УДК 37

Модель профессиональной подготовки социальных работников за рубежом

Черных Алёна Андреевна – магистрант Российского государственного социального университета.

Аннотация: Радикальные социально-экономические перемены в обществе требуют концептульно новых требований и подходов к профессиональной подготовке социальных работников. Анализ опыта зарубежных стран в процессе моделирования профессиональной подготовки социальных работников свидетельствует о необходимости совершенствования данной системы в контексте ее реформирования в современных условиях. Современные образовательные парадигмы должны адаптироваться к меняющимся реалиям и предвидеть тенденции будущих изменений в соответствии с тенденциями модернизации социальной действительности за рубежом.

Ключевые слова: социальный работник, профессиональное образование, стандарты, модели образовательного процесса, подготовка специалиста.

Введение

Концептуально новые требования и подходы к профессиональной подготовке социальных работников, на основе имеющегося опыта зарубежных стран свидетельствует о необходимости совершенствования данной системы в контексте ее реформирования в современных условиях. При этом данный процесс следует рассматривать как изменения, осуществляемые после ряда трансформационных процессов в контексте современной социальной ситуации.

Реализация огромного потенциала и накопившийся опыт профессиональной подготовки социальных работников за рубежом позволяет рассмотреть концептуально новые подходы к подготовке специалистов на основе многих факторов, среди которых основными являются правовые, социально-экономические и организационные.

Методы исследования

Теоретические методы исследования, среди которых теоретическое изучение информации и синтез, и практические, где основным является описание исследуемого процесса.

Система подготовки социальных работников, в меняющихся условиях, запускающей эффективные преобразования в социальной сфере, начала развиваться давно на основе устоявшейся тенденции двусторонней взаимосвязи профессионального опыта и подготовки к деятельности социальных работников.

В зарубежных странах история становления образовательной системы подготовки опциальных работников сформировалась достаточно давно, и на основе данных моделей строилась современная система подготовки. [5]

Следует отметить, что наиболее популярной моделью современности в зарубежных странах является «сервисная модель» профессиональной подготовки специалиста социальной сферы. Так, в США, Канаде и Скандинавских странах направления подготовки специалистов определяются соответствующим уровнем социальной деятельности. [5]

Модель «социального взаимодействия» предполагает упор на общественные отношения, на улучшение взаимодействия между человеком и его культурой, между человеком и окружающими; углубление демократических процессов в стране и вовлечение студентов в такие формы организации обучения, которые способствовали бы совершенствованию общества. [6]

«Информационная модель» позволяет сделать акцент на важности путей передачи и усвоения информации, с помощью которых будет происходить процесс обучения студента и управление этим процессом со стороны преподавателя; основным методом этого обучения является информационное взаимодействие, в ходе которого происходит развитие студента. [6]

Весьма популярна «персонологическая модель», предусматривающая ориентацию на рассмотрение индивидуальности как источника образовательных идей, соответствие образования потребностям личности, направленность методов обучения на развитие индивидуальной внутренней организации. Во многих странах зарубежья популярна бихевиористическая модель (модель модификации поведения, в основе которой заложены бихевиориетические идеи Скиннера о положительном подкреплении).

Реализация данных моделей профессиональной подготовки предполагает упор на исследование внешнего поведения, мотивацию студентов, которая подвергается наблюдению и путей педагогического воздействия на нее.

Обобщая современные подходы к моделям подготовки социальных работников, Д. Кокс предлагает подходы к построению ориентировочной модели профессиональной подготовки социальных работников, которая может быть адаптирована к условиям определенной страны или подготовке специалиста определенного профиля.

Модели подготовки в обязательном порядке включают следующие составляющие:

  • уровни подготовки специалистов;
  • отбор студентов;
  • формы предоставления образования;
  • учебные планы и программы.

Современная система подготовки, в соответствии с вызовами времени потребовала качественно новых критериев создания модели подготовки специалистов, основанной на требованиях [4]:

  • обязательной интеграции в образовательный процесс специальных и общих предметов;
  • внедрение идей менеджериализации, определяющих изменение в системе профессионального образования;
  • универсализированности программ, как по составу курсов, так и по целям работы;
  • разработке системы взаимодействия в профессиональной подготовке с системой учреждений психосоциальной помощи, социального менеджмента и администрирования.

Данные тенденции в свете современного функционирования системы подготовки социальных работников только усиливаются в связи с либерализацией сферы профессионального образования социальных работников.

Например, по мнению Е.Н. Львовой «система профессиональной подготовки социальных работников в США включает пять обучающих программ [3]:

  • поведение человека в социальной среде;
  • политика
  • социального обеспечения и службы социальной помощи;
  • практика
  • социальной работы;
  • научно-исследовательская работа;
  • полевая практика».

Социальные работники обладают уникальным набором навыков, которые востребованы во многих частях мира, и некоторые могут считать, что их навыки лучше применять в международной среде. Навыки работы с людьми, межклассовая и межкультурная эмпатия и организация сообщества лежат в основе социальной работы в любом контексте.

В Университете Кэмпбеллсвилля онлайн-магистр социальной работы обучает социальных работников, исходя из предоставления практики, на местах для карьеры, где необходимо помогать нуждающимся. Кэмпбеллсвилл также предлагает онлайн-программу бакалавриата по социальной работе, где студенты получают базовые профессиональные навыки на основе современных моделей профессиональной подготовки. [1] Основное качество профессиональной подготовки социальных работников за рубежом оценивают в умении не только решать проблемы населения, но и их предотвращать. Это положено в основу моделирования процесса подготовки зарубежных специалистов.

Система подготовки социальных работников за рубежом осуществляется при взаимодействии многих служб, среди которых частные благотворительные организации, работающие на одинаковых правах с государственными структурами, страховыми организациями.

Зарубежные модели социальной работы от многих факторов [10]:

  • специалисты должны быть высококомпетентными;
  • должны иметь научные знания о применении социальных инноваций;
  • иметь практические навыки;
  • социальные работники прежде всего ориентированы на факт заботы как инструмента взаимодействия индивида и общества;
  • обладать навыками реализации огромного потенциала, построенного на признании учета правовых, социально-экономических и организационных вопросов.

 Современные образовательные организации, участвующие в профессиональной подготовке за рубежом должны адаптироваться в меняющихся реалиях и предвидеть тенденции будущих изменений.

Результаты

Итак, обобщение практики реализации моделей профессиональной подготовки специалиста по социальной работе позволило прийти к выводу, что наиболее эффективной моделью для страны с региональной структурой построения может стать модель образовательного комплекса, ориентированная на региональную специфику, решение социальных проблем и комплексный подход к подготовке специалистов разной квалификации.

Для многих вузов зарубежных стран базовой стала модель подготовки специалиста, предусматривающая его реализацию на трех уровнях:

  • социологическом (социальные характеристики личности специалиста, социальные ценности, система отношений, общая культура, этика, мировоззрение);
  • психологическом (качества, необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности, параметры интеллекта);
  • психофизиологические (профессиональные способности, соответствие требований профессиональной деятельности типа высшей нервной системы).

Все это требует решения следующих задач:

  • современных адаптивных образовательных ресурсов, основанных на требованиях профстандартов;
  • взаимодействия образовательных фундаментальных принципов социального образования с его практико-ориентированной направленностью;
  • обеспечения непрерывности образовательного процесса;
  • разработки современных модульных профильных программ, с учетом правовых, организационных и экономических конструкций.

Заключение

Таким образом, в европейских странах общая модель профессиональной подготовки социальных работников за рубежом в контексте социального образования постепенно заменяет узкую, специализированную подготовку кадров. Это дает нам возможность рассматривать модели профессиональной подготовки социального педагога в контексте общеевропейского видения.

Становление и динамичное развитие системы подготовки специалистов и реализация моделей в зарубежных странах являются эффективными процессами, протекающими на основе интенсивной созидательной деятельности ее участников.

Список литературы

  1. Бауэр Е.А.. Отражение зарубежного опыта социальной работы в публикациях отечественных исследователей // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения: Сб. ст. по итогам Международной научно-практической конференции (г. Тюмень, 8 февраля 2018). Стерлитамак, 2018. С. 105–107.
  2. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социальная работа с молодежью: учебник для вузов. Москва: Издательство «Социум». 2012. – 300 с.
  3. Кирсанова Е. Проблемы и возможности использования зарубежного опыта социальной работы в России / Е. Кирсанова // Вопросы социального обеспечения. – 2006. – № 9. – С. 33–34.
  4. Львова Е.Н. Современные концепции и модели профессионально-практического обучения социальной работе в России и за рубежом // Симбирский научный вестник 2011. № 1. С. 102–107.
  5. Тэплмэн Ш.Б. Ранняя история социальной работы в Соединенных Штатах Америки и социальная робота в современной России: параллели и различия / Ш.Б. Тэплмэн // Отечественный журнал социальной работы. – 2006. – № 2. – С. 79–85.
  6. Целых М.П.Социальная работа за рубежом: Соединенные Штаты Америки: учеб. пособие / М.П. Целых. – М.: Академия, 2007. – 127 с.
  7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин – ЦКФЛ РАО, 2007. – 248 с.
  8. Barnes D., Carpenter J., Dickinson C. Interprofessional education for community mental health: attitudes to community care and professional stereotypes // Social work education. December 2000. Vol. 19. № 6. P. 565–584.
  9. Haydn D. J. Social workers, or social educators & The International context for developing social care national Institute for social work International Centre Paper. № 2.
  10. Ramon S, & Sarri, R. Social Work Training: Tradition and Innovation. Translated from English. Moscow: Aspect Press. 1996. – 200 р.

Интересная статья? Поделись ей с другими: