УДК008

Роль социальных сетей в жизни школьников (сравнение двух возрастных групп)

Петрова Дарья Вадимовна – студент кафедра Туризма Восточного института Бурятского государственного университета.

Аннотация: На сегодняшний день нельзя не замечать того факта, что Интернет и социальные сети становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Была поставлена цель: выяснить отличается ли отношение к социальным сетям и их тематическим группам у младших школьников и ребят постарше, что можно сказать о конкретном человеке и поколении в целом, зная, какие группы по интересам для него предпочтительней.

Ключевые слова: социальные сети, подростки, школьники, группы, паблики.

Поставив перед собой задачу выявить, различаются ли предпочтения в выборе социальных сетей и групп у учащихся Усть-Баргузинской школы Баргузинского района школы в зависимости от возраста и как этот выбор характеризует мировоззрение молодых людей, мы выбрали две возрастные группы респондентов: учащихся 6-х классов (12-13 лет), их было 50 человек, и учащихся 10-11 классов (15-17 лет) – 48 человек. Всем респондентам были розданы опросные листы следующего содержания:

  1. Пользуетесь ли Вы социальными сетями?
  2. Какими из социальных сетей Вы пользуетесь?
  3. Как часто Вы их посещаете?
  4. Состоите ли Вы в каких-либо группах, созданных в социальных сетях?
  5. В каких именно группах Вы состоите?
  6. Чем Вас привлекают именно эти группы?
  7. Как повлияло на Вас то, что Вы состоите именно в этих группах?
  8. Смогли бы Вы отказаться от социальных сетей?

Анализ ответов на первый вопрос показал, что пользуется социальными сетями 100% старшеклассников и 92% шестиклассников, мы считаем эти цифры достаточно высокими. Думаем, к окончанию школы все ребята заведут свои аккаунты в соцсетях.

Из ответов на второй вопрос стало понятно, что самой популярной у усть-баргузинских школьников является сеть «Вконтакте» (86% пользователей среди учащихся 6-ых классов и 98 % у старшеклассников). Такая популярность объясняется тем, что данная сеть является российской, ориентированной в основном на молодых пользователей, в ней собраны все самые необходимые функции сети: можно переписываться, смотреть видео, слушать музыку, знакомится с новостями, публиковать свои и оценивать чужие фото, участвовать в тематических группах. Вторая по популярности сеть – «Одноклассники» (42% и 12% пользователей соответственно) ориентирована на средний возраст. «Фейсбук», который занимает третью строчку нашем рейтинге (10 и 12 процентов пользователей), является американской социальной сетью, поэтому не очень популярен у школьников. В «Твиттере», набравшем 12% участников среди шестиклассников и 37% участников среди выпускников, можно только обмениваться небольшими текстовыми сообщениями. В «Инстаграм», набравшем 10 и 37 процентов пользователей, можно выкладывать фото и комментировать их. Как видим, последние две соцсети в три раза популярнее у старших ребят, чем у учащихся средней школы, а более возрастные «Одноклассники» в три с половиной раза популярнее у младшей возрастной группы. Таким образом, можно сделать вывод, что школьники выбирают такие платформы для общения, где больше функций, меньше контроль со стороны взрослых, чаще обновляются новостные ленты, много других пользователей со схожими интересами. Чтобы удовлетворить эти запросы, 100% опрошенных шестиклассников и 67% старшеклассников имеют аккаунты в нескольких разных соцсетях.

Анализируя ответы респондентов о частоте посещения социальных сетей, мы пришли к выводу, что школьники заходят туда регулярно. Ответ «несколько раз в день» выбрали 54% опрошенных в младшей возрастной группе и 83% среди старших ребят. Некоторые, отвечая на этот вопрос, говорили: «Я оттуда не выхожу». Ответ «Один раз в день» выбрали 26 и 9 процентов ребят соответственно. Варианты «Несколько раз в неделю», «Один раз в неделю», «Один раз в месяц» выбрали всего от двух до шести процентов опрошенных. Социальные сети стали очень важной частью нашей жизни, она немыслима для современных школьников без виртуального общения.

Опрос о том, состоят ли респонденты в каких-либо группах, созданных в социальных сетях, показал, что состоят в таких группах 100% старшеклассников и 72% шестиклассников, причем многие учащиеся являются членами не одной, а нескольких групп в сетевых сообществах (65% выпускников и 58% учеников средних классов). Нами был проведен и тематический анализ таких групп, для удобства работы мы объединили названные респондентами группы в блоки по интересам. В процессе обработки данных выяснилось, что в среде шестиклассников наибольшей популярностью пользуются юмористические группы («Это именно угарно», «Смеяться», «Четкие приколы», «Анекдот», «Это смешно», «Марвел», «Универ»), о принадлежности к ним заявили 30% опрошенных, а у старшеклассников участниками группы «Черный юмор» оказалось только 6% респондентов. Следующей по популярности у учащихся средней школы оказалась группа самого известного в мире китайского интернет-магазина «Алиэкспресс» (назвали 18% шестиклассников), а вот у выпускников эту группу не назвал никто. Среди опрошенных участников младшей возрастной группы примерно одинаковы по популярности сообщества, объединяющие любителей интернет-картинок («Смайлы», «Мемы», «Смешные картинки») - 16% и интернет-игр («Майнкрафт», «Лайк тайм», «Варфейс») – 10%. Таких групп у старшеклассников совсем не было названо. Зато относительно мало у учеников шестых классов набрали голосов (по 6%) группы, популярные у старшеклассников, например, местные паблики («Школа! Не, не слышали») старшеклассников они по популярности стоят на втором месте, правда, и группы там названы другие («Аноним 03», «Подслушано. Признавашки Усть-Баргузин», «9Б») набрали 24% участников, что в 4 раза больше. Спортивные группы («Реальный футбол», «Спортхаккер») набрали у шестиклассников 4% участников и заняли последнее место по популярности, а у старшеклассников они вместе с военно-патриотическими сообществами на первом месте с двадцатью шестью процентами голосов, это группы «Реальный футбол», «ЗБС хоккей», «Спорт - наша жизнь», «Военное дело», «Роты», «ВС РФ», «Юниор аналитик». Популярны у старшеклассников (в основном, девочек) женские группы и группы о животных («Маникюр», «Лайфхак», «Лук Гук» «Кулинарное искусство», «Я люблю животных») – 18% голосов (у семиклассниц – 6%), психологические («Давно не дети», «Стереотип», «Темный уголок») – 14% голосов, шестиклассники не назвали таких групп совсем. Примерно одинаковое количество голосов получили познавательные группы ( 6% у шестиклассников и 8% у старшеклассников), это сообщества «ЕГЭ», Книжная полка», «МХК», «ВСГУТУ», названные старшими ребятами, как видим, они ориентированы на экзамены, выбор ВУЗа, и группы «Знаете ли вы», «Технолоджи», «Интересные факты», названные младшими подростками.

На вопрос «чем вас привлекают именно эти группы», мы получили следующие ответы: «получаю информацию о друзьях» - так ответили 28% учащихся шестых классов и 23% старших ребят, «играми и приложениями» - 24 и 29 процентов соответственно, «интересно, весело, прикольно» ответили 10 и 17 процентов респондентов. Дальше мнения опрашиваемых разошлись, так указали на возможность общаться в сети, знакомиться с новыми людьми 8% шестиклассников, а старшеклассники более важным считают возможность развиваться, получать новый опыт (17% голосов), делиться информацией, новостями (14% голосов). Ответ «как все, так и я» выбрали 8 и 12 процентов опрошенных. О том, что их ничем не привлекают названные группы, ответило 4% учащихся шестых классов.

На вопрос, «как повлияло на вас то, что вы состоите именно в этих группах», шестиклассники дали три варианта ответа: «никак» - 46%, «стал более общительным» - 28%, «нашел новых друзей» - 26%. У старшеклассников вариантов ответов было больше, но самыми популярными оказались эти же: «никак» ответило 39% опрошенных, «нашел новых друзей» - 19%, «стал более общительным» - 14%. А дальше мнения разошлись: «узнал много интересного» ответило 12% респондентов, «помогает провести время» - 6%, «узнал много нового», «развил меня» - по 4% и, наконец, один человек из числа старшеклассников на этот вопрос ответил неожиданно: «Я деградировал».

Вопрос о том, смогут ли опрашиваемые отказаться от общения в социальных сетях, разделил старшую группу наполовину: 50% сказали «да», 50% - «нет». Младшая группа ответила так: «да» - 40%, «нет» - 50%, «не знаю» - 10%.

Таким образом можно сделать вывод, что социальные сети имеют огромное значение для подрастающего поколения сегодня. Интернет предлагает огромное пространство для удовлетворения любых интересов и потребностей молодежи.

Список литературы

  1. Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 150 с. – (Открытая наука). – ISBN 978-5-534-09629-3. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/473842 (дата обращения: 10.12.2022).
  2. 2. Ермолова Наталия. Продвижение бизнеса в социальных сетях Facebook, Twitter, Google+. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 357 с. – ISBN 978-5-9614-2280-1.
  3. Ефимов Е. Г., Кузнецов А. А.. Виды кризисного потенциала социальных сетей как региональных социально-экономических систем. – Волгоград : ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – С. 144–145. – ISBN 978-5-7786-0419-3.
  4. Ефимов Е.Г. Социальные Интернет-сети (методология и практика исследования). – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2015. – 168 с. – ISBN 978-5-00072-109-4.
  5. Лавренчук Е. А.. Аутопойезис социальных сетей в интернет-пространстве: диссертация. – М., 2011.
  6. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества / отв. ред. Верченов Л. Н., Ефременко Д. В., Тищенко В. И. – М.: ИНИОН РАН, 2013. – 360 с. – ISBN 978-5-248-00644-1.

Интересная статья? Поделись ей с другими: