УДК 37

Инклюзивный детский сад от теории к практике

Савельичева Татьяна Владимировна – учитель-логопед ГБОУ школа №502 г. Санкт-Петербурга; магистр Ярославского государственного педагогического университета имени К. Д. Ушинского.

Аннотация: Целью статьи является демонстрация модели организации образовательного процесса для детей с имеющимися ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обеспечение непрерывного комплексного сопровождения ребенка на всем пути прохождения образовательного пространства, основанного на взаимодействии педагогических, медицинских работников и родителей. Опыт работы инклюзивной группы будет интересен не только различным дошкольным учреждениям и их учредителям, но и родителям, имеющим ребенка с ОВЗ.

Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями, службы ранней помощи, инклюзия, задержка психического развития.

Под инклюзией понимается процесс развития максимально доступного образования для каждого человека в специализированных образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой наиболее адекватных и достижимых целей всех обучающихся, а также процесс ликвидации всевозможных преград и препятствий для оказания наибольшей поддержки обучающихся и предельного раскрытия потенциала каждого из них в отдельности. В связи с этим выстраивать работу необходимо так, чтобы инклюзией были охвачены те дети, у которых имеются различные проблемы в развитии, начиная непосредственно с самого раннего возраста.

Формирование проблемы инклюзивного дошкольного образования демонстрирует то, что в качестве основного направления в работе ДОУ выступает такой ориентир, как включение детей с имеющимися ограниченными возможностями в коллектив нормально развивающихся детей аналогичной возрастной категории, а также и взрослых людей на правах «равнозначных партнеров». В рассматриваемой ситуации педагогический поиск состоит в том, чтобы отыскать такие виды коммуникации или творчества для детей, которые в дальнейшем будут им интересны и доступны каждому из них. Педагог со своей стороны только создает соответствующие условия, в рамках которых ребенок обладает возможностью самостоятельно развиваться при непосредственном взаимодействии и коммуникации с другими людьми, окружающими его. Проводимые в рамках занятий игры и упражнения выбираются педагогом на основании существующих индивидуальных программ обучения. В рассматриваемой модели обучения довольно гармонично могут сочетаться одновременно, как развивающие, так и коррекционные подходы. Как показывает практика, те дети, которые посещают инклюзивный ДОУ, обладают большими шансами для последующего эффективного включения в социальную среду.

К основным задачам инклюзивного ДОУ относятся следующие:

  • формирование комфортного пространства для всех;
  • формирование такой среды, которая благоприятно способствует гармоничному и последовательному развитию личности;
  • создание толерантного сообщества, в которое вовлечены дети, родители, сотрудники ДОУ, а также и социальное окружение в целом;
  • формирование в упомянутом детском саде такой педагогической системы, которая ставит во главу основные и значимые потребности ребенка и его близких. Иными словами, не ребенок должен «вписаться» в функционирующую систему образования сада, а данная система должна быть гибкой и своевременно принимать во внимание имеющиеся возможности разных детей, и в дальнейшем организовывать их в единую группу;
  • создание междисциплинарной команды квалифицированных специалистов, которые осуществляют организацию эффективного процесса обучения.

В настоящее время для инклюзивного образования уже сформированы основные первоначальные условия:

  1. Компенсирующие ДОУ. Данный сад посещают дети, относящиеся к одной категории, квалицированные специалисты, а также и соответствующе организованная предметно-развивающая среда (ПРС).
  2. Комбинированные ДОУ. Данный сад посещают дети, относящиеся к разным категориям и возрасту, квалифицированные специалисты, а также и соответствующе организованная ПРС.
  3. Детские сады с функционирующей службой ранней помощи и консультационным пунктом. Данный сад посещают дети, относящиеся к разным категориям, квалифицированные специалисты, а также и соответствующе организованная ПРС.
  4. Массовые детские сады, в которых организованы группы для кратковременного пребывания детей («Особый ребенок»). Данный сад посещают дети, относящиеся к разным категориям, квалифицированные специалисты.
  5. Массовые детские сады на территории, которых формируются инклюзивные группы. В таких детских садах трудятся квалифицированные специалисты, согласно утверждённому штатному расписанию общеобразовательного ДОУ. Такой формат работы специалистов используется до того момента, пока не будут подготовлены соответствующие юридические документы, которые в свою очередь регламентируют деятельность инклюзивных групп, включая и наличие квалифицированных специалистов в упомянутом расписании.
  6. ДОУ комбинированного вида. На территории таких детских садов сформированы комбинированные группы, которые выступают в качестве аналога инклюзивной группы, для которой в свою очередь на законодательном уровне определены штат, финансирование и соответствующие образовательные программы. Все иные действия, направленные на реализацию инклюзии проводятся аналогично ДОУ компенсирующего вида.

Рассмотрим более подробно процесс формирования инклюзивной образовательной среды на примере МДОУ «Детский сад № 109» (г.Ярославль).

Представленный выше МДОУ посещают такие воспитанники, которые обладают различными ограниченными возможностями по здоровью. Данные ограниченные возможности обусловлены следующими аспектами:

  • тяжёлые нарушения речи (общее недоразвитие речи);
  • задержка психического развития.

Стоит отметить, что образовательный процесс реализуется на основе специализированных адаптированных образовательных программ, которые сформированы для таких детей, у которых имеются вышеуказанные нарушения.

Основная образовательная программа исследуемого МДОУ направлена на разностороннее развитие детей, чья возрастная категория составляет 2-7 лет, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные отличительные особенности по ряду различных направлений. К таким направлениям относятся следующие: физическое направление, социально-личностное направление, а также познавательно-речевое и художественно-эстетическое направление.

Подчеркивается, что на территории исследуемого ДОУ содержание процесса обучения выстроено согласно:

  • примерной основной общеобразовательной программой ДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
  • коррекционной программы «Программы обучения и воспитания детей с ОНР» под редакцией Г.В. Чиркиной и Т.В. Филичевой;
  • коррекционной программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко;
  • с изменениями и различными дополнениями общего объёма рассматриваемой программы, учитывая специфику работы данного ДОУ.

На территории исследуемого МДОУ функционирует порядка 12 комбинированных групп и одна группа оздоровительного направления.

Стоит отметить, что в данном МДОУ сформированы специальные условия, направленные на коррекцию у детей различных нарушений в развитии: познавательные, речевые, личностные, психофизические. Также данные условия способствуют формированию у таких детей базовых психологических новообразований, которые в свою очередь соответствуют их возрастной категории, а вместе с тем обеспечивают успешный и эффективный процесс школьного обучения в будущем.

Система коррекционно-развивающего сопровождения (КРС) предусматривает следующие основные аспекты:

  • психолого-педагогическую диагностику;
  • консультирование;
  • коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

Подчеркивается, что содержание КРС направлено на достижение таких целей, как:

  • проведение коррекции нарушения, как познавательного, так и речевого развития;
  • повышение у детей познавательной активности;
  • преодоление отрицательных отличительных особенностей эмоционально-личностной сферы;
  • формирование соответствующих предпосылок к последующему обучению в школе.

К ряду основных задач исследуемого КРС относятся:

  • проведение максимальной коррекции и развитие у детей нарушенных процессов и различных нарушенных функций;
  • нормализация основных видов деятельности дошкольников;
  • активизация у воспитанников соответствующей познавательной деятельности;
  • рост у детей уровня, как речевого, так и познавательного развития;
  • коррекция у воспитанников существующих недостатков, как в области эмоционально-личностного развития, так и социального развития;
  • формирование у детей и последующее развитие соответствующих предпосылок к процессу школьного обучения.

Подчеркивается, что прием детей в группы комбинированной и оздоровительной направленности определен соответствующим порядком, который закреплен в Уставе МДОУ. Зачисление детей в упомянутые выше группы осуществляется на основе заявления их родителей, а также с учетом заключения, выданного психолого-медико-педагогической комиссией с отображением срока пребывания ребенка в данном учреждении.

Принимая во внимание все основные приоритетные направления деятельности МДОУ, следует отметить, что на его территории применяется такой принцип, как гибкость содержания учебно-воспитательного процесса посредством внедрения различных вариативных программ, а также посредством внедрения в действующие учебные планы дополнительных занятий и кружковой деятельности. Они, в свою очередь применяются и проводятся согласно отличительным возрастным специфическим особенностям детей.

В соответствии с опубликованными отчетами, все 100% выпускников ДОУ являются полностью готовыми к прохождению систематического обучения в школьном учреждении. У детей наблюдается, как средний, так и высокий уровень интеллектуального развития, умственной работоспособности, а также психоэмоциональной зрелости и физической подготовленности. Принимая во внимание статистические данные по вопросу готовности детей с имеющейся задержкой психического развития, следует отметить, что процентное количество детей со средним уровнем развития школьной зрелости ежегодно возрастает в процентном соотношении.

На территории исследуемого ДОУ функционирует консультативный пункт, осуществляющий свою деятельность на бесплатной основе. Данный пункт понимает под собой такую структуру, которая направлена на предоставление комплексной психолого-педагогической консультативной помощи родителям детей с имеющимися отклонениями в развитии.

В состав упомянутого выше пункта включаются следующий категории специалистов: старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре.

Формы работы упомянутого пункта могут быть совершенно разнообразными. Целесообразность их формата в обязательном порядке должна определяться согласно выбранным направлениям работы этого пункта. В большинстве своем применяются дискуссии, тренинги с родителями, консультации по запросу родителей, организация и проведения совместного досуга. Помимо этого, в качестве одной из форм следует выделить и заочное консультирование. Такой формат консультирования осуществляется, как в письменной форме, так и посредством использования официального сайта учреждения.

На территории ДОУ с педагогами, работающими в нем, проводится планомерная работа, направленная на повышение их квалификации, а также на стимулирование их активности в области инновационной деятельности. Стоит отметить, что воспитатели и квалифицированные специалисты принимают участие в заседаниях педагогического совета по наиболее актуальным вопросам и проблемам, как ДОУ, так и района в целом. Педагоги на постоянной основе повышают собственный квалификационный уровень посредством прохождения специализированных курсов, по завершении которых проходят аттестацию и получают определенную категорию.

Укомплектованность кадрами на территории исследуемого ДОУ составляет 100%, большая часть из которых - это специалисты, обладающие большим опытам работы (85%). Для таких специалистов наиболее характерными чертами являются ответственность и достаточно высокий уровень профессионализма.

На территории исследуемого ДОУ также налажена довольно эффективная работа и взаимодействие с родителями. Педагоги на постоянной основе информируют родителей, как об успехах, так и о существующих трудностях у их детей. Также педагоги на постоянной основе проводят консультации по воспитанию, а вместе с тем знакомят их с различными отличительными возрастными особенностями дошкольников и эффективными методами взаимодействия с собственными детьми. 

Деятельность педагогов с семьей делится на несколько основных категорий: ежедневная, еженедельная, ежемесячная и одноразовая. В каждой из упомянутых категорий существует и действует собственный план работы и взаимодействия с семьями детей. Стоит отметить, что родители получают максимально полную и актуальную информацию о работе ДОУ, поскольку они выступают в качестве полноправных участников процесса воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа МДОУ «Детский сад №109» (г. Ярославль) осуществляется в полном соответствии с целями и задачами инклюзивного образования, а также является полностью направленной на их соответствующее решение. Для этого разрабатываются специальные адаптированные программы, проводится постоянная работа с родителями, сотрудники ДОУ постоянно повышают свою квалификацию. На базе ДОУ организован консультативный пункт, что также является одним из условий создания инклюзивного образования.

Список литературы

  1. Айбазова М. Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья / М. Ю. Айбазова, К. Ю. Лавринец. - (Педагогика) // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2011. - № 1. -С. 144-148.
  2. Бгажнокова И. М. Общее и специальное образование: пути к взаимодействию и интеграции / И. М. Бгажнокова. - (Образовательная политика) // Вопросы образования. - 2006. - № 2. - С. 30-38.
  3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании /Волосовец Т. В., Ярыгин В. Н., и др. М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с.
  4. Нарзулаев С. Б. Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы / С. Б. Нарзулаев, Т. Б. Данилова, Л. А. Шуклова. - (Коррекционная педагогика, социальная психология) // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 4. -С. 242-248.
  5. Официальный сайт МДОУ «Детский сад №109» г. Ярославля. URL: https://yar109ds.edu.yar.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: