УДК 37

Развитие белорусско-китайских отношений в сфере образования

Ван Юаньюань – магистрант Барановичского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается место и роль образовательного сотрудничества в общей картине отношений Китая и Беларуси. Исследуются тенденции и характеристики образовательных связей на современном этапе (анализируются основные события последних лет в образовательной сфере, приводятся статистические данные).

Автор приходит к выводу о том, что образовательная сфера – важный элемент взаимодействия как для одной, так и для другой стороны. Об этом свидетельствуют регулярные мероприятия соответствующей тематики, увеличение количества студентов из Китая, повышение интереса к изучению китайского языка в школах и университетах.

Ключевые слова: международное образование, иностранные студенты, учеба за рубежом, Китай, Беларусь.

Ландшафт XIX века уже во многом структурирован изменениями, начатыми в последние десятилетия и представляющимися необратимыми, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Эти изменения, которые не обязательно вредны по своему характеру, чаще всего представляют собой ограничения для национальных и международных сообществ, поскольку они не включают в себя механизм саморегулирования и кажутся неподвластными какому-либо институциональному и политическому регулированию. Всё это вызывает весьма пессимистичные ожидания относительно опасностей, с которыми сталкивается планета. Национальные и международные лидеры в настоящее время сталкиваются с серьезными проблемами, вытекающими из необходимости придать позитивное значение для человека и человечества этим основным тенденциям. Важное место в преодолении трудностей занимает образовательное сотрудничества.

Китай занимает особое место во внешней политике Беларуси и является основным стратегическим партнером Беларуси в Азиатском регионе. Поднебесная империя вошла в число первых государств, которые начали дипломатические отношения с Беларусью и признали её суверенитет. , Будучи всеобъемлющим стратегическим партнером, Китай и Беларусь еще больше укрепили сотрудничество, которое может эффективно защищать общие интересы обеих сторон и работать вместе для обеспечения международной справедливости и правосудия.

20 января 2022 года исполняется 30 лет со дня установления дипломатических отношений между Китаем и Беларусью. Беларусь также является одной из первых стран, активно участвовавших в инициативе «Один пояс, один путь».

Сунь Инцзе выделяет 3 основных этапа в развитии образовательного сотрудничества двух государств [1]:

  • первый этап (1992 – 2005 гг.) – время поиска контактов и первоначального наполнения нормативно-правовой базы сотрудничества;
  • второй этап (2005 – 2013 гг.) – институциализация связей, начало продвижения китайского языка в Беларуси, реализация идеи межвузовских связей;
  • третий этап (2013 – 2018 гг.) характеризуется существенной активизацией сотрудничества на всех ступенях и уровнях.

По всей видимости, предложенные Сунь Инцзе рамки третьего этапа возможно расширить до настоящего времени. Основания для этого будут изложены ниже.

Согласно принятым в 2017 г. Концептуальным подходам к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. задачами страны в сфере высшего образования оказались развитие сетевых форм взаимодействия и повышение конкурентоспособности белорусского высшего образования в мире для увеличения доли экспорта образовательных услуг в ВВП страны[2]. Значительный вклад в эту задачу вносят обучающиеся из КНР.

В соответствии с Совместным заявлением КНР и Республики Беларусь об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства, «Обе стороны договорились осуществлять прагматичное сотрудничество между университетами и колледжами двух стран на основе совместного образовательного плана и совместно создавать факультеты, включая дистанционное обучение; в полной мере использовать государственные стипендии и другие каналы для обмена студентами, обучающимися за рубежом, совместно обучать таланты и стремиться обеспечить хорошую среду для иностранных студентов из стран друг друга для обучения за границей»[3].

В последние годы, настаивая на открытости для продвижения реформ и развития, а также осуществляя многоуровневые и широкомасштабные образовательные обмены и сотрудничество, уровень интернационализации образования КНР постоянно повышался, а международный статус, влияние и конкурентоспособность образования постоянно совершенствуются. Работа по международному сотрудничеству и обменам в сфере образования достигла положительного прогресса в углублении комплексных реформ, продвижении двустороннего обучения за границей, поддержке образцового китайско-иностранного совместного образования на высоком уровне и планировании китайско-иностранного культурного обмена.

В 2017 году в своем выступлении посол Цуй Цимин высоко оценил позитивную роль китайско-белорусского сотрудничества в области высшего образования в углублении китайско-белорусских отношений. Он подчеркнул, что обмены между университетами двух стран становятся все теснее и теснее в эти годы, а результаты сотрудничества в области научных исследований замечательны[4]. В 2019 году «год образования Беларуси» в Китае способствовал постоянному развитию сотрудничества в сфере образования между двумя странами. Группа китайских студентов, обучающихся в Беларуси, продолжает расширяться, и в настоящее время их число превысило 4000 человек, что стало примером образовательного сотрудничества между двумя странами.

В сентябре 2022 года состоялся семинар на тему «Белорусско-китайское образование». Первый заместитель министра образования Беларуси Ирина Сталавойтова отметила, что по состоянию на этот год Китай и Беларусь разработали планы для более, чем 30 совместных школьных проектов, а высшие учебные заведения Беларуси и Китая подписали более 540 соглашений о сотрудничестве; созыв этого семинара важен для дальнейшего содействия совместному развитию китайско-белорусского образования[5].

В настоящее время среди иностранных студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, по количеству китайских студентов занимает лидирующие позиции (после Туркменистана и Российской Федерации). Численность иностранных студентов из Китая, обучающихся в учреждениях высшего образования, непрерывно растет. Так, в 2016/2017 учебном году численность составила 759 человека, в 2017/2018 – 875 человек, в 2018-2019 - 1 113 человек, в 2019-2020 - 1 435 человек[6].

Что касается преподавания китайского языка, то в общей сложности в 35 школах Беларуси открыты классы китайского языка, из которых 11 университетов выделили китайский язык в отдельный предмет, а в Минском государственном лингвистическом университете также есть специальная кафедра китайского языка и культуры [7]. В сотрудничестве с Беларусью и Китаем в Беларуси были созданы шесть институтов Конфуция для подготовки специалистов по межкультурным обменам для Беларуси.

В 2021 году около 7500 граждан Китая учатся в Беларуси по различным специальностям и направлениям. В настоящее время в Китае обучается 477 студентов из Республики Беларусь (в онлайн и оффлайн форматах). [8].

Таким образом, в последние годы, благодаря активному содействию департаментов образования двух стран и активному участию людей из сферы образования, китайско-белорусское сотрудничество в области образования достигло плодотворных результатов. Образовательное сотрудничество и обмены – прочная основа дружеских отношений. Более 100 мероприятий, проведенных двумя странами в рамках «Года образования в Беларуси», оказали положительное влияние на все сферы жизни в двух странах, способствовав китайско-белорусское сотрудничество и обмены в сфере образования к новой кульминации.

Китайско-белорусское сотрудничество в области образования имеет раннее начало, прочную основу и отличные результаты. Это важная часть всеобъемлющего стратегического партнерства между двумя странами и сотрудничества в строительстве «Пояса и пути».

Какими будут дальнейшие отношения между суверенными государствами в сфере образования? Они могут относиться ко многим областям: учебные процессы, подготовка и вознаграждение учителей, обучение на протяжении всей жизни, образовательные стандарты, производительность и занятость, научные исследования, социальная сплоченность, экономическое развитие, структурные реформы, роль университетов, грамотность взрослых, изучение иностранных языков.

Образование выполняет важную задачу китайско-белорусского культурного обмена и подготовки кадров и должно основываться на общей ситуации реформы и развития национального образования. Органы образования должны и дальше улучшать услуги и создавать хорошую платформу для образовательного сотрудничества и обменов, а также совместными усилиями способствовать обмену образовательными потребностями, взаимному обучению и взаимовыгодному сотрудничеству между странами.

Список литературы

  1. Sun Yingjie. Сooperation between China and Belarus in the sphere of education (1992–2018). In: Actual problems of international relations and global development: collection of scientific papers. Minsk, Vol. 6, p. 147–164.
  2. Лицзюнь Го. Приоритеты интернационализации высшего образования Республики Беларусь и экспорт Белорусского образования / Го Лицзюнь, А.М. Погорельская // Вестн. Том. гос. ун-та. 2020. - №460. - С.138-148.
  3. Совместное заявление Китайской Народной Республики и Республики Беларусь об установлении всепогодного всеобъемлющего стратегического партнерства 2022/09/16. – URL: http://milano.china-consulate.gov.cn/zgyw/202209/t20220916_10766853.htm(дата обращения:12.12.2022).
  4. Посол Цуй Цимин в Беларуси принял участие в Международном семинаре по сотрудничеству и развитию в области высшего образования между Китаем и Беларусью в рамках инициативы «Пояс и путь» . – URL: https://www.fmprc.gov.cn/web/ziliao_674904/zt_674979/dnzt_674981/qtzt/ydyl_675049/zwbd_675055/201710/t20171026_9279788.shtml(дата обращения:12.12.2022).
  5. 29 сентября 2022 года состоялся семинар на тему «Белорусско-китайское образование» . – URL: https://www.ecnu.edu.cn/info/1094/61094.htm(дата обращения:12.12.2022).
  6. Беларусь в цифрах. Статистический справочник. – URL: https://istmat.org/files/uploads/62683/belarus_v_cifrah_2020.pdf(дата обращения:12.12.2022)
  7. Посол Се Сяоюн в Беларуси принял участие в 21-м Всемирном конкурсе китайского языка для студентов колледжей «Китайский мост» и 15-й церемонии награждения победителей Всемирного конкурса китайского языка для учащихся средних школ «Китайский мост» . – URL: https://www.mfa.gov.cn/zwbd_673032/gzhd_673042/202206/t20220607_10699410.shtml(дата обращения:12.12.2022).
  8. Сотрудничество в сфере образования // Посольство Республики Беларусь в Китайской Народной Республике. – URL: https://china.mfa.gov.by/ru/bilateral/humanitarian/education/ ( дата обращения:12.12.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: