УДК 339.54.012

Зарубежный опыт регламентации уголовной ответственности за незаконную организацию и проведение азартных игр

Ащеулова Анастасия Алексеевна – магистрант Новосибирского государственного университета экономики и управления.

Аннотация: В статье исследуются вопросы регламентации уголовной ответственности за организацию и проведение азартных игр на примере таких зарубежных стран как Эстония, Дания, Бельгия. Цель данной статьи проанализировать нормы, успешно реализуемые в зарубежном законодательстве, и выявить тенденции развития института ответственности за преступления, связанные с организацией и проведением азартных игр. К таким нормам мы относим, идентификацию личности с дельнейшим занесением в единую информационную систему; введение запрета на посещение игорных заведений определенным категориям граждан; получение в установленном порядке лицензии.

Ключевые слова: азартные игры, игорный бизнес, легализация, проведение азартных игр.

Отметим, что на сегодняшний день контролировать рынок азартных игр невозможно, никакой универсальной модели контроля не существует, хотя методы регулирования данной сферы бизнеса всегда развиваются. Но отсутствие универсальной модели регулирования способствует проявлению негативных последствий, в виде совершения преступлений и корректировке общественной морали [8, с.152]. Для помощи российского законодательства в этом вопросе необходимо изучить и проанализировать иностранные законы в вопросе игорного бизнеса, что поможет широкой реализации некоторых норм на практике.

Анализ и опыт юридического регулирования азартных игр позволил выявить несколько моделей, таких как:

  • полная легализация азартных игр;
  • частичная легализация азартных игр;
  • запрет азартных игр [4, с.241].

Согласно первой модели вводится полный запрет на азартные игры. Если его не соблюдать, то будут наложено наказание на нарушения согласно уголовной ответственности. Такой запрет существует в Израиле, Иране и Турции. Если страны используют либеральную модель для организации азартных игр, например, Германия, Монако, Беларусь, то там законодательно используется лицензия, но с особыми ограничениями [7, с.163].

Есть ряд государств где вводится частичная или полная легализация азартных игр. Игорный бизнес является весьма доходным, прибыли от него с каждым годом увеличиваются,

Например, в соответствии со ст. 7 закона Республики Болгария «Об азарте» № 51 [2]после того, как международные организации внесут в экономику страны не меньше 10 миллионов долларов США и взяв на работу не менее 500 человек, то им выдается разрешение на ведение предпринимательской деятельности, в частности азартными играми.

УК Эстонии и ФЗ «Об азартных играх» [1] регулируют азартные игры в этой стране. Когда в стране был легализован игорный бизнес, то получив большую прибыль за счет налогов, в стране начала бурно развиваться новая экономическая зона.

В Северной Ирландии игорный бизнес регулируется Законом «Об азартных играх» от 2013 года. Разрешение на проведение азартных игр в этой стране получить не трудно, т.к. законодатель руководствуется тем, что чем больше и быстро будет выдано таких разрешений, тем меньше будет неконтролируемых игр. Закон Северной Ирландии запрещает участие в азартных играх детям и гражданам, предрасположенных к асоциальному поведению под влиянием возбуждения. Государство считает, что не допуская лудоманов до игры, будут спасены не только денежные средства этой категории лиц, но также и их родных [3, с.64].

С расширением мировой интеграции были сделаны изменения в уголовное регулирование игорного бизнеса Дании [5, с.101]. Если на момент совершения преступления гражданину не исполнится 15 лет, то он не будет привлечен к уголовной ответственности. Чтобы участвовать в азартной игре на территории Дании официально необходимо пройти процедуру идентификации и возраст должен быть не моложе 18 лет.

Азартная игра может проводиться на территории Республики Македония согласно ст. 14-16 Закона Республики Македония «Об азартных и развлекательных играх». Если на каждой странице таких правил будет стоять отметка (печать) Министерства финансов, то азартные игры можно проводить.

Это не единственное требования к организаторам игорного бизнеса, кроме подтверждения министерством и установления конкретных правил проведения игры, каждый год необходимо в бюджет государства вносить от 60 млн до 120 млн македонских динаров (в рублевом эквиваленте от 80 млн до 160 млн рублей). Эти взносы идут на различные социальные программы, например, по борьбе с бытовым насилием, Красного Креста Республики Македония, детского и юношеского спорта. Между разными социальными программами эти денежные взносы распределяет Правительство Македонии. На территории Македонии нельзя рекламировать азартные игры, а жителям государства нельзя участвовать в иностранных (вне территории Македонии) азартных играх [3, с.63].

В Бельгии для посещения игорного заведения гражданам необходимо пройти идентификацию. В стране существует единая информационная система по игорной деятельности, данные которой Комиссией по азартным играм [5, с.102]. Оналйн-приложения без внесения денег нашли широкое распространение даже на смартфонах. Российским законодателем стоит обратить на данное решение, предложенное Бельгийскими законодателями, в связи с усугублением проблемы растущего желания несовершеннолетних участвовать в азартных играх. С развитием современных технологий и совершенствования оборудования были зафиксировано немало случаев изменения данных об идентификации игроков.

Уголовное законодательство государств, стран СНГ в вопросах игорного бизнеса весьма неоднородно. Это происходит из-за различий в общественной и политической жизни, правовых реформ этих стран. Среди ряда стран регулирование азартных игр решается согласно законодательства о незаконном предпринимательстве. Уголовное законодательство стран второй группы содержит ответственность за незаконные азартные игры в специальной норме (или нормах) [6, с.34].

Армения является достойным представителем первой группы. Для ведения игорного бизнеса в Армении необходимо приобрести лицензию. Также такой бизнес можно вести только в местах специальных игорных зон в трех курортных городах государства (Севан, Джермук и Цахкадор).

Общая норма применимая к игорному бизнесу, как к предпринимательской деятельности содержит ряд недостатков. В первую очередь, если ты имеешь такую лицензию, то ты можешь заниматься игорным бизнесом в любом месте. Во вторую очередь при доказывании вины в виде значительного ущерба, как опасных последствий данного вида деятельности, возникает ряд непреодолимых препятствий. Проигравший игрок, особенно игроман, никогда не обратиться в правоохранительные органы, с заявлением, что ему нанесли материальный ущерб. Даже если и будет такое обращение, то очень сложно доказать, что проигранная сумма действительно составляла большой ущерб [6, с.35].

Вышесказанное имеет отношение не только к УК Армении, но и к УК Республики Туркменистан, УК Республики Молдова, а также в УК Республики Беларусь.

Таким образом, можно сказать, что история юридического регулирования азартных игр - это история запретов. Но эти запреты введены законодателями большинства государств, не зависимо от того какую они выбрали модель, расширяя, изменяя и регулируя игорную деятельность юридически, с основной целью защитить права и защитить общество.

Самым актуальным на современном этапе в сфере регулирования игорного бизнеса считается контроль за самой распространяемой область рынка азартных игр - азартных игр в Интернете. Это характерно для законодателей всего мирового сообщества, регулирующую область азартных игр. Распространение азартных игр в интернете является острой социальной и экономической проблемой, для которой необходимо юридическое регулирование. Но из-за неоднозначного отношения к регулированию азартных игр в ряде зарубежных государств сложно принять единый законодательный акт по такому вопросу.

Как показывает проведенных анализ правового регулирования игорного бизнеса, во всех странах необходимо совершенствовать законодательство в сфере игорного бизнеса, в том числе и России. Положения некоторых законодательных актов ряда стран можно применит в российском законодательстве, что будет способствовать защите общественных и национальных интересов.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Эстонской Республики [Электронный ресурс] // URL:https://constitutions.ru/?p=24972 (дата обращения 07.11.2022).
  2. Закон Республики Болгария от 04.07.1999 № 51 «Об азарте» [Электронный ресурс] // URL: http://www.dkh.minfin.bg/document/4 (дата обращения 07.11.2022).
  3. Анцыгин А. В. Сравнительно – правовое исследование законодательства России и зарубежных стран об азартных играх // Пробелы в российском законодательстве. 2016. №3. С.62–65.
  4. Додонов В. Н., Капинус О. С. Щерба С. П. Сравнительное уголовное право. Особенная часть [Электронный ресурс]: монография. Москва : Юрлитинформ, 2010. 543 с. // URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004587314 (дата обращения 07.11.2022).
  5. Кормильцева С. О. Ответственность за организацию и проведение азартных игр на примере ряда зарубежных стран // Пробелы в российском законодательстве. 2016. №1. С.100–102. 
  6. Науменко О. П. Уголовная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр по законодательству стран СНГ // Бизнес в законе. 2014. №4. С.34–37.
  7. Советов Д. И. Актуальные проблемы правового регулирования игорного бизнеса в России // Проблемы экономики и юридической практики. №6. С.162–165.
  8. Чернова О. А. О некоторых недостатках законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр // Бизнес в законе. 2012. №3. С.149–152.

Интересная статья? Поделись ей с другими: