УДК 37.032

Повышение готовности курсантов военных вузов к учебной деятельности в образовательной организации

Миля Алексей Викторович – старший преподаватель кафедры Самолетовождения филиала Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина в г.Челябинске; аспирант кафедры Подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования и повышения уровня готовности курсантов военных вузов к учебной деятельности. Подчеркивается значимость организации образовательной среды вуза для решения поставленной проблемы. Видение пути решения проблемы рассматривается автором через совершенствование учебно-мотивационного фактора готовности, определяющего различные аспекты организации и планирования учебной деятельности будущих военнослужащих в условиях образовательной организации.

Ключевые слова: курсанты военных вузов, повышение готовности к учебной деятельности, познавательно-действующая система профессиональной подготовки, аспекты организации учебной деятельности.

1. Введение

Современная парадигма повышения готовности курсантов военных вузов к учебной деятельности затрагивает сегодня совершенствование различных сторон данного процесса и строится как на достижении понимания обучающимися основных положений общей и военной психологии и педагогики, так и ряда других немаловажных аспектов, формирующих должный уровень мотивации, психолого-педагогических ценностей, готовности к освоению образовательных программ на основе современных технологий обучения, что в целом можно рассматривать как повышение готовности к обучению в рамках познавательно-действующей системы профессиональной подготовки военнослужащих [1; 4; 5].

2. Материалы и методы

Изначально понятие «готовность» в рамках научной психологии возникло в теории Д. Н. Узнадзе, он дал определение готовности как существенного признака установки. Но эта точка зрения оказалась спорной. Так, по мнению Л. А. Кандыбовича и М. И. Дьяченко установка это форма готовности. Понятие «готовность» неоднозначно определяется различными авторами, многие сходятся, что оно характеризуется совокупностью качеств личности.

В свете новой образовательной парадигмы в образовательных учреждениях военной направленности в рамках организации процесса повышения готовности курсантов к учебной деятельности с целью достижения результатов подготовки высококвалифицированных офицерских кадров на этапе обучения необходимо уделять особое внимание совершенствованию учебно-мотивационного фактора готовности, обусловленного такими аспектами, как:

  • создание комфортного психологического климата процесса обучения, а также обеспечение реализации стиля взаимодействия, способствующего формированию высокого уровня учебной мотивации курсантов;
  • продуманный и тщательный отбор учебного материала, отражающий соответствие актуальным потребностям курсантов военных вузов на современном этапе развития военных профессий;
  • соответствующая новой образовательной парадигме и инновационным педагогическим подходам организация учебной деятельности курсантов, заключающаяся в формировании у них высокого уровня познавательной активности, направленной на синтез и интеграцию нового знания на основе практического творческого опыта в контексте самоактуализации и самореализации; данное условие включает также формирование готовности курсантов военных вузов к продуктивной самостоятельной учебной деятельности;
  • организация условий образовательной среды военного вуза таким образом, чтобы они способствовали включению каждого курсанта в учебный процесс на основе активных методов обучения, предусматривающих создание профессионально ориентированных ситуаций, имеющих плюралистический характер решений, стимулирующих будущих военных к продуцированию нестандартных результативных решений в сложных ситуациях, что обеспечивает повышение готовности не только к непосредственной учебной деятельности, но и обеспечивает психологическую и моральную готовность будущего военнослужащего к непрерывному профессиональному самосовершенствованию;
  • немаловажным условием является организация коллективных форм обучения курсантов, способствующая формированию готовности действовать в команде при выполнении любых учебных задач, отражающих теоретическую, физическую, психологическую, техническую и т.д. стороны профессиональной подготовки;
  • грамотное использование оценивания результатов учебной деятельности, включение курсантов в процесс рефлексии и обеспечение эффективной обратной связи в процессе учебной деятельности [2; 4; 5].

В процессе повышения уровня готовности курсантов к учебной деятельности в условиях образовательных учреждений в педагогической деятельности необходимо учитывать особенности профессионального становления и личностного развития каждого курсанта, обеспечивая тем самым формирование устойчивых профессиональных мотивов, профессионально важных качеств, личностных свойств и характерологических черт [2].

Особе значение в контексте повышения готовности курсантов к учебной деятельности следует уделять формированию ценностно-смысловых ориентаций, определяющих ответственное отношение будущих военнослужащих к непрерывному совершенствованию общеучебных умений, навыков и необходимых компетенций, что будет способствовать развитию у них высокого уровня интеллектуальных способностей, обеспечит повышение уровня обучаемости через создание условий успешности посредством выбора и достижения общественно значимых целей, мотивации поступков и принятия решений, противостоящих отрицательному воздействию случайных ситуаций и основанных на устойчивых внутренних убеждениях будущего военнослужащего, а также посредством самоорганизации и адекватного самоутверждения [2; 5].

Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть, что для успешного формирования необходимого или повышения уже имеющегося уровня готовности курсантов военных вузов к учебной деятельности необходимо, прежде всего, повышение эффективности преподавания и организации самого учебного процесса, опосредуемого условиями образовательной среды учебного заведения. Суть данных условий предполагает непосредственное обращение к личности каждого курсанта, позиционированию его в учебном процессе как творческого субъекта будущей профессиональной деятельности.

Важно также отметить, что в процессе, направленном на повышение готовности курсантов к учебной деятельности, необходимо уделять особое внимание планированию и организации таких форм учебной деятельности как прохождение практик и войсковых стажировок. Это связано с тем, что их учебно-функциональные особенности позволяют отразить непосредственный средовой контекст будущей профессиональной деятельности. В результате прохождения практики курсант осознает значимость своей профессии, имеет возможность самостоятельно эксплуатировать вооружение и технику, применяя полученные теоретические знания и осознавать правильность выбора своей профессии.

Целями практики является:

  • формирование у курсантов профессиональных навыков в организации и проведении различных видов работ;
  • ознакомление с психофизиологическими особенностями труда и формирование практических навыков.

Задачами дисциплины являются:

  • определение профессиональной пригодности курсантов и их дальнейшего предназначения, непосредственная подготовка в качестве специалиста,
  • выработка у курсантов умений и навыков в эксплуатации вооружения и техники.

Процесс прохождения практики направлен на формирование различных компетенций, среди которых хотелось бы выделить основополагающие, влияющие на повышение готовности курсантов к учебной деятельности. К ним можно отнести:

  • понимание значимости своей профессии и готовностью применять полученные знания и приобретенные навыки в будущей практической деятельности;
  • способность самостоятельно приобретать новые знания и умения и использовать их в сфере профессиональной деятельности;
  • способность применять основные естественнонаучные законы при решении профессиональных задач;
  • способность использовать современные средства и методы проведения измерений;
  • способность эксплуатировать современную военную технику;
  • способность оценивать возможности выполнения задачи в зависимости от внешних факторов. В результате формируются навыки и умения для овладения выбранной специальностью.

3. Заключение

Таким образом, методологическая сторона процесса повышения готовности курсантов к учебной деятельности должна быть неразрывно связанной с включением в данный процесс такого содержания, которое позволяло наиболее реально отражать или воспроизводить всевозможные компоненты будущей профессиональной среды.

Соответствие учебного процесса требованию так называемой «контекстности» (контекст будущей военной профессии) позволяет обеспечить динамическое моделирование подготовки будущего военнослужащего, что обеспечивает последовательный переход учебной деятельности в профессиональную на основе формирования устойчивости мотивационного фактора, обеспечивающего готовность курсанта к совершенствованию в обучении.

Список литературы

  1. Дубровский, А. В. К проблеме формирования готовности курсантов военных вузов к управленческой деятельности [Электронный ресурс]/ А. В. Дубровский, И. И. Ихтисанов// Науковедение. – 2016. – Том 8. – № 6. – Режим доступа: https://naukovedenie.ru/PDF/119EVN616.pdf [Дата обращения: 1.10.2018]
  2. Лопатухина, Т. А. Приоритетно-ориентированный подход к профессиональному воспитанию военнослужащих и технология его реализации / Т. А. Лопатухина, А. В. Осипова // Армия и общество. – 2010. – № 2. – С. 21-25.
  3. Межуев, А. В. Мониторинг готовности курсантов к обучению в военно-инженерном вузе / А. В. Межуев// Наука. Инновации. Технологии. – 2008. – № 6. – С. 169-174.
  4. Никитин, Ю. Г. Формирование готовности курсантов военного вуза к реализации гражданской позиции / Ю. Г. Никитин // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2012. – № 4. – С. 110-113.
  5. Шевцова, С. В. Проблема ответственности в военном профессиональном образовании / С. В. Шевцова // Армия и общество. – 2013. – № 5 (37). – С. 68-72.

Интересная статья? Поделись ей с другими: