрированного в качестве ИП блогера, который ведет предпринимательскую деятельность по адресу своей регистрации посредством ПК и обучающей платформы, имеется имущественный комплекс, который по смыслу статьи 132 ГК РФ может быть признан предприятием.

То есть, если блогер ведет обучающие курсы под определенным названием, которые легко отличить от других курсов, по прошествии некоторого времени стать исключительным правообладателем на коммерческое обозначение своего образовательного продукта.

Для подтверждения известности обозначения в границах определенной территории может быть выполнен анализ статистики по местам проживания (регистрации) лиц, проходящих обучение.

Из всего вышесказанного мы сделали вывод, что блогер может владеть правами на коммерческое обозначение обучающих онлайн-курсов, если соблюдены следующие условия:

  1. у названия курса есть достаточные различительные признаки;
  2. обозначение, использованное блогером для курсов, получило известность в пределах определенной территории.

При соблюдении данных условий блогер, который ведет онлайн-обучение, становится исключительным правообладателем коммерческого обозначения. Он может использовать его для индивидуализации зарегистрированного на территории России предприятия.

Чтобы снять противоречия, содержащиеся в законодательстве и связанные с пониманием термина «коммерческое обозначение», нужно изменить некоторые статьи ч. 4 ГК РФ. Так, в п. 1 ст. 1539 необходимо добавить, что помимо предприятия индивидуализировать с помощью коммерческого обозначения можно также работы, товары и услуги, которые входят в состав предприятия.

Список литературы

  1. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 25.05.2021 № С-01 427/2021 по делу № А55- 6529/2020.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
  4. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1).
  5. Гражданско-правовое обеспечение предпринимательства в России (Надежин Н.Н.) ("Статут", 2019).
  6. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2003 N Ф04/2442-631/А46-2003.
  7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ.
  8. Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2019 по делу N А61-6464/2018, Решение Ставропольского краевого суда от 01.03.2017 по делу N 7а-218/2017.
  9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании образовательной деятельности").

Интересная статья? Поделись ей с другими: