УДК 37

Анализ результатов стратегического развития образования ХМАО – Югры

Стриженко Ольга Николаевна – магистрант Омского государственного педагогического университета.

Аннотация: В период до 2020 года в ХМАО-Югра реализовывалась Стратегия развития образования региона – многолетняя стратегия менеджмента в системе образования, нацеленная на повышение качества жизни граждан, развитие их интеллектуального и профессионального потенциала. В этой статье мы проанализировали, к каким результатам привело внедрение данной Стратегии.

Ключевые слова: стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округ – Югры, региональное образование

В ХМАО в период до 2020 года реализовывался документ, названный Стратегией развития образования региона (далее по тексту – Стратегия). Под этой Стратегией понимали многолетнюю стратегию менеджмента в системе образования. Она была создана для достижения ряда целей. Во-первых, чтобы стало выше качество жизни граждан. Во-вторых, чтобы, развить их профессиональный и умственный потенциал. Для этого был внедрен ряд изменений в структуру экономики, форсированы рост мобильности граждан.

Разработка документа велась с учетом КДСЭР РФ до 2020 года, которая была утверждена рядом нормативно-правовых актов:

  • Правительственным распоряжением № 1662-р от 17.11.2008 года;
  • Концепцией модернизации образования в России до 2010 года (утв. правительственным распоряжением № 1756-р от 29.12.2001 года); ФЦПРО на период с 2006 по 2010 годы (утв. правительственным распоряжением № 803 от 23.12.2005 года);
  • Стратегией социально-экономического развития ХМАО до 2020 года (од. распоряжением ханты-мансийского правительства № 491-рп от 14.11.2008 года);
  • Основными направлениями деятельности Правительства ХМАО по реализации вышеназванной Стратегии (утв. распоряжением Правительства ХМАО N 116-рп от 31.03.2009 года).

Долгосрочные направления развития также учитывают содержание программных документов Минобрнауки РФ, ежегодных посланий главы государства членам Федерального Собрания РФ, бюджетных посланий руководителя ХМАО.

Рассматриваемая нами Стратегия принята с целью создать систему образования АО, соответствующую передовой модели развития экономики региона. Она должна была сделать образовательные услуги эффективными, доступными широким слоям населения, качественными.

Отчет о реализации концепции показывает, какие приоритеты были установлены в развития образовательной сферы ХМАО на долгосрочную перспективу и как они были реализованы. Эти приоритеты находятся в тесном единстве со стратегическими приоритетами национального и регионального развития. Со Стратегией был запущен пул важных комплексных изменений, преобразивших все образовательное пространство ХМАО.

В Стратегии устанавливается целевой ориентир для сферы образования. Это стратегический для ХМАО ресурс стабильного инновационного развития. В документе признается опережающая роль образовательной системы в достижении целей всестоонего развития Югры, реализации ее высокого потенциала.

Проанализировав нормативно-правовую документацию, мы определили, как можно достигнуть долгосрочных целей, исполняя общегосударственную политику в научно-образовательной сфере. Мы проанализировали текущее состояние и процесс развития образовательной системы ХМАО за последние 6 лет. На основе этого нами были определены цель и задачи, выявлены ключевые проблемы, выдвинуты гипотезы об основных путях развития образования округа и способах их реализации.

Ключевые проблемы развития, с которыми сталкивается общеобразовательная сфера

Хотя в последние годы была проделана значительная работа, чтобы сделать школьное образование более доступным, еще остается целый ряд проблем. Их нужно решить в ближайшей и долгосрочной перспективе.

У школьников довольно высокий уровень знаний по предметам общеобразовательного цикла. Но они не способны воспользоваться ими, если возникает нестандартная ситуация (как в учебе, так и в жизни). Это связано с тем, что до нынешнего дня общеобразовательные учебные заведения направлены на один результат – формирование у обучающихся ЗУН. Очень медленно идет переход школ к модели образования с ориентацией на развитие компетенций учащихся. Детей, как и десятилетия назад, делят на классы, занятия проводятся только в формате уроков. Процесс обучения и образовательные программы практически не индивидуализируются.

Югра практически лишена школ-ступеней. Эти эффективные образовательные учреждения применяют в своей практике методы и подходы, которые учитывают возрастные особенности детей и подростков.

Школы редко организуют профильное обучение, задействуя возможности сотрудничества всей сети региональных учреждений образования. Сегодня в общеобразовательных организациях почти нет выбора в плане профессионального образования. Минимально пересечение школ с организациями, работающими на уровне профессионального образования (как начального, так и среднего).

В образовании региона недостаточно используются возможности ИКТ, в том числе онлайн-образование. А это могло бы повысить качество образовательных услуг, помочь организовать профильное обучение. С использованием ИКТ можно эффективнее выявлять и поддерживать талантливых обучающихся, внедрять принципы непрерывного образования для граждан вне зависимости от того, где они проживают.

Есть существенные проблемы с персональным психолого-педагогическим сопровождением детей. Это особенно важно в аспекте развития детей с ОВЗ, одаренных детей. Мало развиты модели инклюзивного и интегрированного образования, большой процент детей с ОВЗ учатся без контакта со здоровыми ровесниками.

Образовательные учреждения не обладают материально-технической базой, которая бы отвечала современным требованиям, необходимым для успешной реализации образовательного процесса. Примерно 40% школьников получают образование в условиях, которые не соответствуют актуальным требованиям.

В оценке качества школьного образования практически не участвуют общественные органы государственного управления, работающие на всех уровнях.

Слабо организуются процессы изучения хантыйского, мансийского, ненецкого языков. Ресурсы родовых общин и социума мало задействуются в достижении целей формирования из школьников толерантных личностей, повышения статуса родного языка, заботы о культурном наследия.

Аттестация педагогов максимально формализована, нет механизмов вовлечения общественности в нее. Аттестуемые педработники оцениваются с учетом устаревших критериев компетентности.

По-прежнему наблюдается и негативная тенденция повышения среднего возраста педагогов. Повышение квалификации педагогов оказывается недостаточно эффективным. В регионе были внедрены округе образовательные сертификаты, но учителя все еще не могут самостоятельно выбирать, где им повышать квалификацию. Вызывает вопросы и уровень развития профессиональных педагогических ассоциаций.

Большой проблемой остается недостаточно высокий уровень зарплат в организациях общего, а особенно дополнительного детского образования. Он все еще ниже, чем в целом по всем отраслям экономики.

Если постепенно модернизировать локальную систему образования, можно целенаправленно подготовить жителей региона к тому, чтобы в будущем они могли обеспечить передовое экономическое развитие и конкурентоспособность своей малой родины.

Долгосрочной целью развития образовательной сферы в регионе является повышение доступности образования, которое бы было качественным и соответствовало требованиям передового развития экономики ХМАО, современным потребностям его жителей.

Задачи

  1. Усовершенствовать организационные, управленческие, регуляторные процессы в области воспитания.
  2. Развить кадровый потенциал.
  3. Усовершенствовать научно-методические механизмов в области воспитания.
  4. Развить инфраструктуру и материально-техническую базу в сфере воспитания.
  5. Развивать механизмы информационного сопровождения в воспитательной сфере.
  6. Реализовать Стратегию.

Образование является одним из самых важных направлений в общественно-экономическом развитии ХМАО. Определяя долгосрочные перспективы его развития, за исходный фактор мы принят предусмотренный Стратегией-2020 передовой сценарий территориального развития. При его развитии особое внимание уделили созданию единой управленческой системы образования ХМАО. Она включила все уровни образования, начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским.

При рассмотрении вопросов развития образования нужно учитывать факторы, которые влияют на эту сферу. Из внешних факторов самое большое влияние на образование оказывает переход к интеллектуальной экономике, в которой на рынке труда уделяется большое внимание компетентности специалистов. В связи с этим требуется повышать уровень личностных и профессиональных качеств жителей региона и давать им возможности для непрерывного получения образования.

В число внутренних факторов, которые сказываются на развитии образования, относятся:

  • деятельность по внедрению масштабных проектов в образовательной сфере;
  • расширение спектра образовательных услуг;
  • внедрение рыночного подхода к развитию образовательной сферы;
  • формирование и оптимизация системы государственных расходов на образование;
  • переход к менеджменту образовательных услуг на основе отслеживания их продуктивности, качества, доступности;
  • применение принципов целевого и программного управления.

Для эффективного развития системы образования в регионе должны и в будущем реализовываться следующие принципы:

  • принцип открытости к запросам извне;
  • принцип адресного характера поддержки;
  • принцип выделения денег только в обмен на обязательства;
  • принцип комплексного менеджмента.

Важно превратить систему образования ХМАО в фундамент для динамичного роста экономики и развития социального сектора региона, фактор его безопасного и благополучного существования.

Для реализации указанной цели нужно выделить ряд приоритетов развития образовательной сферы региона:

  1. Формирование системы образования, которая отвечает требованиям современной экономики и дает людям возможность пользоваться качественными образовательными услугами в любой точке региона.
  2. Создание более эффективной системы управления образованием. Для этого нужно использовать передовые механизмы, новую систему оценки качества образования, повышать информационную открытость школ. Важно создать действующую на постоянной основе систему социального мониторинга, в которой будут участвовать общественные организации и работодатели.
  3. Более эффективные процессы воспитания и социализации с помощью методов персонализации образования и внедрения в деятельность учебных заведений подхода, ориентированного на развитие компетенций.
  4. Сквозная модернизация, которая реализуется в масштабах всей образовательной системы региона с уточнением по отдельным уровням образования.
  5. Соотнесение образовательной системы с перспективами передового общественно-экономического развития. Для повышения привлекательности отрасли со стороны инвесторов ее организационные механизмы и экономические схемы должны обновиться на всех ее уровнях.
  6. Предоставление более качественных образовательных услуг, ориентированных на будущую практику обучающих, путем привлечения к учебному процессу представителей общественных и профессиональных объединений.

Рассматриваемая нами Стратегия показывает, какую роль играет образование в жизни современной России, какую ответственность государство несет за его развитие. Уже сейчас запущенные в российском образовании процессы трансформации, а также те процессы, что будут возникать в дальнейшем, показывают, что классическая система обучения с воспроизводством знаний в качестве основного процесса и сравнением с идеалом в качестве способа контроля обучающихся постепенно должна смениться новым типом образования. Оно сохранит ряд ценностей предшественника, но будет нацелено на индивидуализацию обучения, подбор соответствующих возрасту образовательных технологий, «оживлению» знаний. Так люди смогут получать новые образовательные результаты, отвечающие ценностям будущего социума.

Чтобы достигнуть многолетней цели развития образовательной сферы, выявлены задачи и основные направления ее реализации по разным образовательным уровням.

Основой развития экономической составляющей образования станет внедрение специальных механизмов, которые смогут обеспечивать новое качество образовательных услуг. Чтобы учреждения образовательной сферы становились экономически самостоятельными, чтобы в них хотели инвестировать, планируется провести следующие мероприятия:

  • сконцентрировать средства из бюджета на реализацию среднесрочных приоритетов развития образовательной сферы;
  • активнее привлекать в образование средства частных лиц, в том числе путем участия во всевозможных проектах;
  • развивать схемы по развитию перспективных образовательных проектов путем сотрудничества государства и частных лиц.

Для реализации вышеперечисленных механизмов нужно активное участие государственных органов управления. Регион должен сам активно выделять ресурсы на развитие образования, а также продуктивно взаимодействовать с внешними институтами, чтобы создавать для образовательной сферы Югры благоприятные условия существования.

Средства на решение задач и достижение целей развития образования должны выделяться из местных бюджетов, бюджета ХМАО, федерального бюджета, а также из частных источников.

Продуктивно развивать образование возможно только при условии формирования целостной системы управления, разработки управленческих стратегий на каждом образовательном уровне. Для этого нужно создать связанные друг с другом программы развития на 3-х уровнях:

  • на уровне конкретных образовательных учреждений;
  • на уровне муниципалитетов;
  • на уровне всего региона.

При условии тесной взаимосвязи между всеми уровнями управления все действия по развитию образовательной сферы будут согласованными, а выделенные на это ресурсы будут использоваться рационально.

На основании всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что содержание и организационные процессы системы образования ХМАО должны постоянно обновляться. Их нужно быстро подстраивать под запросы и требования беспрерывно развивающегося и растущего экономического сектора региона. Качественное образование для югорчан должно быть общедоступным, ведь это одна из самых важных ценностей человека, своеобразный лифт, который обеспечивает мобильность граждан.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
  4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.05.2015 № 481 «О Федеральной целевой программе «Русский язык» 2016-2020 годы».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программы развития образования на 2016- 2020 годы».
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
  8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».
  9. Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп «Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года».

Интересная статья? Поделись ей с другими: