УДК 37.02

К вопросу об особенностях изучения в школе рассказов А.П. Чехова

Марачева Алла Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Андреева Анастасия Владимировна – студентка направления подготовки «Педагогическое образование» Института филологии и массмедиа Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Аннотация: В статье рассматриваются проблематика и поэтика малой прозы А.П. Чехова, анализируются методические аспекты изучения рассказов А.П. Чехова в школе, приводится один из возможных вариантов конспекта урока при изучении рассказа «Хамелеон». Авторы заостряют внимание на том, что в методике изучения прозы А.П. Чехова можно успешно использовать кинематографические трактовки.

Ключевые слова: А.П. Чехов, проблематика, поэтика, рассказ, рецензия, кинорецензия.

А.П. Чехов в русской классической литературе занимает особое место. Он один из немногих, кому удалось превратить жанр коротких произведений в величайшие рассказы. Его наследие изучается давно, изучается сейчас, и будет изучаться еще долгие годы.

Необходимо отметить, что каждое художественное произведение нужно изучать в школе с учетом его родовых и жанровых особенностей. С соблюдением подобных правил у школьников формируются правильные знания о произведении, они могут понять проблематику романа, повести, рассказа, лучше запомнить ключевых персонажей. Именно проблематика произведения является центральным ядром изучения литературы в школьной программе. В своих маленьких рассказах Чехов поднимает большие проблемы, одна из которых – проблема деградации личности под влиянием пошлой среды.

Рассказы А.П. Чехова обогащают человека, казалось бы, простыми, но, вместе с тем, такими нравственными и эстетическими ценностями, которые требуются для формирования развитой личности. Именно это и является одной из ключевых целей школьного образования – формирование личности каждого школьника. В рассказах А.П. Чехова при всей их насмешливости, простоте, доброте таится глубокий смысл.

Красной линий в творчестве А.П. Чехова проходят темы неравенства, бедности, труда, народа, чинопочитания. Особенностью рассказов А.П. Чехова является их поэтика. Всего на нескольких страницах каждого из рассказов А.П. Чехов мастерски изображает характерных персонажей, наделяя их говорящими фамилиями, максимально точно определяя повадки и характеры. В своих произведениях «писатель использует не только реминисценции, парафразы, прямые цитаты и т.д., но и литературные проекции, параллели» [1, 7].

В школьную программу по литературе включены интереснейшие рассказы А.П. Чехова «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Крыжовник», «Толстый и тонкий». Однако с учетом непрерывного развития образовательной системы нашей страны возникает необходимость постоянно совершенствовать методические аспекты изучения произведений А.П. Чехова в школе.

Необходимо эффективным образом донести проблематику произведений А.П. Чехова до сознания школьников. Школьный курс литературы предполагает поиск нестандартных методов и приемов работы на уроках. А.П. Чехов – несравненный мастер художественного слова, сумевший превратить малую прозу в великие рассказы, которыми зачитывается весь мир. Художественный метод Чехова основан на его тонких наблюдениях над жизнью родных, знакомых, коллег по литературному цеху. Чеховский стиль узнается с первых строк рассказов писателя.

Чехов оказывается трудным для детей любого возраста. В 5-м классе изучается рассказ «Хирургия», в 6-м – «Лошадиная фамилия» и «Пересолил», в 7-м – «Хамелеон», «Тоска», «Злоумышленник», в 8-м – «Толстый и тонкий». Задача учителя при изучении рассказов А.П. Чехова в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам новые знания и умения, но и помочь школьникам по-новому посмотреть на окружающий мир и попытаться понять свое место в этом мире.

Главный герой малой прозы Чехова – простой обыватель, жизнь которого однообразна и буднична. Он одолеваем повседневными заботами, но до конца не утратил способности мечтать. Удивительное сочетание тонкого лиризма и юмористической окраски, высокая степень социального и художественного обобщения делают произведения писателя неповторимыми и актуальными.

В процессе изучения Чехова нужно «обратить внимание учащихся на патриотизм писателя, его органическую связь со своей страной, на демократический, гражданский характер его произведений, на его интерес к народу, любовь к русской природе»[2].

А. П. Чехов – непревзойденный мастер детали. Комические ситуации, в которые попадают его герои, обязательно не просто раскроют их характеры, индивидуальность, но и тот социальный тип, который будет за ним стоять. Раболепие, лицемерие, хамелеонство, невежество Чехов описывает со свойственной ему ироничностью, заставляя читателя улыбаться. Зачастую юмор Чехова переходит в обличительную сатиру, как, например, в рассказе «Хамелеон». Приведем фрагмент конспекта урока по этому рассказу.

Фрагмент конспекта урока по изучению рассказа «Хамелеон»

Учитель: «Как начинается рассказ?».

Ответ учащихся: «Рассказ начинается стремительно: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов, в новой шинели и с узелком в руке». Чехов не дает описания, здесь нет пейзажа, а прямо говорится, что и кто делает».

Учитель: «А какая деталь говорит о деятельности Очумелова в этом начальном предложении?».

Ответ учащихся: «Полицейский надзиратель держит в руке узелок, т.е. он уже кого-то наказал».

Учитель: «О чем говорится во втором предложении рассказа?».

Ответ учащихся: «Городовой идет с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Т.е. эти люди при деле, работа уже идет вовсю».

Учитель: «Что привлекло внимание Очумелова?».

Ответ учащихся: «Собачий визг. По дороге бежит собака, а за ней гонится человек. Отовсюду высовываются люди, «физиономии». Это беспорядок».

Учитель: «Каковы действия Очумелова?».

Ответ учащихся: «Выясняя, чья собака, Очумелов несколько меняет свое решение по поводу наказания. Он хочет наказать то собаку, то Хрюкина».

Учитель: «В чем проявляется «хамелеонство» Очумелова?».

Ответ учащихся: «Очумелов мгновенно переходит от угодничества к самодурству, исходя из ситуации. Если собака принадлежит генералу, то Очумелова сердится на Хрюкина и грозится его наказать; если выясняется, что собака беспризорная, то Очумелов хочет ее уничтожить».

Учитель «А вы заметили значимость фамилий героев рассказа – Очумелов, Хрюкин? О чем это говорит?».

Ответ учащихся: «Это говорит о том, что их фамилии отражают их поведение, образ мышления».

Учитель: «Какую роль играет в рассказе шинель Очумелова? Как называется такой композиционный прием?».

Ответ учащихся: «Композиционный прием называется олицетворение. Шинель Очумелова, которую он просит то снять, то надеть, словно шкурка, которую меняет хамелеон».

Учитель: «Охарактеризуйте речь Очумелова».

Ответ учащихся: «Речь Очумелова меняется в зависимости от ситуации. Он кричит, грубо разговаривает, шесть раз меняет свое решение: «Собаку уничтожить!», «Составить протокол, оштрафовать!» – приказывает он городовому. Когда же выясняется, что владельцем собаки является брат генерала, речь Очумелова становится почтительной, он умильно улыбается, собаку называет щеночком, появляются эпитеты «шустрая», «дорогая» и указание: «К ней надо бережно относиться».

В 10 классе очень важно углубиться в творчество Чехова. Учителю и школьником предложен большой список произведений, который необходимо изучить. Важно успеть подробно рассмотреть каждое произведение и грамотно распределить время урока. Также необходимо понять, каким способом можно анализировать эти произведения.

Чехов – писатель, которого много экранизировали. Экранизированы были и те произведения, которые входят в школьную программу. Таким образом, в методике изучения прозы А.П. Чехова можно успешно использовать кинематографические трактовки.

Д.И. Субботин считает, что «тесное взаимодействие литературы и кино обогащает анализ художественного произведения ярким, запоминающимся материалом, позволяет разнообразить пути и приемы интерпретации художественного текста» [3, 16].

В процессе изучения творчества Чехова ученики могут написать рецензию на экранизацию произведения Чехова с элементами сравнительного анализа прозы и кинофильма. Учителю-словеснику нужно познакомить учеников с жанром кинорецензии, предварительно рассказав о том, что рецензия – это аналитический жанр, основу которого составляет отзыв о произведении художественной литературы, искусства, науки. Суть жанра – выявить отношение рецензента к произведению и увидеть в нем то, что незаметно непосвященному. Приведем приблизительный план кинорецензии на экранизацию произведений А.П. Чехова, которая может выполняться как письменное домашнее задание.

Приблизительный план кинорецензии

  1. Информация о том, какое произведение Чехова экранизируется, есть ли еще экранизации этого произведения.
  2. Начальный абзац, дающий минимальную информацию о фильме (режиссер, исполнители ролей, год создания).
  3. Основной текст рецензии:
    • анализ замысла режиссера, сценария и сюжета фильма;
    • анализ проблематики фильма;
    • анализ системы образов и актерской игры в фильме;
    • анализ стилистики фильма (саундтреков, работы оператора, спецэффектов);
    • сравнение фильма с другими экранизациями Чехова, как лучшими, так и худшими (при наличии других экранизаций);
    • выделение наиболее удачных и неудачных моментов в фильме;
  4. Вывод как сравнение режиссерского замысла и концепции произведения Чехова.

Список литературы

  1. Петровская Н.И. Интертекстуальные включения в эпических произведениях А.П. Чехова: автореф… дис. кан. фил. наук. – Таганрог: – 24 с.
  2. Семанова М. Л. Чехов в школе. Ленинградское отделение Учпедгиза, 1954 г. – 282 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: http://www.biografia.ru/arhiv/chehov02.html.
  3. Субботин Д.И. Методика изучения прозы А.П. Чехова с использованием кинематографических трактовок в условиях базового и профильного обучения в 10 классе средней школы: автореф… дис. кан. пед. наук. – М.: – 20 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: