УДК 372.881.111.1

Применение гибридной формы обучения на практических занятиях по английскому языку

Хусаинов Роберт Рустемович – студент магистратуры Казанского (Приволжского) федерального университета.

Данилов Андрей Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Билингвального и цифрового образования Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета.

Аннотация: Благодаря широкому внедрению и использованию компьютеров образование приобрело общедоступный характер. Многие люди используют различные приложения для изучения языков, получения новой информации, подготовки к экзаменам. Популярность и возможность разработки онлайн-курсов позволило преподавателям университетов комбинировать разные форматы, вследствие чего студенты перестали быть «пассивными» слушателями и стали активными участниками процесса. В статье рассматриваются современные образовательные технологии (приложения, платформы и другие программы), которые могут быть применены в рамках гибридной формы обучения.

Ключевые слова: гибридное обучение, онлайн-курс, информационно-коммуникационные технологии, планирование и организация образовательного процесса, онлайн-платформа, онлайн-приложение.

Современное образование характеризируется разработкой и внедрением нетрадиционных форм и методов реализации образовательного процесса. Со временем число участников образовательного процесса, заинтересованных в инновациях, только растет. Вследствие использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в рамках учебного процесса традиционные модели «преподаватель-студент» и «студент-книга» стали вытесняться другими, более сложными моделями. В данном случае третьим объектом-участником ранее описанных моделей становится ИКТ в одной из своих нескольких форм.

Несомненно, одними из самых распространенных инструментов, используемых на занятиях, являются компьютер и интерактивная доска (англ. smartboard). Они позволяют демонстрировать не только рукописный текст, но и различные виды медиаконтента, что позволяет внести разнообразие в занятие. Стоит отметить, что использование различных технологий на занятии требует знаний и подготовки самого преподавателя. Умение использовать ИКТ, в частности персональный компьютер, для реализации собственной деятельности характеризует уровень компьютерной грамотности человека [1]. Конечно, учитель должен заранее спланировать и спроектировать такие компоненты занятия, как: цели, этапы, тайм-менеджмент (распределение времени, отводимое на разные этапы), возможные проблемы, виды взаимодействия участников процесса и т.п. Используя только два вышеупомянутых устройства, он может спланировать и оптимизировать время, отводимое на разные этапы занятия так, чтобы сократить время их подготовки. Демонстрация аутентичных материалов (медиаконтент), использование онлайн-словарей, программ создания и использования виртуальных досок – всё это является примерами использования компьютера как средства обучения (англ. both teaching aids and reference materials) [2].

Использование ИКТ не ограничивается использованием только компьютера. И.Д. Рудинский и А.В. Давыдов в своей статье [3] рассматривают несколько образовательных технологий, которые в совокупности позволяют организовать гибридную образовательную систему. При наличие необходимого материально-технического обучения можно реализовывать и форматы «Face to Virtual Reality» (FtVR), «Face to Augmented Reality» (FtAR), «Face to Ebook» (FtEb) и т.д.

Вышеописанный пример применения компьютера на занятии английского языка можно описать с помощью модели, включающей в себя две образовательные технологии: «Face to Face» (FtF) и «Computer Learning» (CL). CL, в свою очередь, может быть реализована в двух режимах работы: синхронном и асинхронном. В первом случае, результатом взаимодействия участников образовательного процесса и цифрового образовательного ресурса (ЦОР) является наличие своевременной обратной связи (англ. feedback). Во втором же случае обратная связь проводится спустя некоторый период – в свободное от занятия время.

Тем не менее, только наличие ИКТ в качестве возможного инструмента – не достаточное условие реализации гибридной формы. Для её полноценной реализации необходимо организовать образовательный процесс так, чтобы 40–80% реализовывалось в режиме онлайн, или в цифровом режиме. В отличие от смешанного обучения, в котором на онлайн работу отводится до 40–45%, гибридная форма подразумевает комбинацию образовательных технологий вне зависимости от того, реализуются они в режиме оффлайн или онлайн [3].

Одним из самых распространенных примеров использования ЦОР является система дистанционного образования «Moodle», которая часто применяется для создания онлайн-курсов для студентов высших учебных заведений. Данная система может применена и для реализации гибридного обучения: студенты выполняют задания и самостоятельно изучают темы онлайн-курса, а затем обсуждают с преподавателем полученные результаты и проводят рефлексию. Работа педагога в данном случае сводится до консультативной, или вспомогательной, функции.

Аналогами-конкурентами системы «Moodle» служат и образовательные платформы, такие как: «edX», «Stepik», «Blackboard», «Google Classroom» и др. Все они предоставляют доступ к уже созданным онлайн-курсам, а также возможность создания новых. Функционал варьируется в зависимости от платформы, а также от версии (платной, бесплатной): базовая версия предоставляет загружать файлы (документы, изображения, видео- и аудиоконтент), создавать задания на сопоставление (matching), выбор одного или нескольких ответов (multiple choice) и другие (рис. 1).

1

Рисунок 1. Создание онлайн-курса на платформе «Stepik».

В рамках консультативной или практической части занятия могут использоваться программы создания и использования виртуальных досок. Примерами таких приложений являются «Miro», «Google Jamboard» и др. Они позволяют организовать работу нескольких пользователей в рамках одного проекта (или доски). Функционал приложений включает панель инструментов для рисования и создания базовых фигур, работу с изображениями, звуковыми файлами, ссылками и т.д. Таким образом, можно организовать как работу всей группы над одним вопросом, или заданием, так и разделить её на несколько подгрупп, которые будут работать с заданиями, представленными на разных слайдах (присвоенных этим группам). Все участники могут добавлять объекты, делать записи, изменять и преобразовывать информацию, представленную на одном из слайдов (рис. 2).

2

Рисунок 2. Виртуальная доска «Miro».

Приложение «Google Sites» позволяет полноценно создавать собственные сайты. В не образовательных целях их используют для рекламы. В учебных целях платформа может быть использована для создания, к примеру, веб-квестов (англ. Web-quest). Веб-квесты имеют ряд преимуществ, среди которых можно отметить: мотивацию обучающихся к изучению нового материала; организацию работы в форме целенаправленного исследования, неограниченного по времени; активизацию самостоятельной индивидуальной или групповой деятельности обучающихся, которой они сами управляют.

Менее популярными, но не менее эффективными являются чат-боты, которые также могут быть использованы в образовательных целях: предоставление теоретической части (грамматика языка), практических заданий для самопроверки, работа с общепринятыми лексическими единицами и словосочетаниями (англ. useful language) и т.д.

Таким образом, благодаря комбинации нескольких онлайн-ресурсов можно организовать работу студентов в форме гибридного обучения, что позволит преподавателям английского языка не только оптимизировать образовательный процесс в рамках занятий, но и предоставить обучающимся возможность самостоятельно изучать материал и быть активным участником процесса. Необходимо и не забывать о том, что овладение языком не достигается лишь за счет знания теории, поэтому коммуникативный подход до сих пор занимает одну из лидирующих позиций. Именно по этой причине организация занятий в дистанционном формате требует больших ресурсов (развитие искусственного интеллекта на уровне носителя языка, разработка курсов инженерами-программистами и носителями языка и т.д.).

Список литературы

  1. Хусаинов Р., Данилов А. Концепция «компьютерной грамотности» и её основные характеристики [Электронный ресурс]. URL: https://na-journal.ru/4-2021-informacionnye-tekhnologii/3285-koncepciya-kompyuternoi-gramotnosti-i-eyo-osnovnye-harakteristiki (дата обращения: 29.11.2022).
  2. Teaching Knowledge Test. Handbook for teachers (TKT Modules 1, 2 and 3). 2022.
  3. Рудинский Игорь Давидович, Давыдов Артем Витальевич. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения // Вестник науки и образования Северо-Запада России. Т. 7. № 1.

Интересная статья? Поделись ей с другими: