УДК 37

Повышение познавательной активности посредством электронных образовательных ресурсов

Миняева Анна Геннадьевна – студентка Физико-математического факультета Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева.

Аннотация: В статье раскрыта сущность понятий «электронные образовательные ресурсы», «качество образования». Определены действия педагога по повышению качества образования с помощью возможностей электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: электронные образовательный ресурс, познавательная активность, стимуляция познавательных интересов.

Увеличение информационной нагрузки из-за постоянно меняющегося мира является проблемой, с которой сталкиваются учащиеся уже на школьном уровне, что побуждает всех участников учебного процесса задуматься о том, как не только старятся поддержать интерес обучающихся к предмету, но и повысить активность учащихся к познанию нового материала на протяжении всего урока. Выявив данную проблему, ученые до сих пор ищут современные и эффективные методы обучения и методические подходы к стимулированию мышление учащихся, побуждая их к самостоятельному получению знаний. В современном образовательном процессе таким средством являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), в процессе обучения использование которых является главным требований ФГОС ООО. «Обучающимся должен быть обеспечен доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам, в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР» [7].

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это объединение средств обучения, которые разработаны и реализуются на базе компьютерных технологий.

К пониманию когнитивных функций существует несколько подходов. Некоторые авторы, например, В. Коротаев, М. И. Лисина, М. А. Данилов, Г.В., рассматривают функциональность как особенности становления и воспитания личности, познавательной деятельности. К. А. Абульханова-Славская, И. А. Редковец, Г. И. заключили, что умственная деятельность должна быть не только целью познания, но и средством ее реализации [3].

Могут быть как внешние, так и внутренние проявления познавательной деятельности. В зависимости от наличия определенного признака внешней познавательной активности можно выделить три уровня: высокий, средний и низкий.

ЭОР способствует формированию у учащихся интереса к обучению и укрепляет их когнитивные функции, таким образом происходит увеличение интереса и мотивации к образовательному процессу. Расширение, используется электронных образовательных ресурсов как средств стимулирования познавательной активности, можно найти в работах Стариченко Б.Е., Сардак Л.В., Слепухиной А.В. и других. Все научные исследования отраженные в трудах данных авторов подтверждают, что благодаря распространению мультимедийной информации обучение может быть организовано таким образом, чтобы студент мог получать новые знания и проводить исследования. Это внутренние факторы, определяющие познавательный интерес учащихся.

В ЭОР является модульной и состоит из нескольких модулей: Модуль информации (модуля курса), модуль практический (Лаборатории, интерактивные), модуль контроля.

Анализ научных публикаций, научно-педагогического и методического интереса в мощной системе позволил выявить общие клеточные стратегии активизации и создания различных уровней познавательного интереса и ценностей на каждом этапе. В научных трудах Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной и др., выделяются этапы повышения познавательного интереса:

Любопытство начальный этап, привлекает внимание ребенка благодаря внешним, иногда неожиданным и необычным обстоятельствам. Стимул для выявления интереса, который способствует переходу интереса от стадии простой адаптации к стадии устойчивого знания.

Любознательность ценная ситуация, в которой человек, как известно, хочет отодвинуть в сторону то, что он видел. В этот период личность обучающего наполняется мудростью и радостью.

Познавательный интерес характеризуется тем, что занимает центральное место в познавательной деятельности, ценностной мотивации. Они способствуют проникновению личности в важнейшие связи между изучаемыми явлениями, законы познания.

Теоретические вопросы, в свою очередь, используются в качестве образовательных инструментов. этот этап характеризует человека как иследователя, субъекта, творческую личность [5, 6].

Все эти процессы взаимосвязаны. Следует отметить, что на основе познавательного интереса формируются избирательные отношения в области науки, деятельности и знаний. Мировоззрение формируется на основе знания, целей создания мира и отношения к ним. Познавательный интерес обогащает и стимулирует не только процесс познания, но и труд других людей, поскольку каждый из них развивает интеллектуальную активность, творческую активность учащихся. И у каждого из нас, независимо от предмета и предметной области в целом, есть проверенный способ воспитания познавательного интереса, который используется в учебном процессе, иногда мысленно, а иногда интуитивно.

Активизация познавательного интереса учащихся осуществляется за счет обогащения содержания в материалах истории науки, решения задач высокой сложности и нестандартности, методов расчета, доказательства, преобразования и изысканности исследований, акцентуации различных занятий которые всегда будут актуальны.

Использование ЭОР в современном образовательном процессе никоим образом не охватывает традиционные методы обучения, гармонично дополняет их и объединяет на всех этапах обучения: ознакомление, обучение, применение и контроль. [3].

Для учителя ЭОР это возможность скорректировать свою образовательную деятельность и вызвать интерес учащихся на разных уровнях образования. Например, не распечатывайте тесты для занятий, а в онлайн-режиме используйте мобильные устройства учащихся, интерактивную доску, чтобы провести "оценку" знаний учащихся или подготовиться к следующей теме урока и четко увидеть результаты.

Это может быть посещение виртуальных музеев, наблюдение за производственным процессом, лабораторные испытания и т.д. Это позволяет вам лучше выполнять практические упражнения дома, такие как использование ЭОР на уроках позволяет ученику самостоятельно осознавать свои знания, умения и способности, не выбирая для участия в ЭОР правильные ответы учителя или родителя. ЭОР также позволяет изучать описание объектов, процессов и явлений в интерактивном режиме для более эффективной реализации различных типов исследовательских проектов. Кроме того, исследовательские статьи, написанные студентами, могут найти применение в качестве конкурентоспособной работы в школе, городе и т. д. фестиваль произведений школьников.

Электронное обучение помогает предотвратить негативное отношение к процессу обучения негативное отношение к обучению связано с апатией учащихся, в основном с непониманием изучаемого предмета или предмета. Электронные образовательные ресурсы умело воздействуют на мотивационную составляющую ученика, дают ему возможность проявить себя, поручают ему увлекательное задание и оценивают его решение без негативных сигналов со стороны преподавателя. Этот факт способствует формированию положительного отношения ученика к школьной работе, развитию и активизации познавательного интереса ученика [5].

Эффективной реализацией путем активизации познавательной деятельности учащегося является индивидуализация траектории обучения. Прежде всего, это связано с возможностями, которые предоставляет ученику ориентированное на результат управление: индивидуальный темп изучения материала, решение проблем, что определяется спецификой индивидуальных способностей каждого ученика.

Список литературы

  1. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения / Л. И. Божович. – Москва: Просвещение, 1991. – 320 с. – ISBN 978-5-7677-1104-2. – Текст : непосредственный.
  2. Бордовский, Г.А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе / Г. А. Бордовский, И. Б. Готская , С. П. Ильина, В. И. Снегурова. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017- 32 с. – ISBN 978-5-397-04140-9 .– Текст : непосредственный.
  3. Григорьев, С. Г. Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании [Электронный ресурс] / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. - Режим доступа : http://www.ido.rudn.ru/open/ikt/2.htm (дата обращения: 23.06.2022).
  4. Федотова, Е. Л. Информационные технологии в науке и образовании : учеб. пособие / Е. Л. Федотова, А. А. Федотов. - Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2016. - 336 с. – ISBN 5-07-000658-4. – Текст : непосредственный.
  5. Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов / Г. И. Щукиной. - Москва, 1984. - 176с. – ISBN 978-5-09-038782-8. – Текст : непосредственный.
  6. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст]. – Москва : Знание, 1979. – 47 с. : ил.; 19 см. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Педагогика и психология".; № 2).
  7. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”.

Интересная статья? Поделись ей с другими: