УДК 37

Longread как новая технология работы с информацией в образовательном процессе

Юсупова Зубарджат Дамировнастудентка магистратуры кафедры Языковой и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета.

Пименова Татьяна Сергеевна – старший преподаватель кафедры Языковой и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: В эпоху скоротечности информации и развития новых технологий, появление которых затрагивает все сферы жизнедеятельности общества, актуальным становится вопрос о применении более современных технологий в системе образования. В данной статье рассматривается технология лонгрида в качестве нового формата передачи информации, а также описываются история возникновения и этапы составления лонгрида.

Ключевые слова: лонгрид, медиаматериалы, текстовый материал, технология, формат передачи информации.

Наряду с развитием и совершенствованием существующих технологий в системе образования мы также можем наблюдать некоторые изменения, а именно начало процесса отступления от традиционных методов и технологий обучения. Данная тенденция коснулась всех уровней образования. В данной статье мы рассматриваем новый формат носителя и передачи информации – лонгрид, который может быть применен как в общеобразовательных учреждениях, так и в профессиональном образовании. Данный формат презентации текстовых материалов появился в российских медиа относительно недавно, однако уже успел привлечь интерес и завоевывать внимание многих читателей. В сфере образования лонгрид также набирает оборот, а в системе обучения при помощи информационных и электронных технологий (e-learning) уже пользуются высоким спросом и занимает первые места по эффективности передачи материала читателю [1].

У нового формата передачи информации – лонгрида – интересная история его появления и внедрения в образование. Изначально данный термин был применен для текстов с большим количеством символов в сфере журналистики в конце 60-х годов в Соединенных Штатах Америки. На Западе до сих пор используется понятие “long­form journalism”, что в переводе на русский язык означает «журналистика длинной формы». Данный формат представляет собой что-то среднее между традиционной статьей и новеллой – текст, составленный на основе научной литературы (non-fiction) или публицистических нарративов. Отличительной чертой лонгрида считается сопровождение текста различными мультимедийными материалами. Принято считать, что впервые лонгрид в нынешнем представлении был опубликован на сайте газеты «The New York Times». Статья в рамках проекта “Snowfall” занимала целую страницу и включала в себя видео- и фотоматериалы и интерактивную графику, что стало новацией в способах передачи информации и привлекло внимание большого количества читателей. По словам графического директора проекта Стива Дуенеса, целью команды «The New York Times» было “найти способы погрузить читателей в мультимедийный формат, затем позволить им пройти через него, а затем выйти так, чтобы мультимедийные элементы воспринимались естественной, органичной частью повествования” [3].

Интересна этимология термина «лонгрид». Термин возник от сложения двух английских слов: “long”, что означает «длинный» и “read”, которое имеет значения «читать» или «чтение». В сочетании эти два слова означают «длинное чтение», то есть лонгрид – это длинная история, углубленно проанализированный текст, сопровождающийся фото- и видео материалами, который трансформируется в высококачественный структурированный текст. Стандартный объем лонгридов составляет не менее 1200 слов или 8000 знаков. Главной задачей такого формата передачи информации является обеспечение читателей материалом, после прочтения которого, они будут способны получить полное понимание того, о чем идет речь и получить ответы на все интересующие их вопросы. Как было отмечено выше, отличительной чертой лонгрида является текстовое сопровождение медиаматериалами: графикой, изображениями, видео и т. п. Такой формат передачи материала предоставляет возможность при помощи типографики, используя примечания, цитаты, сноски, интересные факты, выделить отдельные части текста, что помогает привлечь интерес и заострить внимание читателей на материале. Необходимо отметить еще одну характеристику лонгрида, а именно то, что применяя лонгрид можно интерпретировать текстовый материал разных стилей, включая академический. Работа с академическим текстом, который оснащен визуальным материалом, поможет учащимся достичь более глубокого понимания и полного восприятия информации, развить творческое мышление, а также сформировать информационную компетентность, так как учащимся предоставляется полная автономия: они самостоятельно работают с предоставленным материалом.

Лонгрид, как и все другие технологии имеет определённую структуру, которой надо придерживаться при его составлении. Необходимо, чтобы любой лонгрид содержал: ситуацию, то есть, сюжет; событие, которое включает эпизоды; детализированный текст, который можно дополнить медиаматериалами; достаточное количество справочной информации. Существуют также критерии выбора сюжета для лонгрида, которые включают наличие ситуации, проблемы, героя в истории, потенциал и вероятность визуализации, актуальность и реалистичность контента. Для составления лонгрида лучше всего подходят репортажи, статьи. Важно отметить, что лонгрид – это хорошо составленная и продуманная история, содержащая необходимую информацию, а не просто текст, состоящий из огромного количества символов. Для создания качественной и глубокой истории необходимо следовать структуре и этапам написания лонгрида [2].

Подробнее рассмотрим этапы составления лонгрида. Как правило, выделяют 3 основных этапа, которым надо следовать при составлении лонгрида. Первый этап – это этап планирования, которому нужно уделить особое внимание, так как этот этап включает в себя выбор темы и сюжета и ее предварительное исследование. На этапе планирования разрабатывается идея или осуществляется выбор темы, которую вы хотите изучить со своими учениками; подбор концепции подачи материала; выбор целевой аудитории, анализ преимуществ и недостатков предполагаемого контента; прогнозирование, создание сценария работы над материалом. Нужно оценить визуальный потенциал лонгрида и определить, какие элементы можно воплотить в видеоформате, с помощью фотографий, провести оценку возможности использования графики и ярких визуальных элементов, которые раскроют все содержание заданной темы и будут интересны обучающимся. Необходимо определить соответствующие аудиовизуальные сопровождающие, главное – учитывать соотношение формата и содержания. Вторым этапом составления лонгрида является этап создания. На данном этапе вырабатываются ряд технических задач; продюсирование; анализ и сортировка собранного материала; корректировка концепции лонгрида и его раскадровки; создание обновленного «скелета» контента; формирование второго блока технических заданий; работа с собранным мультимедийным материалом (редакция фото-, аудио- и текстового материала); сбор лонгрида из отдельных частей согласно раскадровке. Во время составления лонгрида нужно помнить, что сюжет, сопровождающие материалы и мультимедиа должны работать друг на друга, а не наоборот, должна присутствовать логическая связь между параграфами, важно сделать лонгрид содержательным, содержащим только интересную и релевантную информацию. Второй этап является ключевым при разработке лонгрида. На данном этапе автор работает над созданием содержания, другими словами, определяет и описывает контент. Заключительным этапом составления лонгрида является публикация. Это – финальный этап создания лонгрида, где осуществляется тестирование лонгрида на различных Интернет-платформах. После завершения финального этапа – апробации лонгрида – его можно опубликовать и применять на уроках.

Ниже представлен ряд рекомендаций, содержащих вопросы, на которые можно ссылаться при составлении лонгрида:

  • Что конкретно и с какой целью я хочу представить читателю / учащемуся?
  • Кто главный герой истории и насколько он может быть интересен читателю / учащемуся?
  • Какие проблемы отражает история?
  • Какова роль каждого элемента истории?

На основании выше сказанного можно утверждать, что применение лонгрида в образовательном процессе является актуальным, так как эта технология значительно облегчает процесс восприятия информации и запоминания материала, позволяя выходить из рамок обыденного представления подачи текстового материала [4].

Наряду с очевидными преимуществами применения лонгрида в образовательном процессе, у данного формата передачи текстового материала можно вывить несколько недостатков. При применении лонгрида в процессе обучения есть вероятность того, что учащиеся могут сконцентрировать свое внимание только на визуальный контент материала, пренебрегая текстовым материалом, так как фото- и видео-материалы воспринимаются легче и быстрее. Процесс работы с лонгридом можно осуществлять в разных вариациях. С готовым лонгридом может работать как один ученик, так и группа обучающихся. Однако по нашим наблюдениям при групповой работе с лонгридом возможно неравномерное распределение участия учащихся в процессе обучения.

Несмотря на отмеченные «минусы» применения представленной в статье технологии, мы приходим к заключению, что новая технология «лонгрид» может являться альтернативой традиционным методам передачи растущего потока информации, а в будущем, возможно, стать основной формой работы с текстовыми материалами.

Список литературы

  1. Булатова Е. К. Лонгрид как артефакт новой книжности (рус.) // Филологический дискурс. – 2016. – № 13. – C.121.
  2. Галустян А. А., Кульчицкая Д. Ю. Как делать мультимедийные лонгриды? Практическое пособие по созданию материалов для онлайн - СМИ. – М.: МГУ, 2015. – 44 с.
  3. Сухачева А. SnowFall от The New York Times: формат истории будущего//New Reporter. – 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://newreporter.org/2012/12/25/snow-fall-ot-the-new-york-times-format-istorii-budushhego (14.12.2022).
  4. Юсупова З. Д., Пименова Т. С. Современные методы работы с источниками информации в процессе обучения//Просвещение и познание: электрн. науч. журнал. – 2021. – №5 С. 2-3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-raboty-s-istochnikami-informatsii-v-protsesse-obucheniya (14.12.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: