УДК 347.168

Цифровизация нотариата

Ладыгина Виталина Павловна – кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского права Пермского государственного национального исследовательского университета; помощник нотариуса.

Ладыгина Мария Руслановна – выпускница Средней общеобразовательной школы №22 с углубленным изучением иностранных языков г. Перми.

Аннотация: Цифровизация, прочно вошедшая в структуру современного общества, оказывает существенное воздействие и на нотариат. Корректируя нормативную платформу в соответствующем ключе, законодатель преследует цель оптимизации нотариата, обеспечения его востребованности и повышения комфортности в сфере оказания нотариальных услуг при сохранении гарантированности должной защиты гражданских прав. В статье анализируются цифровые новеллы, выясняются их преимущества и ограничения.

Ключевые слова: удаленное нотариальное действие, ЕИСН, цифровая экономика, нотариат, цифровой гражданский оборот.

Частью современного российского общества стали многочисленные достижения научно-технического прогресса. В их числе: электронный документооборот, электронные цифровые подписи, единые информационные системы. В научной литературе справедливо отмечается, что нотариат – это один из институтов гражданского общества, вобравший в себя последние цифровые достижения. Считается, что большинство цифровых новелл содержится в Федеральном законе от 27 декабря 2019 г. № 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 480-ФЗ) [4], которым были внесены соответствующие поправки в основной закон, регламентирующий нотариальную деятельность, – Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее по тексту – Основы нотариата). [5] Примечательно, что в нотариальном сообществе Закон № 480-ФЗ получил негласное наименование – Закон о цифровом нотариате. [2]

Как отметила Е.А. Тарасова, цифровизация нотариата, назревшая достаточно давно, произошла в числе последних институтов правовой системы российского общества. [3] Консервативность правовой политики в сфере нотариальной деятельности, вероятно, была обусловлена традиционным представлением о том, что проверка подлинности юридических документов, используемых для осуществления тех или иных нотариальных действий, не представляется возможной без обращения к подлинникам этих документов, которые в свою очередь находятся на бумажном носителе.

Первым важным шагом на пути цифровизации нотариата стало появление Единой информационной системы нотариата (далее по тексту также – ЕИСН), которая начала действовать с 1 июля 2014 г. в результате соответствующих изменений, внесенных в федеральное законодательство. [6] Главной функциональной направленностью этой системы стала регистрация нотариальных действий, однако в переходный период подобная электронная регистрация осуществлялась параллельно с традиционной бумажной, усложняя работу нотариуса.

«Космической новеллой», как отметил К.А. Корсик, стало правило о составлении электронных нотариальных документов в процессе совершения нотариальных действий. [7] Цифровизация нотариального документооборота весьма перспективна: она не просто облегчает соответствующую деятельность, но и обеспечивает повышенный уровень достоверности соответствующих документов. Кроме того, электронный документооборот создает оперативное многоканальное сотрудничество между нотариусом и органами публичной власти, в том числе Росреестром, ФНС, органами ЗАГС, ФССП, МВД, а также банками. Это межведомственное взаимодействие обеспечивает работу нотариуса по принципу «одного окна», что положительно оценивается как со стороны граждан, так и со стороны нотариального сообщества.

Закон № 480-ФЗ, который, как мы уже отметили, негласно именуют Законом о цифровом нотариате, направлен преимущественно на цифровизацию наследственных правоотношений с участием нотариуса, однако несет в себе и ряд иных цифровых новелл универсального характера. Так, новеллизация наследственных отношений способствовала появлению следующих правил: возможности совершения отдельных наследственных действий удаленно, без обращения к нотариусу (например, получение сведений об открытии наследственного дела); возможности обращения к любому нотариусу за открытием наследственного дела; возможности получения уведомления об открытии наследственного дела при помощи публичного сервиса «Реестр наследственных дел».

В пояснительной записке к Проекту соответствующего федерального закона отмечалось, что он разработан в рамках реализации направления программы «Цифровая экономика», призван оптимизировать нотариальную деятельность и повысить спрос на нотариальные услуги в условиях стремительно развивающегося цифрового гражданского оборота. [8]

К числу цифровых новелл, внесенных Законом № 480-ФЗ, следует отнести: автоматизированную проверку документа путем использования машиночитаемой маркировки; установление личности гражданина при помощи единой биометрической системы, представление сведений об открытии наследственного дела с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; удаленное совершение отдельных нотариальных действий, совершение которых не ставит под сомнение действительность совпадения воли и волеизъявления и др.

В законопроекте дополнительно подчёркивается, что наиболее значимой новеллой Закона № 480-ФЗ следует признать удаленное совершение нотариальных действий. Однако при этом дополнительно разъясняется, что удаленным может быть только такое нотариальное действие, к которому законом не предъявляются требования об установлении волеизъявления в обязательном порядке. Перечисляя нотариальные действия, которые могут быть осуществлены удаленно, законопроект называет следующие: свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой, передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам, принятие в депозит денежных средств, взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника по исполнительной надписи нотариуса, а также депонирование нотариусом безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг, обеспечение доказательств в виде осмотра сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества. Думается, что их перечень будет расширяться.

Важным нововведением следует признать и возможность удостоверения сделки двумя или более нотариусами. В законопроекте по этому поводу отмечалось, что подобная модель нотариального взаимодействия получила широкую популярность во Франции. Территориальная протяженность Российской Федерации, значительное количество субъектов РФ предопределяют объективную потребность в правовом инструменте, позволяющем двум или более сторонам сделки, находящимся в разных городах, осуществить такую сделку оперативно и комфортно, не покидая своих мест непосредственного нахождения/пребывания.

Неурегулированность проверки информации о нотариальном документе потребовала внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Так, речь идет о машиночитаемой маркировке, введение которой направлено на решение обозначенной прикладной проблемы. Указанная маркировка наносится на нотариальный документ и обеспечивает возможность его оперативной проверки посредством ресурсов ЕИС.

Можно ли считать, что цифровизация нотариата состоялась и на этом следует поставить точку? Думается, что нет. Нотариат только проложил свой длительный и, мы уверенны, позитивный вектор в сторону цифровизации. Так, появление новых цифровых компонентов гражданского оборота с неизбежностью поставит новые вопросы, непосредственно связанные с нотариальной деятельностью. В научной литературе отмечается проблема включения цифровых финансовых активов в наследственную массу и взаимосвязанные вопросы, требующие нотариального участия. [1]

В современных условиях стремительной цифровой трансформации становится очевидно, что те институты общества, которые не готовы к цифровому восприятию, скорее всего останутся в прошлом. В научной литературе давно обсуждается проблема (или точнее задача) активного нотариата. Модель «активного» нотариата предполагает его оперативность, высокое качество услуг, обеспечение бесспорной достоверности нотариальных документов. Оптимизация нотариата, безусловно, будет способствовать сохранению его позиций как незаменимого института гражданского общества. Заметим, что цифровизация, пришедшая к нам из западноевропейских стран, сулила отказ от посредников: нотариусов, банков, страховых брокеров, рилеторов, юристов и т.д. Однако уникальный функционал нотариуса вряд ли может быть нивелирован теми ресурсами, которые способны предоставлять различные информационные системы. Стало быть, цифровизация нотариата – это еще и путь к его сохранению и упрочнению его позиций.

Список литературы

  1. Захаркина А.В. Наследование цифровых финансовых активов, удостоверяющих права участия в капитале непубличного акционерного общества // Нотариальный вестник. 2022. № 12. С. 15–26.
  2. Столяров Д.А., Денисов Л.А. Теоретико-правовые аспекты цифровизации юриспруденции в России (на примере нотариата) // Нотариус. 2022. № 6. С. 44–48.
  3. Тарасова Е.А. Современный нотариат = электронный нотариат? (цифровизация нотариальной деятельности) // Пермский юридический альманах. 2019. № 2. С. 337–344.
  4. О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 480-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912280058 (дата опубликования: 28 декабря 2019 г.).
  5. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ред. от 14.07.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102021541 (дата опубликования: 01 апреля 2022 г.).
  6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 21 декабря 2013 г. № 379-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201312230016 (дата опубликования: 23 декабря 2013 г.).
  7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201512290062 (дата опубликования: 29 декабря 2015 г.).
  8. О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: Проект Федерального закона № 750699-7 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 10 июля 2019 г.) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://sozd.duma.gov.ru/bill/750699-7 (по состоянию на 10 июля 2019 г.).

Интересная статья? Поделись ей с другими: