УДК 37

Способы мотивации студентов на изучение нового вокабуляра

Сачивко Яна Вячеславовна – студент-магистрант Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются способы повышения мотивации у студентов на изучение нового вокабуляра. Обсуждается важность и необходимость повышения мотивации студентов. Приводятся примеры стратегий обучения и заданий.

Ключевые слова: педагогика, вокабуляр, мотивация, иностранные языки.

Словарный запас – это важная часть любого языка. Это прочный фундамент, позволяющий строить предложения, с помощью которых можно выражать свои мысли и идеи как в устной, так и в письменной форме. Некоторые ученые утверждают, что словарный запас является ключевым компонентом владения языком, который обеспечивает основу для того, насколько хорошо учащиеся могут общаться с другими людьми [2, с. 6]. Однако из-за того, что очень часто в процессе обучения предпочтение отдается методам с упором на изучение грамматики, студенты неохотно изучают вокабуляр. Именно поэтому очень важным является замотивировать студента на изучение новых слов.

Во-первых, преподавателю не нужно бояться отводить много времени на изучение вокабуляра на занятиях. Большая концентрация на освоении словарного запаса, особенно на ранних этапах обучения, является необходимым условием для более глубокого владения языком. Владение грамматической системой языка напрямую зависит от наличия основной массы словарного запаса, поэтому преподавателям не нужно бояться, что они напрасно тратят время на преподавание лексики.

Важным моментом является отсутствие ограничения на изучение слов. Если у обучающегося возникли вопросы по поводу лексики в ходе занятия, необходимо проработать и её. Большая часть лексики, проявляющаяся в процессе разговора преподавателя и студентов, является не менее полезной, чем та, которая была запланирована педагогом заранее, и даже, возможно, лучше запомнится, так как она возникла из собственных потребностей и интересов студентов.

Необходимо дать понять обучающимся, что изучение словарного запаса является непрекращающимся процессом, так как постоянно придумываются новые слова, а старые приобретают новые значения и оттенки. Можно обсудить такие слова, а также дать задание придумать новые, это привлечет внимание учащихся, а также поможет приобрести представления о культуре стран, в которых говорят на изучаемом языке.

Студенты будут заинтересованы, если преподаватель поделится какими-то уже опробованными методиками для изучения вокабуляра – как успешными, так и неудачными. Также можно предложить студентам придумать свои собственные методы и советы, которые, по их мнению, могли бы сделать изучение более эффективным. Можно прибегнуть к проектному методу, разделить студентов на команды и опробовать придуманные ими методы на своих одногруппниках, в конце выбрать самые эффективные. Элемент конкурентности станет сильным мотиватором для студентов.

Важно понимать, что такой критерий как мотивация студентов должен закладываться преподавателем еще на этапе планирования урока. При подготовке к занятию необходимо ориентироваться на возраст учебной группы. Обучение маленьких детей будет эффективнее при использовании ярких картинок, раскрасок, карточек, игр, песен, так как такие группы развиваются за счет подражания. Важно постоянно переключать их внимание, так как они быстрее начинают скучать, терять интерес, легко забывают пройденное. Также сложность состоит в том, что дети еще находятся в процессе изучения своего родного языка. Поэтому учитель должен адаптировать средства подачи учебной информации и материалов обучения с учетом особенностей учащихся.

Что касается более взрослых возрастных групп, то здесь свои особенности обучения. Чтобы вовлечь таких студентов необходимо персонализировать новые слова. Персонализация – это процесс использования нового слова в контексте, который будет реален для обучающегося. Запоминание новых слов может быть эффективнее, если новая лексика будет использоваться для выражения личностно значимых явлений. Вот некоторые способы как персонализировать новый вокабуляр:

  1. Попросить студентов написать правдивое предложение, относящееся либо к самому обучающемуся, либо к тому, кого он знает с использованием нового слова. В таком случае легче будет работать со словами, обозначающими чувства или состояния человека, например: happy, frightened, sad и т.п. Чтобы облегчить задачу обучающимся можно дать для примера определенную конструкцию, например: The last time I was happy when...
  2. Дать студентам задание составить вопросы своим одногруппникам, используя новое слово. Например: What makes you happy? Вопросы должны непосредственно касаться обучающихся, чтобы при ответе они могли выразить именно свое отношение, точку зрения или свои чувства.
  3. Можно поработать с ассоциациями. Попросите студентов сделать подобие ментальной карты с изучаемым словом посередине (в роли ядра), а рядом расписать какие ассоциации оно у них вызывает. Каждый обучающийся делает свою карту и затем презентует ее своим одногруппникам и преподавателю с объяснением своих ассоциаций. Пример ассоциативной карты к слову shoes:
  4. Если изучается целый набор слов определенной тематики, например, названия фруктов, овощей, видов транспорта, жанров фильм и др., то можно попросить обучающихся составить список и распределить слова в порядке предпочтений: от наиболее к наименее предпочтительным. Затем студенты сравнивают списки и объясняют почему выбрали именно такой порядок.

Также интересным заданием для студентов, способным увеличить интерес к обучению вокабуляра, является обучение друг друга. Одна из разновидностей – упражнение, в котором обучающиеся делятся на группы и каждой группе дается часть вокабуляра. Для того, чтобы выполнить задание участникам необходимо взаимодействовать с учащимися других подгрупп с целью обмена информацией. То есть студенты должны не только сами понять значение новых слов, но и обучить этим словам своих одногруппников. Возможность попробовать себя в роли педагога способна замотивировать студентов.

Таким образом, можно сказать, что очень важно мотивировать студентов не только на изучение иностранного языка в целом, но и при освоении определенных аспектов языка. Необходимо помнить, что вся учебная деятельность фильтруется через мотивацию учащихся. Мотивация влияет на их усилия, которые, в свою очередь, влияют на результаты и, в конечном счете, на способности обучающихся. Укрепляя их мотивацию, вы можете помочь студентам стать более искусными в иностранном языке и развить их способность к обучению.

Список литературы

  1. Thornbury S. How to teach vocabulary. – L: Pearson Education Limited, 2002. – 191 p.
  2. Abdulrahman T., Basalama N. Promoting Students’ Motivation in Learning English Vocabulary through a Collaborative Video Project [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/337577797_Promoting_Students'_Motivation_in_Learning_English_Vocabulary_through_a_Collaborative_Video_Project (дата обращения: 29.05.2022)

Интересная статья? Поделись ей с другими: