УДК 37+793

Классическая хореография как основа художественно-педагогических традиций в системе образования вузов культуры и искусств

Перлина Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, профессор, доцент ВАК кафедры Классического танца Московского государственного института культуры.

Аннотация: В статья рассматриваются прикладные аспекты значимости наследия классической хореографии в профессиональной подготовке педагогов-хореографов и их будущих учеников – артистов балета. Доказывается тезис о том, что классическое наследие и репертуар в профессиональном хореографическом образовании представляют собой основу существования художественно-педагогических традиций отечественного балета. Научная новизна статьи заключается в выявлении источников художественно-педагогических традиций балетного театра, связанных с классическим наследием и репертуаром. Вводится в научный оборот комплекс обоснований, определяющих значимость наследия классического балета для сохранения и распространения традиций отечественного балетного искусства.

Ключевые слова: хореографическое образование, классическое наследие, репертуар, художественно-педагогические традиции, педагог-хореограф.

Современная отечественная система профессионального хореографического образования основывается на традиционной и устоявшейся педагогической системе классического балета, являющейся эталонной во всем мире. Классическое балетное искусство, появившись в России вместе с танцовщиками и хореографами из Франции и Италии, достаточно быстро приобрело аутентичные черты, и продолжило свое развитие как уникальный национальный род искусств, не только вобравший в себя исходные основания, но и создавший собственную традицию, признанную во всех странах. Обучение балетному искусству неотъемлемо от самого балетного искусства, и практически не существует педагогов-хореографов, которые бы сами не прошли путь артиста, а иногда – и балетмейстера-постановщика. Поэтому классическое хореографическое образование не сталкивается с проблемой, широко распространенной в образовании гуманитарном, заключающейся в отрыве содержания обучения от практической деятельности, при котором работодатель бывает вынужден переучивать выпускника учебного заведения, или же отказывать в трудоустройстве молодым специалистам без опыта практической деятельности.

Существование образовательной инфраструктуры профессионального хореографического образования также непосредственно связано с функционированием инфраструктуры театральной. Исторически сложились стойкие взаимоотношения балетных театров с образовательными организациями, систематически поставляющими им талантливых выпускников. Подобные связи объективно необходимы, так как в сфере балетного искусства достаточно высокая степень ротации кадров, и постоянное обновление балетных трупп неизбежно. В подобном контексте многие учебные заведения приобретают неформальный, а иногда – и официальный статус организаций, обеспечивающих деятельность наиболее именитых театров: так, Московская государственная академия хореографии по Уставу на английском языке называется BOLSHOI Ballet Academy [2, с. 2], а Академию русского балета им. А. Я. Вагановой называют академией Мариинского театра. Это демонстрирует существование действенной художественно-педагогической традиции, связующей содержание образование с непосредственным осуществлением художественно-творческой деятельности.

Таким образом, можно утверждать, что классическое хореографическое образование – это образование практико-ориентированное, узко целенаправленное на обеспечение прикладных задач бытования искусства балета. Выпускник среднего звена – уровня образования, обеспечивающего подавляющее большинство нужд балетных сцен в артистах, - непосредственно по окончании обучения полностью готов к работе в балетной труппе, и эта готовность состоит не только из технических и артистических навыков: выпускник обязан знать классическое наследие и репертуар балетного театра, значительная часть которого непосредственно включена в его будущую работу.

Педагоги-хореографы, связанные с профессиональной подготовкой будущих артистов к самостоятельной художественно-творческой деятельности, сами представляют определенные школы, будучи учениками известных мастеров, а также театральные коллективы, в которых им довелось работать. Это формирует два важнейших источника художественно-педагогических традиций классического балета, типичных для отечественного балетного искусства и образования. Первый источник – методические и репертуарные особенности школы (как идейного ядра и определенного учебного заведения), заложенные в индивидуальном творчески-педагогическом почерке мастеров, определяет существование целостных последовательностей преемственных мастеров, о которых говорят, например: «Он – из учеников Петра Антоновича Пестова», даже если П. А. Пестов был не его непосредственным педагогом, а работал с его учителем. Второй источник формирует определенный социальный заказ на учебно-творческую репертуарную политику образовательного процесса, ориентируя педагога-хореографа на работу с определенным хореографическим материалом, важным для конкретных театров.

Таким образом, классическое наследие и репертуар в профессиональной подготовке педагога-хореографа определяют актуальность его практической педагогической деятельности относительно его учеников – будущих артистов балета. Отечественное хореографическое образование отличается выраженным конструктивным консерватизмом, обеспечивающим сохранение его традиций и не позволяющим сиюминутным веяниям нарушать строгую методическую и репертуарную основу школы. Это отражается и в содержании соответствующих дисциплин.

Так, в рабочей программы дисциплины «Классическое наследие и репертуар балетного театра», преподаваемой в ходе освоения образовательной программы по направлению подготовки бакалавриата 52.03.01 Хореографическое искусство, профиль «Педагогика балета» в Московской государственной академии хореографии, указаны следующие образовательные результаты ее освоения:

«…Цель освоения дисциплины – сохранение и передача новым поколениям образцов творчества выдающихся балетмейстеров прошлого и настоящего времени. 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • знать принципы интерпретации хореографического текста и принципы драматургического построения произведений хореографии;
  • уметь работать с хореографическим материалом, самостоятельно пользоваться основной литературой, музыкальным материалом и другими источниками с целью анализа музыкально-хореографической драматургии спектаклей;
  • владеть практическим знанием наследия классического танца…» [1].

Как можно убедиться, практическая значимость наследия классической хореографии в профессиональной подготовке педагогов-хореографов исключительно высока и представляет собой основу существования художественно-педагогических традиций балетных школ, характерных для искусства и образования нашей культуры. Именно классическое наследие определяет стойкость содержания и высокий художественный уровень русского балетного искусства, в связи с чем особенно важно обеспечивать максимальное знание классического наследия и репертуара балетного театра у новых и новых поколений педагогов-хореографов.

Список литературы

  1. Классическое наследие и репертуар балетного театра. Рабочая программа дисциплины / МГАХ. М.: МГАХ. 2021.
  2. Устав федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Московская государственная академия хореографии» (новая редакция). М.: МГАХ. 2011.

Интересная статья? Поделись ей с другими: