УДК 34

Правовой статус депутата законодательного органа субъекта РФ

Селин Николай Олегович – студент Уральского филиала Российского государственного университета правосудия.

Аннотация: Совокупность прав и государственно-властных полномочий, закрепленных Конституцией, федеральными законами, регламентными нормами, обеспеченными соответствующими гарантиями, лица, избранного в региональный парламент, имеет специальный статус. В статье автор рассматривает специфику правового статуса депутата законодательного органа субъекта РФ.

Ключевые слова: депутат, правовой статус, представительный орган, субъект федерации.

Основной закон России впрямую не устанавливает права и обязанности лиц, избранных в региональные парламенты: в пункте "н" части 1 статьи 72 и в частях 2 и 5 статьи 76 сказано, что специальную способность гражданина иметь и осуществлять выступать субъектом правоотношения определяют федеральные и региональные нормативно-правовые акты на основе конституционных начал реализации исключительного права издавать законы в пределах общей компетенции РФ и ее субъектов [1].

Статьей 77 Основного закона России установлено: субъект РФ самостоятельно устанавливает совокупность государственных органов, объединенных общими функциями, признаками, полномочиями, руководствуясь базовыми принципами системы социальных, экономических, политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых государством, а также регламентированного нормативно-правовыми актами федерального уровня обеспечения функционирования парламентов субъектов федерации и органов государственной власти, обеспечивающих, реализующих исполнительную власть в субъекте РФ.

Объем специальных прав и обязанностей лица, выбранного в региональный государственный коллегиальный орган, состоящий из депутатов, устанавливает в статьях 10,11,12,13,15 Федеральный закон № 184 – ФЗ от 6 октября 1999 года в статьях 10,11,12,13,15 [2]. Касательно прав регионального избранника народа и срока его полномочий в статье 10 данного нормативного правового акта сказано так: их регулируют Федеральный закон № 184 – ФЗ от 6 октября 1999, другие нормативно-правовые акты федерального уровня, а также устав и законы субъекта РФ.

Совокупность законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ – это второй уровень регулирования способности региональных народных избранников быть субъектами права в сфере парламентской деятельности. Законы субъекта Российской Федерации уточняют и конкретизируют данное утверждение.

Если взять в качестве примера Санкт-Петербург, то в первую очередь следует назвать статью 7 закона Санкт-Петербурга № 13 – 3 от 18 февраля 1995 года, которая устанавливает конкретные права, полномочия, гарантии лиц, избранных в парламент субъекта федерации [3]. Согласно этой норме Закона о статусе Санкт-Петербургского депутата, народный избранник участвует в: 1) заседаниях городского Законодательного Собрания и его органов; 2) подготовке проектов решений Санкт-Петербургского Заксобрания; 3) оформлении поправок к проектам решений Санкт-Петербургского Заксобрания; 4) выполнении поручений Санкт-Петербургского Заксобрания; 5) депутатских слушаниях, которые проводит Санкт-Петербургское Заксобрание; 6) направлении письменного запроса по проблемам общественной значимости; 7) приеме граждан, обладающих активным избирательным правом; 8) работе с письменными и личными обращениями, жалобами населения; 9) деятельности объединений, фракций, групп депутатов Санкт-Петербургского Заксобрания.

В силу статьи 2 закона Санкт-Петербурга № 13 – 3 от 18 февраля 1995 года, любое должностное лицо части государственного аппарата, наделенного государственно-властными полномочиями или органа, наделенного собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, обязан оказывать всемерное содействие народному избраннику, осуществляющему депутатскую деятельность.

Основой деятельности каждого регионального депутата выступают его собственные убеждения, а также порядок, установленный Основным законом России, нормативными правовыми актами федерального уровня и Санкт-Петербургскими законами.

На основании статьи 6 рассматриваемого Закона депутат Санкт-Петербургского Заксобрания с момента начала свой деятельности (отсчет ведется от дня, когда избирком города официально публикует общие результаты избирательной кампании) и до момента ее окончания получает заработную плату и надбавки, которые установлены к ней.

Статья 9 закона Санкт-Петербурга № 13 – 3 от 18 февраля 1995 года устанавливает обязательную для исполнения совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения народных избранников.

В случае оскорбления депутата Санкт-Петербургского Заксобрания, который в том числе на этот момент исполняет свои депутатские функции, вступают в силу статьи 24 и 25 закона Санкт-Петербурга № 13 – 3 от 18 февраля 1995 года. Согласно законам РФ и Санкт-Петербурга, к лицу, исказившему факты о депутатской деятельности народного избранника или позволившему себе клевету в его адрес, нарушение депутатской неприкосновенности, будут применены соответствующие меры государственного принуждения.

В Москве также принят 13 июля 1994 года Закон № 14 – 60, устанавливающий права и обязанности лиц, избранных депутатами в Городскую Думу [4]. К статусу московского депутата, если сравнивать его со статусом депутата Санкт-Петербургского Законодательного собрания, добавлено статьей 18 Закона № 14 – 60 право на отсрочку от призыва на военную службу и на освобождение от ежегодного планового мероприятия, проводимого Министерством обороны РФ в целях ознакомления резервистов с новой военной техникой и методами работы. Согласно статье 28, депутат Мосгордумы может оформить служебный загранпаспорт. Лицам, избранным депутатами в Московскую городскую Думу, предоставляются каждый год 48 дней оплачиваемого периода восстановления трудоспособности, бесплатная путевка в санаторий или компенсация, если она не использована. Все это установлено в статье 23 московского закона № 14 – 60.

Список литературы

  1. Определение Конституционного Суда РФ от 11 марта 2005 г. N 72-О "По запросу Ленинского районного суда города Томска о проверке конституционности статей 4 и 11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 3 статьи 60 Устава (Основного Закона) Томской области и статьи 4 Закона Томской области "О статусе депутата Государственной Думы Томской области" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 5.
  2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021, с изм. от 14.07.2022) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. N 42. Ст. 5005.
  3. Закон Санкт-Петербурга от 8 февраля 1995 г. N 13-З "О статусе депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга" // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 1995. N 5 – 6.
  4. Закон г. Москвы от 13.07.1994 N 14-60 (ред. от 03.11.2021) "О статусе депутата Московской городской Думы" // Ведомости Московской Думы. N 5. 1994.

Интересная статья? Поделись ей с другими: