УДК 796.011.1

Роль и значение физической культуры и спорта в высших учебных заведениях

Хайдаров Никита Александрович – студент Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина.

Нехай Бислан Гиссович – студент Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина.

Научный руководитель Федосова Людмила Павловна – старший преподаватель Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина.

Аннотация: В данной статье рассматривается роль и значение физического воспитания в высших учебных заведениях. Указывается как именно физическая культура влияет на здоровье студентов. Как меняет их характер при занятии спортом. Перечисляются требования к тренеру-педагогу, которыми он должен обладать для рационального и безопасного проведения спортивных занятий.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, спорт, спортивные занятия.

Физическая культура и спорт еще с давних времен оказывали на человека положительное влияние. Однако, с процессом развития общества человек стал куда больше внимания уделять интеллектуальному развитию, довольно часто забывая про физическое воспитание. [4] Стоит сказать, что данный подход все чаще и чаще встречается на сегодняшний день. Это, в свою очередь, негативно сказывается не только на физическом состоянии человека, но и психическом. Об этом можно говорить исходя из того, что у лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, повышается уверенность в собственных навыках и силах, появляется высокий жизненный тонус. [5] Такие люди в большей мере коммуникабельны, более лояльно относятся к критике в их сторону.

Также важным будет то, что у лиц, занимающихся спортом на постоянной основе, наблюдается высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, решительность и настойчивость. Если говорить о студентах, которые систематически занимаются физической культурой, то считаем важным обратить внимание на то, что им в большей степени присущи такие качества, как добросовестность, ответственность, организованность, дисциплинированность. Именно поэтому, на основании вышесказанного, мы с уверенностью можем сказать, что вовсе не зря дисциплина «Физическая культура» во многих вузах представлена в качестве обязательного предмета.

Роль и значение физического воспитания в жизни студента четко проявляется через ее пользу, оказываемую на здоровье бакалавра, деятельность которого часто связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и низким уровнем подвижности. Данные аспекты деятельности студента наиболее точно показывают необходимость снятия утомления нервной системы всего организма и укрепления здоровья, достичь которого проще всего в процессе занятия спортом. В связи с этим мы считаем правильным то, что занятия по физической культуре в вузах проводятся на протяжении всего периода обучения студентов и предполагают их участие в различных видах спорта.

 Помимо этого, стоит сказать о том, какие задачи стоят перед курсом физического воспитания. Это, в первую очередь:

  • улучшение работоспособности студентов;
  • повышение продуктивности их деятельности;
  • укрепление здоровья;
  • всесторонняя физическая подготовка. [3]

Важно также помнить о том, что ключевую роль в физическом воспитании играет педагог, а если точнее, то его подход к занятиям. Ведь, как показывает практика, большинство студентов начинают терять интерес к тому или иному виду спорта на этапе занятий с тренером. Одной из причин, кроме угасания собственного желания, является как раз неспособность тренера заинтересовать лицо в занятии спортом. [2] Именно поэтому, для того, чтобы полноценно организовывать физическую подготовку в рамках учебных занятий, каждый педагог должен:

  • владеть методикой подготовки и провидения практических занятий;
  • систематически напоминать студентам о тщательной разминке, ведь халатность в этом вопросе может повлечь различные травмы;
  • проводить различные консультации в пределах курса данной дисциплины;
  • учитывать физиологическое состояние обучающего, чтобы не навредить его здоровью излишними нагрузками.

Однако стоит учитывать, что порой недостаточно одних учебных занятий. Помимо них, многие специалисты в данной области рекомендуют проводить и самостоятельные занятия, ведь они помогают вернуть тонус студенту вне учебных занятий, которые проводятся в вузах. Выполнение различных физических упражнений в режиме дня направлено на укрепление здоровья обучающегося.

На наш взгляд, стоит также заострить внимание на том, что одной из главных неупомянутых задач физической культуры в вузах является профилактика заболеваний и укрепление здоровья. Это обусловлено тем, как отмечал в своей работе Евсеев С.П., что обязательным условием нормального функционирования всех систем организма студентов, включая интеллектуальную и эмоциональную сферы, является непосредственная оптимальная двигательная активность.[1] О значимости физической культуры как учебной дисциплины можно говорить также и в случае, когда специалист с высшим образованием после окончания вуза устраивается на работу, которая, как многие профессии на сегодняшний день, не требует от него каких-либо физических нагрузок и проходит в сидячем положении. В подобной ситуации человек будет неподготовлен в вопросах, касающихся здоровья, а значит, имеет место быть его дальнейшее ухудшение в случае, если данное лицо не будет регулярно прибегать к физическим занятиям.

Таким образом, на основании всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что физическая культура в высшем учебном заведении является необходимой составляющей жизни студента, уделяющего внимание собственному здоровью. Именно она способна сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижение поставленной цели, повысить работоспособность, организованность и ответственность человека. Исходя из этого, считаем правильным то, что физическая культура, как учебная дисциплина, является обязательной программой, ведь она представляет собой один из способов формирования всесторонней развитости личности.

Список литературы

  1. Евсеев С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы. СПб., 2007.
  2. Мирзоева Е.В., Леонова И.В., Белова В.А. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2018, № 6.
  3. Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. Пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. М.: Просвещение, 2016.
  4. Русанов А.А., Белова В.А., Плотников Е.Г. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. №4.
  5. Скаляхо Ю.М., Коротких И.А., Воеводина С.С., Белова В.А. Физическая культура, спорт – наука и практика. 2018. № 4.

Интересная статья? Поделись ей с другими: