УДК 37.013

К вопросу о совершенствовании профильного обучения в образовательной организации

Матюшичева Мария Ильинична – кандидат психологических наук, заместитель директора по инновационной деятельности Лицея №211 имени Пьера де Кубертена (г. Санкт-Петербург).

Матюшичев Илья Юрьевич – кандидат технических наук, доцент кафедры Информационных систем Института информационных технологий и технологического образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты возможностей совершенствования деятельности образовательного учреждения в условиях организации профильного обучения по инженерно-технологическому и естественно-научному профилю. Приводятся результаты диагностического исследования по выявлению интересов участников образовательного процесса, мотивации к инженерному творчеству.

Ключевые слова: инженерно-технологический, естественно-научный, образовательное учреждение, обучающийся, развитие.

С каждым годом в Российской Федерации возрастает необходимость в подготовке специалистов высокотехнологичных производств. Это зафиксировано в национальных стратегиях развития, концепциях развития образования, официальных рекомендациях правительственного уровня. Приоритетными задачами в системе общего образования в отношении обучающихся становятся: изучение естественных, физико-математических и технических наук, в целях формирования технического мышления, проектной и исследовательской деятельности, практической и продуктивной направленности знаний. Инициатива по созданию классов инженерной направленности реализуется в соответствии с поручением Президента России в рамках национального проекта «Образование». Правительством Санкт-Петербурга определены перспективы развития, связанные с повышением мотивации к обучению и научному творчеству, эффективным взаимодействием участников научно-образовательного процесса, повышением эффективности системы подготовки квалифицированных кадров, развитием системы выявления, поддержки и привлечения молодежи в сферу науки, технологий, профессионального образования. Ключевые приоритеты: цифровая трансформация, методическая и технологическая модернизация [1] в образовании. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования определяет направленность общего образования на личностное развитие детей: приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, подготовки обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути [2]. Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 (ред. от 21.12.2022) «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» отражает преобладание в структуре экономики Санкт-Петербурга высокотехнологичных и среднетехнологичных производств, но в тоже время зафиксирована недостаточная инновационная активность, отставание в разработке и внедрении передовых технологий, не соответствующий потребностям экономики уровень квалификации кадров.

В современном образовании, одним из факторов, определяющим содержательную часть программы, является междисциплинарность, наряду с интегративностью, практикоориентированностью. Междисциплинарность является необходимым условием при решении исследовательских задач. Конвергенция междисциплинарности, т.е. объединение разных областей вследствие их сближения, позволяет обеспечить полноту исследования, видение проблемы в широком познавательном аспекте [3]. Позволяет образовательной организации соответствовать профессиональным интересам обучающихся.

Отображение принципа междисциплинарности в образовательном учреждении (далее ОУ), реализуя планы развития ОУ, мы видим в усилении инженерно-технологической составляющей образовательного процесса, естественно-научных предметов. Одна из задач – вовлечение обучающихся и педагогических работников в проектную деятельность. Необходимо осуществлять информационное, методическое, организационно-техническое сопровождение мероприятий.

Диагностическое исследование

В целях реализации приоритетных задач в образовании, в образовательной организации в апреле 2022 года проводилось диагностическое исследование родительской общественности, в смешанном формате (очно/заочно с применением ИКТ). В исследовании приняли участие 247 человек, родители (законные представители) обучающихся 1 – 10 классов.

Предлагалось ответить на 25 вопросов (с возможность выбора ответа или же его записи в свободной форме). Группы вопросов были связаны с определением интересов обучающихся в области технического творчества, инженерных наук, современных технологий; возможностями дополнительного обучения инженерно-технологической направленности как в ОУ, так и вне ОУ; активностью обучающихся (конкурсное/олимпиадное движение) и достижениями; потребностями в обучении (включая внеурочную деятельность) и ожиданиями; наставничеством по форме «ученик-ученик»; качеством внедрения средств информатизации в ОУ; представлениями родителей (законных представителей) обучающихся о необходимости развития в ОУ инженерно-технологического направления.

Таблица 1. Распределение в % количества участников диагностического исследования (по классам), 2021-2022 учебный год.

10а

9,3

9,8

12,6

7,7

5,3

7,7

8,9

5,3

6,1

7,3

5,7

4,1

4,1

6,1

На следующем этапе в образовательной организации в октябре 2022 года проводилось диагностическое исследование обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, администрации и педагогов Лицея. Форма проведения: онлайн опрос (а также в дополнение / уточнение личные интервью), в очной форме. Были сформулированы вопросы, связанные с популяризацией естественно-научных предметов среди школьников, о получении информации по визуальному и аудиальному каналу, об использовании интерактивных технологий в обучении, получении информации средствами ИКТ и в печатной форме, о наглядности обучающих материалов, об игровой форме, о взаимодействии и создании научно-технических экспонатов. Школьники старших классов принимали непосредственное участие в разработке опросника, его создании и проведении, анализе полученных результатов.

Таблица 2. Этап диагностического исследования в октябре 2022 года.

Целевая аудитория

Всего, чел.

Пройден опрос, чел.

Примечание

Обучающиеся

1 – 4 класса

179

105

Очно, коллективно,

в классе

Обучающиеся

5 – 11 класса

282

156

Онлайн, запрос в официальных источниках Лицея

Администрация Лицея и педагоги

50

43

Онлайн / офлайн

Родители (законные представители обучающихся),

из расчета 1 родитель на 1 обучающегося

461

275

Онлайн

Портрет участников опроса (класс, вид занятий, иные параметры):

Обучающиеся 1 – 4 класса: коллективный опрос на уроке; дети, проявляющие интерес к современным технологиям, посещающие занятия внеурочной деятельности и дополнительного образования (направления: робототехника, технология, ТРИЗ, я – исследователь, функциональная грамотность, информационная безопасность).

Обучающиеся 5 – 11 классов, родители (законные представители обучающихся): сбор данных, ответы на вопросы онлайн-формы. Представлены ответы всех, кто был заинтересован участвовать в опросе, получении результатов опроса, деятельности в инженерно-технологическом и естественно-научном направлении.

Администрация Лицея и педагоги: ответы на вопросы онлайн-формы, личные интервью. Перечисленные участники образовательного процесса делились впечатлениями о новых и потенциальных возможностях, организованных и планируемых в ОУ, перспективах развития, проблемных областях.

Полученные результаты

По результатам первого этапа диагностического исследования выявлялись качественные и количественные показатели интереса участников образовательного процесса к деятельности обучающихся в области инженерно-технологического направления в ОУ.

Таблица 3. Распределение ответов участников об интересе обучающихся к техническому творчеству, инженерным наукам, современным технологиям, в %.

Да

Скорее да

Затрудняюсь ответить

Скорее нет

Нет

40,2

29,7

12,6

12,2

5,3

Практически 70% контингента, участвующего в образовательном процессе, заинтересованы в развитии инженерно-технологического потенциала Лицея, что позволяет сделать выводы о значимости ОУ не только по территориальному признаку (Центральный район Санкт-Петербурга), но и в масштабах города (осуществляется городской набор детей в профильные классы), возможностях выстраивания стратегии развития по данному направлению в условиях конкурентной инновационной образовательной среды.

Таблица 4. Распределение ответов участников о дополнительном образовании (кружки, секции и др.) инженерно-технологической направленности вне ОУ, в %.

Да

Скорее да

Затрудняюсь ответить

Скорее нет

Нет

32,1

2,1

1,6

6,9

57,3

Распределение ответов (некоторые варианты): фракталы, «пусть все будет в Лицее» (нет времени на дорогу), мехатронные модули, робототехника, программирование, автомоделирование, шахматы, моделирование, цифровые технологии и др.

Таблица 5. Распределение ответов участников о наставничестве в формате «ученик-ученик», в %.

Да

Скорее да

Затрудняюсь ответить

Скорее нет

Нет

22,8

31,7

35,3

6,1

4,1

Как показано в Табл. 5, более 50% участников образовательного процесса заинтересованы во внедрении в ОУ целевой модели наставничества (форма «ученик-ученик»), предполагающей взаимодействие обучающихся в целях вовлеченности наставляемого по одному из направлений (инженерно-технологическое, социальное, предпрофессиональное), и будет иметь положительный эффект в области обучения и воспитания, развития личностных характеристик, мотивированности, осознанности действий, совершенствованию в выявленных (дефицитных) областях.

Таблица 6. Распределение ответов участников о влиянии инженерно-технологической деятельности на академическую успеваемость, в %.

Да

Скорее да

Затрудняюсь ответить

Скорее нет

Нет

25,6

24,4

36,2

10,5

3,3

Необходимо учитывать тот факт, что в классах инженерно-технологического профиля на изучение учебных предметов: математика, физика, информатика, отводится большее количество часов, обеспечивается углубленная профильная подготовка.

На втором этапе диагностического исследования получены следующие результаты (обобщенно):

  • Итого 73 % участников опроса считают, что усваивают информацию лучше визуально;
  • Более 76 % участников считают, что получение информации средствами ИКТ более предпочтительно;
  • Итого 73% участников опроса заявили о желании взаимодействовать с научно-техническими экспонатами в пространствах ОУ;
  • Более 79% участников считают перспективным использование современных моделей и интерактивных технологий на уроках естественно-научного цикла.

Выводы и методические рекомендации

  • Обеспечение выбора и доступности образовательных программ инженерно-технологической направленности для обучающихся может достигаться следующими способами:
    • акцент на элективные курсы, профильные программы;
    • активное социальное партнерство;
    • организация досуга;
    • наставничество в формате «ученик-ученик»;
    • работа с родительской общественностью (диагностические мероприятия, собрания, вовлечение во внеурочную деятельность, методическая поддержка проектов, конкурсного и олимпиадного движения);
    • демонстрация достижений науки и техники, технологической компетентности;
    • выявление и поддержка талантов.
  • Образовательное учреждение – центр развития детей, в котором воспитательный и образовательный процессы могут включать компоненты ранней профориентации, воспроизводятся лучше практики, позволяющие достигать целей развития всех вовлеченных участников, базирующийся на принципах междисциплинарности.
  • Превращение школы в центр притяжения школьного сообщества.
  • Достижение результативности, повышение уровня обученности детей (показатели: выполнение индивидуальных и командных проектов, выступления обучающихся на научно-практических мероприятиях, участие в предметных конкурсах, демонстрация полученных знаний и навыков, системная работа на современном лабораторном оборудовании, цифровая грамотность, информационная компетентность и безопасность).
  • Возможность внедрять в образовательный процесс новые технологии, осуществлять предпрофильную подготовку обучающихся.
  • Интеграция основного и дополнительного образования. Интегративность реализуемых образовательных программ, междисциплинарность.
  • Развитие социального партнерства. Повышение интереса к деятельности образовательного учреждения. Возможность организации новых совместных проектов, сетевого взаимодействия.
  • Повышение уровня удовлетворенности целевой аудитории качеством обучения.
  • Повышение интереса, мотивации к области инженерно-технологического и естественно-научного профильного обучения.
  • Большее количество обучающихся выберут свою будущую профессию, связанную с наукоемкими технологиями.

Список литературы

  1. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.03.2022 № 218 «О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 496»
  2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб-метод. пособие. / И.В. Муштавинская. СПб.: КАРО, 2009. 144 с.
  3. Абрамова А.И. Стратегия правотворчества в условиях конвергенции социальных и технологический инноваций // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 10. С. 18-27.

Интересная статья? Поделись ей с другими: