УДК 316

Мотивация студентов к получению высшего образования: результаты опроса

Николаенко Анастасия Максимовна – студент Высшей школы истории, философии и социальных наук Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта.

Аннотация: В статье рассматриваются профессиональные и, не относящиеся к профессиональным, мотивы получения образования. Представлены результаты исследования среди студентов БФУ им. Канта. В ходе проведения исследования было выяснено, что у студентов преобладают разные мотивы получения образования. Мотивы, не относящиеся к достижению учебных успехов, не являются основными. Несмотря на то, что многие студенты выбирают то, куда поступить сами, на основе личных талантов и убеждений, высокое место среди мотивов продолжать учебу находится стремление не разочаровать родителей, поступить ради получения диплома. Также наблюдается сниженная ценность получения высшего образования с точки зрения ответов респондентов.

Ключевые слова: студенты, высшее образования, опрос, мотивация.

Введение

На современном этапе молодежь имеет возможность выбора профессии среди обширного количества специальностей. В России, по мнению авторов публикаций в области образования, последнее десятилетие отмечено невероятным количеством образовательных инициатив. В частности, введение ЕГЭ и системы бакалавриат – магистратура упростили поступление в ВУЗы. Эти нововведения официально объясняются потребностью изменить существующую систему образования в связи с интеграцией России в ВТО и присоединением с 2003 года к Болонскому процессу. [1] Отмечается, что в Калининградской области также наблюдается формальный рост уровня образования. Авторы подчеркивают, что образовательный процесс способен протекать успешно при повышенной личной мотивации у студентов. М. В. Ляшенко в 2018 провел исследование в Южно-Уральском государственный университете, и выяснил, что стабильно снижается мотивация студентов в образовательном процессе. В 2014 г. и 2017 г. проводились тестирования уровня профессиональной мотивации. В них принимали участие 23 и 51 человек соответственно. Автором было подчеркнуто, что в 2017 г. ответившие имеют в основном низкий уровень профессиональной мотивации (41 %) и имеют своей главной целью получение диплома, а не овладение выбранной специальностью [5]

По мнению Крушельницкая О.И., Полевая М.В., Третьякова А.Н сейчас актуализируется проблема мотивации получения высшего образования как такового без отнесения к конкретной профессии. Очевидным становится, что мотивация получения высшего образования также не ограничивается лишь мотивами достичь профессионального успеха. Поэтому было проведено пилотажное исследование целью которого стало выявление мотиваций среди студентов в процессе получения высшего образования. Объектом исследования стала мотивационная среда студентов бакалавриата БФУ. им. Канта. Предметом исследования стали профессиональные и, не относящиеся к профессиональным, мотивы получения образования. Целью исследования стало выявление мотиваций среди студентов в процессе получения высшего образования. Методом исследования стал онлайн-опрос. Выборка была создана путём снежного кома через рассылку анкеты старостам университета.

Результаты проведенного исследования

В опросе приняло участие 116 человек. Респонденты являются студентами всех направлений (институтов) БФУ им. Канта. Опрос распространялся через старост различных направлений. В вопросах содержались мотивы двух категорий - относящиеся к достижению профессионального успеха и не относящиеся профессиональным. Желание добиться успехов в учёбе выражается такими факторами как: "Мне важно получить качественные знания и старт в профессии», «Мотивирует стать специалистом своего дела, построить карьеру», «Мечтаю о научной карьере" и другие. К не относящимся относятся мотивы такого типа как: "посоветовали друзья, родители", "не проходил на желаемую специальность", "поступил ради диплома ("корочки"). В первую очередь был задан вопрос о том, какие мотивы, были решающими при выборе вуза? Необходимо было выбрать не более трех вариантов ответов (таблица 1).

Таблица 1. Какие мотивы, лично для вас, были решающими при выборе ВУЗа?

Вариант ответа

Количество ответов

В процентах

Я хотел попасть на специальность, где сейчас учусь

69

59%

Не проходил на нужную, желаемую специальность

29

24,8%

Поступил(-а) а по совету друзей или знакомых, семьи

19

19%

Мне важно получить качественные знания и старт в профессии

45

38,5%

Удобство расположения ВУЗа

39

33%

Поступил(-а) а по совету друзей или знакомых

19

16,2%

Затрудняюсь ответить

5

4,3%

Вопрос был построен следующим образом: представилось, что такие факторы как «удобство расположение вуза», «не проходил на нужную специальность» могут стать отталкивающими, так как не способны повлиять на высокую мотивацию к обучению. И напротив, варианты «я хотел попасть на специальность, где сейчас учусь» и «мне важно

Ответы распределились следующим образом: большинству студентов хотелось поступить в ВУЗ ради интересующей их специальности, а также получить качественные знания и старт в профессии. Треть в первую очередь думала об удобстве расположения ВУЗа. Около 16% учитывали при поступлении мнение родных и друзей. Также был предложен вариант «другое». Студенты отвечали: «Мне хотелось переехать в другой интересный город; главное уехать из дома; поступала чтобы переехать в город, который мне нравится; ехала ради города». Также ответы были связаны с «отталкивающими факторами»: «Просто нужен диплом любой специальности; не поступила в ВУЗЫ, которые хотела; просто хотелось поехать куда-то – мне еще всего лишь 18; ради минимального балла ЕГЭ».

Был и такой ответ как: «Меня сразу готовы были принять в это учебное заведение»

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: что мотивирует вас в процессе учебы?

Вариант ответа

Количество ответов

В процентах

Хотелось бы получить диплом("корочку")

61

52,1

Мотивирует стать специалистом своего дела, построить карьеру

67

57,3

Хотелось бы не разочаровать семью, близких

40

34,2

Мечтаю о научной карьере

13

11,1

Мне сложно мотивировать себя учиться, нет конкретных целей

27

23,1

Затрудняюсь ответить

5

4,3

Однако, при ответе на вопрос что мотивирует продолжать учиться ответы распределились иным образом (таблица 2). С одной стороны, большинство респондентов (67%) выбрали вариант «мотивирует стать специалистом своего дела, построить карьеру». Но вместе с тем еще 60% ответили, что их мотивирует получение диплома или «корочки». Научная карьера интересует только 13% студентов. А большему количеству, почти половине, важно не разочаровать семью. Почти треть ответивших призналась, что им вовсе сложно себя чем-то мотивировать и у них нет конкретных целей.

Таблица 3. На что вы ориентировались БОЛЬШЕ ВСЕГО при выборе специальности?

Вариант ответа

Количество ответов

В процентах

Ориентировался на свои таланты, способности

47

40,2

Личные убеждения, представления

47

40,2

Изучал рынок труда, востребованность профессии

9

7,7

Ориентировался на мнение близкого окружения

8

6,8

Затрудняюсь ответить

1

0,9

Далее был задан вопрос – на что больше всего ориентировались студенты при выборе специальности (таблица 3). Можно было выбрать лишь один вариант ответа. Поровну, почти по 50%, были выбраны ориентация на собственные таланты и опора на личные представления о профессии. Меньше всего студенты ориентировались на рынок труда и мнение близких.

Таблица 4. Высшее образование сейчас получает большое количество молодых людей. А как вы считаете, необходимо ли сейчас иметь высшее образование?

Вариант ответа

Количество ответов

В процентах

Да, это очень важно

47

40,2

Скорее да, но это не так важно, как

 Говорят

61

52,1

Нет, сейчас существуют иные способы обучения и получения диплома

9

7,7

Диплом и иные документы совсем не важны. Скорее важны другие факторы (опыт, наличие "связей" и т. д.)

8

6,8

Затрудняюсь ответить

6

5,1

Что касается факторов, которые могли бы повысить мотивацию студентов, больше всего положительных ответов было за вариант «материального вознаграждения». Получать повышенную базовую (не на конкурсной основе) стипендию за отличную учебу хотят 86,3% ответивших. Больше половины считают, что замотивировать может гарантированное получение места на работе и стажировке. Почти половина считают, что уважение со стороны преподавателей и одногруппников также стимулирует мотивацию учиться. Всего 15,4 % считают необходимым наказывать тех, кто саботирует учебный процесс. В варианте ответа «другое» респонденты пишут: «Как старосте хотелось бы получать "плюшки"; способно замотивировать повышение количества учебного времени и качества материала, а не стандартное "20% даем мы, остальные 80 – вы"; меня мотивируют актуальные знания и их интересное преподношение; мотивирует развитая внеучебная деятельность и возможности развития в своём узком направлении». На вопрос «Спустя время, оглядываясь на выбор поступить в ВУЗ, сейчас бы вы приняли такое же решение?», большинство ответило «Да, также поступила бы». А 7,4% ответивших не приняли бы снова такое решение. Выбрали бы другую траекторию, например, взяли бы отдых от учебы, чтобы подумать, как ответило 19,7% студентов.

Выводы

Таким образом, результаты исследования подтверждают результаты других похожих исследований, проведенных отечественными специалистами в области социологии и педагогики. У студентов действительно преобладают разные мотивы получения образования, однако нельзя сказать, что преобладает мотив не относящийся к достижению учебных успехов. Несмотря на то, что многие студенты выбирают то, куда поступить сами, на основе личных талантов и убеждений, высокое место среди мотивов продолжать учебу находится стремление «не разочаровать родителей». Также наблюдается сниженная ценность получения высшего образования с точки зрения ответов респондентов. В качестве предложенных рекомендаций может стать повышение базовых академических стипендий, предоставление стажировок, возможность участвовать в выездных конкурсах - эти меры могут помочь тем, кто обладает мотивацией достижения профессионального успеха. Если у студента преобладает мотивация, основанная на внешних факторах, повысить заинтересованность в учебе может изменение учебного плана, повышение количества самостоятельных занятий, возможность сокращения учебного курса и получение документа об образовании другого типа (сокращённое обучение).

Список литературы

  1. Бурцева Наталья Владимировна Аксиологические аспекты мотивации в образовании // ЧиО. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskie-aspekty-motivatsii-v-obrazovanii (дата обращения: 24.11.2022).
  2. Гнездилова Л. Б., Гнездилов М. А. Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 4–11. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. 2-е изд., испр. и доп. М. : Смысл, 2015. 334 с. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 96–107. Желдоченко Л. Д. Профессиональные представления как детерминанта учебной мотивации студентов вуза // Мир науки : интернет-журнал. 2016. Т. 4. № 6. URL: mir-nauki.com/PDF/61PDMN616.pdf (дата обращения: 25.03.2018).
  3. Гордеева Ирина Викторовна Анализ мотивации учащихся при поступлении в вуз: проблема выбора // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-motivatsii-uchaschihsya-pri-postuplenii-v-vuz-problema-vybora (дата обращения: 24.11.2022).
  4. Ляшенко Мария Владимировна Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-osnovnye-ponyatiya-i-problemy (дата обращения: 24.11.2022).
  5. Мальцева Светлана Михайловна, Воронкова Анна Александровна, Оринчук Вячеслав Анатольевич, Сябитова Ксения Саяровна Мотивация получения высшего образования студентами-первокурсниками // Russian Journal of Education and Psychology. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-polucheniya-vysshego-obrazovaniya-studentami-pervokursnikami (дата обращения: 24.11.2022).
  6. Крушельницкая О.И., Полевая М.В., Третьякова А.Н. Мотивация к получению высшего образования и ее структура [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 2. C. 43–57 doi: 10.17759/psyedu.2019110205.

Интересная статья? Поделись ей с другими: