УДК 37.013
К вопросу о совершенствовании профильного обучения в образовательной организации
Матюшичева Мария Ильинична – кандидат психологических наук, заместитель директора по инновационной деятельности Лицея №211 имени Пьера де Кубертена (г. Санкт-Петербург).
Матюшичев Илья Юрьевич – кандидат технических наук, доцент кафедры Информационных систем Института информационных технологий и технологического образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты возможностей совершенствования деятельности образовательного учреждения в условиях организации профильного обучения по инженерно-технологическому и естественно-научному профилю. Приводятся результаты диагностического исследования по выявлению интересов участников образовательного процесса, мотивации к инженерному творчеству.
Ключевые слова: инженерно-технологический, естественно-научный, образовательное учреждение, обучающийся, развитие.
С каждым годом в Российской Федерации возрастает необходимость в подготовке специалистов высокотехнологичных производств. Это зафиксировано в национальных стратегиях развития, концепциях развития образования, официальных рекомендациях правительственного уровня. Приоритетными задачами в системе общего образования в отношении обучающихся становятся: изучение естественных, физико-математических и технических наук, в целях формирования технического мышления, проектной и исследовательской деятельности, практической и продуктивной направленности знаний. Инициатива по созданию классов инженерной направленности реализуется в соответствии с поручением Президента России в рамках национального проекта «Образование». Правительством Санкт-Петербурга определены перспективы развития, связанные с повышением мотивации к обучению и научному творчеству, эффективным взаимодействием участников научно-образовательного процесса, повышением эффективности системы подготовки квалифицированных кадров, развитием системы выявления, поддержки и привлечения молодежи в сферу науки, технологий, профессионального образования. Ключевые приоритеты: цифровая трансформация, методическая и технологическая модернизация [1] в образовании. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования определяет направленность общего образования на личностное развитие детей: приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, подготовки обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути [2]. Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 (ред. от 21.12.2022) «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» отражает преобладание в структуре экономики Санкт-Петербурга высокотехнологичных и среднетехнологичных производств, но в тоже время зафиксирована недостаточная инновационная активность, отставание в разработке и внедрении передовых технологий, не соответствующий потребностям экономики уровень квалификации кадров.
В современном образовании, одним из факторов, определяющим содержательную часть программы, является междисциплинарность, наряду с интегративностью, практикоориентированностью. Междисциплинарность является необходимым условием при решении исследовательских задач. Конвергенция междисциплинарности, т.е. объединение разных областей вследствие их сближения, позволяет обеспечить полноту исследования, видение проблемы в широком познавательном аспекте [3]. Позволяет образовательной организации соответствовать профессиональным интересам обучающихся.
Отображение принципа междисциплинарности в образовательном учреждении (далее ОУ), реализуя планы развития ОУ, мы видим в усилении инженерно-технологической составляющей образовательного процесса, естественно-научных предметов. Одна из задач – вовлечение обучающихся и педагогических работников в проектную деятельность. Необходимо осуществлять информационное, методическое, организационно-техническое сопровождение мероприятий.
Диагностическое исследование
В целях реализации приоритетных задач в образовании, в образовательной организации в апреле 2022 года проводилось диагностическое исследование родительской общественности, в смешанном формате (очно/заочно с применением ИКТ). В исследовании приняли участие 247 человек, родители (законные представители) обучающихся 1 – 10 классов.
Предлагалось ответить на 25 вопросов (с возможность выбора ответа или же его записи в свободной форме). Группы вопросов были связаны с определением интересов обучающихся в области технического творчества, инженерных наук, современных технологий; возможностями дополнительного обучения инженерно-технологической направленности как в ОУ, так и вне ОУ; активностью обучающихся (конкурсное/олимпиадное движение) и достижениями; потребностями в обучении (включая внеурочную деятельность) и ожиданиями; наставничеством по форме «ученик-ученик»; качеством внедрения средств информатизации в ОУ; представлениями родителей (законных представителей) обучающихся о необходимости развития в ОУ инженерно-технологического направления.
Таблица 1. Распределение в % количества участников диагностического исследования (по классам), 2021-2022 учебный год.
1а |
1б |
2а |
3а |
4а |
5а |
5б |
6а |
6б |
7а |
7б |
8а |
9а |
10а |
9,3 |
9,8 |
12,6 |
7,7 |
5,3 |
7,7 |
8,9 |
5,3 |
6,1 |
7,3 |
5,7 |
4,1 |
4,1 |
6,1 |
На следующем этапе в образовательной организации в октябре 2022 года проводилось диагностическое исследование обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, администрации и педагогов Лицея. Форма проведения: онлайн опрос (а также в дополнение / уточнение личные интервью), в очной форме. Были сформулированы вопросы, связанные с популяризацией естественно-научных предметов среди школьников, о получении информации по визуальному и аудиальному каналу, об использовании интерактивных технологий в обучении, получении информации средствами ИКТ и в печатной форме, о наглядности обучающих материалов, об игровой форме, о взаимодействии и создании научно-технических экспонатов. Школьники старших классов принимали непосредственное участие в разработке опросника, его создании и проведении, анализе полученных результатов.
Таблица 2. Этап диагностического исследования в октябре 2022 года.
Целевая аудитория |
Всего, чел. |
Пройден опрос, чел. |
Примечание |
Обучающиеся 1 – 4 класса |
179 |
105 |
Очно, коллективно, в классе |
Обучающиеся 5 – 11 класса |
282 |
156 |
Онлайн, запрос в официальных источниках Лицея |
Администрация Лицея и педагоги |
50 |
43 |
Онлайн / офлайн |
Родители (законные представители обучающихся), из расчета 1 родитель на 1 обучающегося |
461 |
275 |
Онлайн |
Портрет участников опроса (класс, вид занятий, иные параметры):
Обучающиеся 1 – 4 класса: коллективный опрос на уроке; дети, проявляющие интерес к современным технологиям, посещающие занятия внеурочной деятельности и дополнительного образования (направления: робототехника, технология, ТРИЗ, я – исследователь, функциональная грамотность, информационная безопасность).
Обучающиеся 5 – 11 классов, родители (законные представители обучающихся): сбор данных, ответы на вопросы онлайн-формы. Представлены ответы всех, кто был заинтересован участвовать в опросе, получении результатов опроса, деятельности в инженерно-технологическом и естественно-научном направлении.
Администрация Лицея и педагоги: ответы на вопросы онлайн-формы, личные интервью. Перечисленные участники образовательного процесса делились впечатлениями о новых и потенциальных возможностях, организованных и планируемых в ОУ, перспективах развития, проблемных областях.
Полученные результаты
По результатам первого этапа диагностического исследования выявлялись качественные и количественные показатели интереса участников образовательного процесса к деятельности обучающихся в области инженерно-технологического направления в ОУ.
Таблица 3. Распределение ответов участников об интересе обучающихся к техническому творчеству, инженерным наукам, современным технологиям, в %.
Да |
Скорее да |
Затрудняюсь ответить |
Скорее нет |
Нет |
40,2 |
29,7 |
12,6 |
12,2 |
5,3 |
Практически 70% контингента, участвующего в образовательном процессе, заинтересованы в развитии инженерно-технологического потенциала Лицея, что позволяет сделать выводы о значимости ОУ не только по территориальному признаку (Центральный район Санкт-Петербурга), но и в масштабах города (осуществляется городской набор детей в профильные классы), возможностях выстраивания стратегии развития по данному направлению в условиях конкурентной инновационной образовательной среды.
Таблица 4. Распределение ответов участников о дополнительном образовании (кружки, секции и др.) инженерно-технологической направленности вне ОУ, в %.
Да |
Скорее да |
Затрудняюсь ответить |
Скорее нет |
Нет |
32,1 |
2,1 |
1,6 |
6,9 |
57,3 |
Распределение ответов (некоторые варианты): фракталы, «пусть все будет в Лицее» (нет времени на дорогу), мехатронные модули, робототехника, программирование, автомоделирование, шахматы, моделирование, цифровые технологии и др.
Таблица 5. Распределение ответов участников о наставничестве в формате «ученик-ученик», в %.
Да |
Скорее да |
Затрудняюсь ответить |
Скорее нет |
Нет |
22,8 |
31,7 |
35,3 |
6,1 |
4,1 |
Как показано в Табл. 5, более 50% участников образовательного процесса заинтересованы во внедрении в ОУ целевой модели наставничества (форма «ученик-ученик»), предполагающей взаимодействие обучающихся в целях вовлеченности наставляемого по одному из направлений (инженерно-технологическое, социальное, предпрофессиональное), и будет иметь положительный эффект в области обучения и воспитания, развития личностных характеристик, мотивированности, осознанности действий, совершенствованию в выявленных (дефицитных) областях.
Таблица 6. Распределение ответов участников о влиянии инженерно-технологической деятельности на академическую успеваемость, в %.
Да |
Скорее да |
Затрудняюсь ответить |
Скорее нет |
Нет |
25,6 |
24,4 |
36,2 |
10,5 |
3,3 |
Необходимо учитывать тот факт, что в классах инженерно-технологического профиля на изучение учебных предметов: математика, физика, информатика, отводится большее количество часов, обеспечивается углубленная профильная подготовка.
На втором этапе диагностического исследования получены следующие результаты (обобщенно):
- Итого 73 % участников опроса считают, что усваивают информацию лучше визуально;
- Более 76 % участников считают, что получение информации средствами ИКТ более предпочтительно;
- Итого 73% участников опроса заявили о желании взаимодействовать с научно-техническими экспонатами в пространствах ОУ;
- Более 79% участников считают перспективным использование современных моделей и интерактивных технологий на уроках естественно-научного цикла.
Выводы и методические рекомендации
- Обеспечение выбора и доступности образовательных программ инженерно-технологической направленности для обучающихся может достигаться следующими способами:
- акцент на элективные курсы, профильные программы;
- активное социальное партнерство;
- организация досуга;
- наставничество в формате «ученик-ученик»;
- работа с родительской общественностью (диагностические мероприятия, собрания, вовлечение во внеурочную деятельность, методическая поддержка проектов, конкурсного и олимпиадного движения);
- демонстрация достижений науки и техники, технологической компетентности;
- выявление и поддержка талантов.
- Образовательное учреждение – центр развития детей, в котором воспитательный и образовательный процессы могут включать компоненты ранней профориентации, воспроизводятся лучше практики, позволяющие достигать целей развития всех вовлеченных участников, базирующийся на принципах междисциплинарности.
- Превращение школы в центр притяжения школьного сообщества.
- Достижение результативности, повышение уровня обученности детей (показатели: выполнение индивидуальных и командных проектов, выступления обучающихся на научно-практических мероприятиях, участие в предметных конкурсах, демонстрация полученных знаний и навыков, системная работа на современном лабораторном оборудовании, цифровая грамотность, информационная компетентность и безопасность).
- Возможность внедрять в образовательный процесс новые технологии, осуществлять предпрофильную подготовку обучающихся.
- Интеграция основного и дополнительного образования. Интегративность реализуемых образовательных программ, междисциплинарность.
- Развитие социального партнерства. Повышение интереса к деятельности образовательного учреждения. Возможность организации новых совместных проектов, сетевого взаимодействия.
- Повышение уровня удовлетворенности целевой аудитории качеством обучения.
- Повышение интереса, мотивации к области инженерно-технологического и естественно-научного профильного обучения.
- Большее количество обучающихся выберут свою будущую профессию, связанную с наукоемкими технологиями.
Список литературы
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.03.2022 № 218 «О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 496»
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб-метод. пособие. / И.В. Муштавинская. СПб.: КАРО, 2009. 144 с.
- Абрамова А.И. Стратегия правотворчества в условиях конвергенции социальных и технологический инноваций // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 10. С. 18-27.