УДК 796.011.1
Роль и значение физической культуры и спорта в высших учебных заведениях
Хайдаров Никита Александрович – студент Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина.
Нехай Бислан Гиссович – студент Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина.
Научный руководитель Федосова Людмила Павловна – старший преподаватель Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина.
Аннотация: В данной статье рассматривается роль и значение физического воспитания в высших учебных заведениях. Указывается как именно физическая культура влияет на здоровье студентов. Как меняет их характер при занятии спортом. Перечисляются требования к тренеру-педагогу, которыми он должен обладать для рационального и безопасного проведения спортивных занятий.
Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни, спорт, спортивные занятия.
Физическая культура и спорт еще с давних времен оказывали на человека положительное влияние. Однако, с процессом развития общества человек стал куда больше внимания уделять интеллектуальному развитию, довольно часто забывая про физическое воспитание. [4] Стоит сказать, что данный подход все чаще и чаще встречается на сегодняшний день. Это, в свою очередь, негативно сказывается не только на физическом состоянии человека, но и психическом. Об этом можно говорить исходя из того, что у лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, повышается уверенность в собственных навыках и силах, появляется высокий жизненный тонус. [5] Такие люди в большей мере коммуникабельны, более лояльно относятся к критике в их сторону.
Также важным будет то, что у лиц, занимающихся спортом на постоянной основе, наблюдается высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, решительность и настойчивость. Если говорить о студентах, которые систематически занимаются физической культурой, то считаем важным обратить внимание на то, что им в большей степени присущи такие качества, как добросовестность, ответственность, организованность, дисциплинированность. Именно поэтому, на основании вышесказанного, мы с уверенностью можем сказать, что вовсе не зря дисциплина «Физическая культура» во многих вузах представлена в качестве обязательного предмета.
Роль и значение физического воспитания в жизни студента четко проявляется через ее пользу, оказываемую на здоровье бакалавра, деятельность которого часто связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и низким уровнем подвижности. Данные аспекты деятельности студента наиболее точно показывают необходимость снятия утомления нервной системы всего организма и укрепления здоровья, достичь которого проще всего в процессе занятия спортом. В связи с этим мы считаем правильным то, что занятия по физической культуре в вузах проводятся на протяжении всего периода обучения студентов и предполагают их участие в различных видах спорта.
Помимо этого, стоит сказать о том, какие задачи стоят перед курсом физического воспитания. Это, в первую очередь:
- улучшение работоспособности студентов;
- повышение продуктивности их деятельности;
- укрепление здоровья;
- всесторонняя физическая подготовка. [3]
Важно также помнить о том, что ключевую роль в физическом воспитании играет педагог, а если точнее, то его подход к занятиям. Ведь, как показывает практика, большинство студентов начинают терять интерес к тому или иному виду спорта на этапе занятий с тренером. Одной из причин, кроме угасания собственного желания, является как раз неспособность тренера заинтересовать лицо в занятии спортом. [2] Именно поэтому, для того, чтобы полноценно организовывать физическую подготовку в рамках учебных занятий, каждый педагог должен:
- владеть методикой подготовки и провидения практических занятий;
- систематически напоминать студентам о тщательной разминке, ведь халатность в этом вопросе может повлечь различные травмы;
- проводить различные консультации в пределах курса данной дисциплины;
- учитывать физиологическое состояние обучающего, чтобы не навредить его здоровью излишними нагрузками.
Однако стоит учитывать, что порой недостаточно одних учебных занятий. Помимо них, многие специалисты в данной области рекомендуют проводить и самостоятельные занятия, ведь они помогают вернуть тонус студенту вне учебных занятий, которые проводятся в вузах. Выполнение различных физических упражнений в режиме дня направлено на укрепление здоровья обучающегося.
На наш взгляд, стоит также заострить внимание на том, что одной из главных неупомянутых задач физической культуры в вузах является профилактика заболеваний и укрепление здоровья. Это обусловлено тем, как отмечал в своей работе Евсеев С.П., что обязательным условием нормального функционирования всех систем организма студентов, включая интеллектуальную и эмоциональную сферы, является непосредственная оптимальная двигательная активность.[1] О значимости физической культуры как учебной дисциплины можно говорить также и в случае, когда специалист с высшим образованием после окончания вуза устраивается на работу, которая, как многие профессии на сегодняшний день, не требует от него каких-либо физических нагрузок и проходит в сидячем положении. В подобной ситуации человек будет неподготовлен в вопросах, касающихся здоровья, а значит, имеет место быть его дальнейшее ухудшение в случае, если данное лицо не будет регулярно прибегать к физическим занятиям.
Таким образом, на основании всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что физическая культура в высшем учебном заведении является необходимой составляющей жизни студента, уделяющего внимание собственному здоровью. Именно она способна сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижение поставленной цели, повысить работоспособность, организованность и ответственность человека. Исходя из этого, считаем правильным то, что физическая культура, как учебная дисциплина, является обязательной программой, ведь она представляет собой один из способов формирования всесторонней развитости личности.
Список литературы
- Евсеев С.П. Физическая культура в системе высшего профессионального образования: реалии и перспективы. СПб., 2007.
- Мирзоева Е.В., Леонова И.В., Белова В.А. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2018, № 6.
- Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. Пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. М.: Просвещение, 2016.
- Русанов А.А., Белова В.А., Плотников Е.Г. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. №4.
- Скаляхо Ю.М., Коротких И.А., Воеводина С.С., Белова В.А. Физическая культура, спорт – наука и практика. 2018. № 4.