УДК 316

Сравнительный анализ отношения школьников к мемам в 2021 и 2022 годах

Петрова Дарья Вадимовна – студент кафедра Туризма Восточного института Бурятского государственного университета.

Аннотация: На сегодняшний день нельзя не замечать того факта, что Интернет и социальные сети становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Общение в виртуальной реальности породило целый ряд специальных языковых и внеязыковых средств, к которым, безусловно, относятся мемы. Понимая, что почти все подростки являются активными пользователями Интернета, было решено провести сравнительное исследование о роли мемов в их жизни в 2017 и 2021 годах.

Ключевые слова: мемы, школьники, картинка, социальные сети, сравнение.

Самый простой пример мема– картинка, появившаяся в интернете на каком-либо форуме или блоге. Заметив эту картинку, подростки могут находить ее смешной и начать активно пересылать друг другу. Тогда это изображение приобретает массовый характер и становится мемом.

Поставив перед собой задачу сравнить ситуации разных лет, а именно, как подростки относились к «мемам» раньше и сейчас. На основе этого изучить уровень знания мемов , осведомленности о том, откуда они появляются, мы выбрали возрастную группу респондентов: учащихся 10 классов (15-16 лет). Так же учащихся старшей школы 10 классов той же возрастной группы. Всем им были розданы опросные листы следующего содержания:

  1. Знаете ли вы, что такое мемы
  2. Для чего нужны мемы
  3. Интересны ли вам мемы
  4. Как вы думаете, откуда появляются мемы

Анализ ответов на первый вопрос показал, что старшеклассникам год назад был значительно меньше знаком термин «мем», чем ребятам на сегодняшний момент (сказали, что знают его всего 89% младших школьников и 70% ребят старшей школы в 2022 году). По условиям опроса, если человек отвечал «нет» на первый вопрос, на остальные – не отвечал. Поэтому дальнейшие расчеты велись только исходя из числа тех, кто ответил положительно на вопрос о знании, что такое мем.

На следующий вопрос о том, для чего нужны мемы самые популярные ответы разных лет выглядят таким образом: «передавать эмоции» (сказали 12 десятиклассников в 2021 году), «веселиться», «посмеяться» (ответило 7 ребят, опрошенных раньше и 11 человек на сегодняшний момент), «для настроения» (сказало 8 старшеклассников 2021 году и 15 человек сейчас ), «для развития» (так ответили 8 ребят в этом году), «не знаю» (ответили 4 и 4 человека соответственно). С точки зрения пользователя мемов все ответы, кроме ответа «не знаю». Число тех, кто не знает, для чего нужны мемы, не изменился. Ученые отмечают, что способность понимать мем говорит о принадлежности человека к определенной подростковой субкультуре. «Мемы» возникают в различных сообществах, причем нередко они характерны для сообщества и непонятны для всех остальных.» Именно поэтому многим взрослым незнаком термин «мем», а если и знаком, то смысл конкретных мемов очень часто не понятен. С точки же зрения создающего мем, он нужен, чтобы, используя его легкую запоминаемость и скорость распространения

На вопрос интересны ли им мемы «да» ответило 20 старшеклассников в 2021 году и 22 младших школьников в 2022 , «нет» - 11 и 5 человек соответственно, «не очень» - двое опрошенных раньше и 2 ребят в 2022 году, «иногда», «по ситуации» - 1 десятиклассник в 2021 году и 9 человек на сегодня. Эти результаты показывают, что процент знания о меме увеличился, а процент незнания уменьшился вдвое. В целом мемы стали еще больше интересны молодежи. Стоит отметить, что ребята стали разбираться в мемах, а не смотреть все подряд, их стали интересовать конкретные мемы, «по ситуации».

Нас так же занимал вопрос, знают ли ребята, откуда появляются мемы. «Не знаю» и «из Интернета» ответило 12 человек, опрошенных ранее и 19 школьников, «придумывают люди» - 7 ребят в 2021 году и 8 младших школьников, «из видео, картинок» -5 и 11 соответственно. Безусловно, все ответы, кроме первого, можно считать верными. Количество ребят, которые не знают, откуда берутся эти картинки, увеличилось. По сравнению с 2021 годом, на сегодняшний момент, ребята активно пользуются ими, но что является первоначальным источником мемов, не знают.

Ученые признают, что в меме отражено не личное, а общественное подсознание, в этом же они видят главную опасность мемов. Эти «информационные вирусы» - «симптом главной болезни общества массового типа – отсутствия индивидуальной воли. Человеку в информационном обществе в принципе нет необходимости мыслить и понимать окружающий его действенный мир, мир сам навязывается ему в виде готовых схем взаимодействия с миром.» Человек, активно пользующийся мемами, перестает мыслить самостоятельно, гораздо легче взять уже готовую, придуманную картинку или надпись, лайкнуть ее и таким образом выразить свое отношение к происходящему, чем самостоятельно что-то придумывать, мучиться, пытаясь выразить свое отношение, свои чувства словами. Поэтому можно сделать вывод, что за последний год, процент ребят, которые используют мемы, вырос на 13%. Безусловно, это плохие показатели. Мы видим, что все больше людей теряет свое личное мнение, пользуясь уже готовыми картинками. 

Десятиклассникам в 2021 году термин «мем» был знаком значительно меньше, чем ребятам этого же возраста в 2022 году.

Респонденты, опрошенные нами, понимают необходимость мема с точки зрения простого пользователя соцсетей (передать эмоции, поднять настроение), но четвертая часть опрошенных считает, что мемы нужны для развития. Так же никто не задумывается о том, что мем – мощный инструмент влияния на сознание человека, а также показатель принадлежности к особой молодежной культуре;

В целом мемы достаточно интересны молодежи, они становятся еще более популярными. Школьники в целом верно понимают, откуда берутся мемы, но, видимо не знают, что создание мемов – целая индустрия и большинство мемов создано за пределами нашей страны;

Пользование мемами таит в себе опасность ухода от индивидуальности человека. С каждым днем люди все чаще не задумываются о том, что они перестают самостоятельно мыслить, выражать свое личное мнение. Они просто обращаются к готовым шаблонным фразам и картинкам, придуманными другими.

Список литературы

  1. Академия коммуникации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URLhttp://wacademy.livejournal.com/23733.html.
  2. Мемы – мифы или реальность? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35193.
  3. Т.Е. Савицкая Интернет-мемы как феномен массовой культуры.
  4. Уфимцев Р., Уфимцева Е. Наши дальние родственники: меметика .
  5. Что такое мем? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.kakprosto.ru/kak-246273-chto-takoe-mem.

Интересная статья? Поделись ей с другими: