УДК 37

Виды и формы цифровых средств дистанционного преподавания русского языка как иностранного

Хуан Ин – студент Забайкальского государственного университета.

Аннотация: В период пандемии COVID-19 находившиеся ранее на периферии педагогики цифровые средства дистанционного обучения стали востребованы как никогда. Это затронуло и сферу преподавания русского языка как иностранного. В данной статье делается обзор на существующие в России виды и формы цифровых средств дистанционного преподавания русского языка как иностранного. В сататье дается оценка сильных и слабых сторон этих средсв, а также анализируется текущее состояние цифровых средств дистанционного преподавания русского языка как иностранного.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, дистанционное преподавание, мобильное обучение, онлайн-курсы, цифровизация образования.

Изучение иностранных языков - один из тех процессов в образовании, который как никакой другой требует живого присутствия преподавателя, поскольку в процессе преподавания языка важнейшее место отводится процессе коммуникации. Однако в период пандемии COVID-19 многие вузы были вынуждены перейти на дистанционный формат преподавания, в том числе и иностранных языков. Это затронуло и преподавание русского языка как иностранного. В данной статье рассматриваются дистанционные методы преподавания русского языка как иностранного, которые используют цифровые технологии.

К основным средствам преподавания, использующим цифровые технологии, Померанцева Н.Г. и Сырина Т.А. относят дистанционное обучение, технологию облака, онлайн-курсы, геймификацию и веб-квесты [1]. Также можно упомянуть использование цифровых технологий при очном обучении, например, использование видео- и аудиоресурсов сети интернете, использование интернет платформ для тестирования, использование цифровой доски для проведения лекционных и презентационных занятий и использование технологий цифровых видео-звонков для приглашенных преподавателей и носителей языка. Кроме того, для обучения иностранному языку могут использоваться цифровые оффлайн программы для использования в классе.

Среди этих видов и форм цифровых средств преподавания можно выделить те, что подходят в первую очередь для дистанционного обучения. Дистанционное обучение — это обучение учащихся, которые не всегда могут физически присутствовать в учебном заведении, или когда учащийся и обучающий разделены во времени и на расстоянии. Сегодня к дистанционному обучению относят онлайн-обучение, осуществляющееся посредством взаимодействующих в живом времени посредством программы для коммуникации, видеокамеры и микрофона преподавателя и студентов. Такое обучение может быть как групповым (чаще всего практикуется в вузах), так и индивидуальным (например, в ходе частных курсов языка). Такое обучение может также использовать дополнительные цифровые возможности, например, демонстрацию экрана, просмотр видео, интерактивные доски, показ презентаций. Программа дистанционного обучения может быть полностью дистанционной или комбинацией дистанционного обучения и традиционного обучения в классе (так называемого гибридного или смешанного). Другие способы включают дистанционное обучение с дополнительной виртуальной средой или обучение в виртуальной среде (электронное обучение). Такой формат мало отличается от обычных очных занятий и может подразумевать как лекционный, так и практический, в том числе и групповой (для этого некоторые приложения имеют функцию создания отдельных виртуальных «комнат») форматы. Из плюсов подобного обучения можно выделить отсутствие необходимости для иностранных обучающихся менять страну проживания, что снижает расходы на перелет и проживание в чужой стране или городе. Также студентом ненужно тратить время на дорогу до вуза или школы, что в крупных городах также может сказаться на самочувствии обучающегося, и, следовательно, качестве обучения. Кроме того, это делает возможным обучение в таких чрезвычайных условиях, как пандемия. Из минусов подобного обучения является, во-первых, затрудненный контроль реальной посещаемости занятий и сниженное внимание слушателей и в целом отсутствие постоянного контроля над аудиторией.[2] Кроме того, в контексте изучения русского языка как иностранного, студенты, изучающие иностранный язык из своей родной страны лишаются возможностей языковой среды, которые имеются у студентов, обучающихся очно за границей

Помимо онлайн-курсов в режиме живого времени существует также формат массовых открытых онлайн-курсов на таких образовательных платформах, как Coursеra, Открытое образование, Xuetang и пр. Такие платформы предлагают широкомасштабное интерактивное участие и открытый доступ к заранее подготовленным видеокурсам с интерактивными (тестовыми и практическими) элементами. Чаще всего такой формат не подразумевает постоянное вовлечение преподавателя, однако возможно периодическое взаимодействие с куратором. Такие курсы, как правило, не подразумевают интерактивного взаимодействия ни с преподавателем, ни с одногруппниками, что снижает уровень практических навыков, таких, как говорение, что значительно влияет на качество изучения иностранного языка. Однако такие курсы удобны тем, что позволяют обучающемуся проходить обучение в любое удобное для него время, не зависимо от преподавателя или других студентов. Таким образом, такое обучение подходит для создания теоретической базы при обучении языку, или, напротив, при изучении дополнительных его аспектов (например, язык в деловой среде), однако не может в полной мере заменить интерактивное обучение с преподавателем.

Также существует мобильное обучение, то есть «обучение в различных контекстах посредством социальных взаимодействий и взаимодействия с контентом с использованием персональных электронных устройств».[3]. Под мобильным обучением в широком смысле может пониматься вид дистанционного обучения, при которой мобильные учащиеся используют образовательные технологии мобильных устройств в удобное для них время. Это могут быть ноутбуки, мобильные телефоны и планшеты. Мобильное обучение фокусируется на мобильности учащегося, взаимодействующего с портативными технологиями. Использование мобильных инструментов для создания учебных пособий и материалов становится важной частью неформального обучения. В широком смысле мобильное обучение является не более чем формой, а иногда и синонимом дистанционного обучения. В узком смысле под мобильным обучением понимается автономное обучение при помощи образовательных приложений на смартфоне. Такие приложения могут включать в себя обучение лексике и грамматике языка, а также основам произношения. В основу этих приложений заложена геймификация образования. Хотя полноценно выучить язык при помощи таких приложений невозможно, студент может заложить основы языка, а также расширить свой словарный запас.

Говоря о преподавании русского языка как иностранного, важно понимать ряд нюансов. Во-первых, это нехватка цифровых материалов, обеспечивающих наиболее эффективное преподавание русского языка. Например, большая часть учебников выпускается в бумажном виде с дальнейшей отцифровкой в PDF формат для распространения между учащимися. К изначально мультимедийным пособиям можно отнести мультимедийное пособие«Краски – А1» и «Краски –А2»,, созданное для итальянцев, изучающих русский язык. В Воронежском университете подготовлен «Ruso Comunicativo» («Русский язык для общения») – электронный учебник, созданный с помощью мультимедийных средств обучения [4]. Среди массовых открытых онлайн-курсов по русскому языку как иностранному можно выделить курсы СПбГУ и ТГУ. Мобильных приложений, рассчитанных специально на изучение именно русского языка, разработано достаточно много, но они не различаются разнообразием функционала – в основном они сфокусированы на изучении лексики. Во-вторых, это нехватка технического обеспечения в учебных заведениях. Не все вузы могут обеспечить преподавателей средствами для проведения дистанционного обучения, и не у всех учеников есть возможность для такого обучения. Однако в первую очередь речь идет именно о неготовности вузв. В-третьих, это нехватка опыта работы с цифровыми средствами дистанционного преподавания как иностранного у преподавателей русского языка как иностранного. Для дистанционного преподавание необходимо не только умение пользоваться самими средствами преподавания, такими, как программное обеспечение, но и создание особой методологии, отличной от очных занятий.

Таким образом, можно сделать заключение, что, с одной стороны, в данный момент уже существует многообразие видов и форм цифровых средств дистанционного преподавания русского языка как иностранного. Эти средства могут быть эффективны для решения определенных задач и в некоторых обстоятельствах полностью замещать очное обучение. Однако представляется необходимым внести изменения в учебные программы посредством внедрения образовательных инноваций

Список литературы

  1. Померанцева Н.Г., Сырина Т.А. Особенности формирования иноязычной социокультурной компетенции средствами массовых открытых онлайн курсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 167-170.
  2. Гупенко А.Б. Плюсы и минусы дистанционного обучения // Педагогическая наука и практика, 2021.№2 (32). С. 112-115.
  3. Crompton H. A historical overview of mobile learning: Toward learner-centered education. In Z. L. Berge & L. Y. Muilenburg (Eds.), Handbook of mobile learning. Florence, KY: Routledge
  4. Азимов Э.Г. Электронные учебникипо русскому языку как иностранному:современное состояние и перспективы развития // Русистика. 2020. Т. 18. No 1. С. 39–53 .

Интересная статья? Поделись ей с другими: